Сравнительный анализ «Особенности психического развития детей в зависимости от возраста»
методическая разработка

Чистякова Татьяна Павловна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_tablitsa.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Сравнительная таблица по психологии

«Особенности психического развития детей в зависимости от возраста»

Исполнитель: Чистякова Татьяна Павловна,

 обучающаяся  группы ЛГП-1803z

Екатеринбург 2019

Особенности психического развития детей в зависимости от возраста

Возраст

Когнитивное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Общение

Младенческий возраст

(от рождения до 1 года)

Познание мира посредствам действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Полная зависимость от матери.

Неразрывная связь ребенка со взрослым «МЫ».

Базовое доверие к миру, потребность в общении.

Ранее детство

(1-3 года)

Активная речь, накопление словаря. Внимание и память непроизвольны. 
Сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяется словами "взрослой" речи (фразовая речь).

Сознание «Я сам».
Восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка ("я", "я хороший", "я сам").
Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.

Совместная деятельность со взрослыми.

Ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)
Психологическое отделение от близких, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. 
Появление фразовой речи.
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные реакции на требование взрослых.

Дошкольный возраст

(3-7 лет)

Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление.
Интеллектуальная готовность К школе (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). 

Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».
Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Личностная готовность к школе.

Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
В этом возрасте у ребенка словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.

Адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Организация деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя.

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский.

Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека.

 Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).

Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Освоение норм и отношений между людьми.

Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.
«Я-концепция» 
Перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация характера.

Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Эмансипация от взрослых и группирование.


Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.

Старший школьный возраст

(15-17 лет)

Освоение профессиональных знаний, умений.
Познавательная деятельность: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых, быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.

Этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.
Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах. Независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в самом себе .

Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте

В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе.Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".

Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр

В дошкольном возрасте у детей необходимо развивать активный познавательный интерес к родному языку, повышать уровень речевого развития, подготовить к началу обучения в школе. Основой общения взрослого...

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста

Сравнительный анализ авторских схем обследования детей младенческого и раннего возраста позволит педагогу выбрать методику обследования для конкретного ребенка с учетом его особенностей....

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...