Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Психологическое значение сказок»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Доронина Наталья Михайловна

Консультация для родителей

«Психологическое значение сказок»

Сказки всегда были самым эффек­тивным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

Зачем вообще создавалась сказки? (Ответы родителей)

С давних времен люди использовали сказки как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.

В древности, когда не было воспитателей, учителей, психологов с помощью коротких поучительных историй и сказок родители учили детей, как поступать в жизни.

 В сказках действовали любимые герои, поэтому истории хорошо запоминались и надолго оставались в памяти.

И за период детства у ребенка складывался целый банк поведенческих примеров. По сути, выходя во взрослую жизнь, человек имел для себя примеры поступков в любых жизненных ситуациях.

      А какие сказки из вашего детства вы помните? (Ответы родителей).

К сожалению, как показывают наблюдения, не всякий современный ребенок может похвастаться знанием сказок.  И любимые сказочные герои для них, чаще всего, - это герои современных мультфильмов, в которых не всегда прослеживаются нравственные ориентиры, необходимые для формирования личности.

В ведь сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы: противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся вос­пользоваться примером положительного героя в борьбе со сво­ими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

      Ценность сказок в том, что в них нет прямых нравоучений. Как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать наоборот. А сказка действует ненавязчиво, «мягким намеком».

      Сказки не только воспитывают, но и лечат. Не зря у психологов так популярно такое направление как сказкотерапия. С помощью нее решаются многие эмоциональные и поведенческие проблемы детей.

      Но и сами родители способны помочь ребенку, используя веками отработанное средство – сказки.

     Главное, грамотно их подбирать.

     Во-первых, надо учитывать возраст. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. 

     Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. 

   А можно сочинить сказку самим.  Если ребенок поступает неправильно или не знает, как правильно поступить.  Рассказывая сказку, поставьте вымышленных героев в подобную ситуацию. Возможно, ребенку проще будет придумать, как поступит большой и сильный медведь, чем предположить свои действия.

       Можно использовать не только традиционных героев (животные, феи и волшебники), но и более современных, например, Лунтика, Смешарика и т.д.

    После сказки обязательно проведите беседу с ребенком. Выясните его отношение к событиям и героям, почему именно так, а не иначе развиваются события. Не навязывайте свою точку зрения, но старайтесь направить мысли малыша в нужное русло. Позвольте ребенку самому решить, почему герои поступили именно так, как в сказке. Свое взрослое мнение на время припрячьте, даже если оно очень правильное.

       После прочтения сказки можно рисовать или лепить по мотивам прослушанного.

      Можно также обыграть сказку с помощью пальчиковых игрушек, обычных игрушек или используя выразительные жесты, мимику, интонацию.

      Если мы отдадим своих детей на воспитание телевидению или интернету, пожалуй, они вырастут очень современными. Но не факт, что без вашей помощи они будут добрыми, отзывчивыми и милосердными. Читайте вместе. Для вас это полезно не меньше, чем для ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Психологическое значение сказок»

Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

Зачем вообще создавалась сказки? (Ответы родителей)

С давних времен люди использовали сказки как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.

В древности, когда не было воспитателей, учителей, психологов с помощью коротких поучительных историй и сказок родители учили детей, как поступать в жизни.

 В сказках действовали любимые герои, поэтому истории хорошо запоминались и надолго оставались в памяти.

И за период детства у ребенка складывался целый банк поведенческих примеров. По сути, выходя во взрослую жизнь, человек имел для себя примеры поступков в любых жизненных ситуациях.

      А какие сказки из вашего детства вы помните? (Ответы родителей).

К сожалению, как показывают наблюдения, не всякий современный ребенок может похвастаться знанием сказок.  И любимые сказочные герои для них, чаще всего, - это герои современных мультфильмов, в которых не всегда прослеживаются нравственные ориентиры, необходимые для формирования личности.

В ведь сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы: противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

      Ценность сказок в том, что в них нет прямых нравоучений. Как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать наоборот. А сказка действует ненавязчиво, «мягким намеком».

      Сказки не только воспитывают, но и лечат. Не зря у психологов так популярно такое направление как сказкотерапия. С помощью нее решаются многие эмоциональные и поведенческие проблемы детей.

      Но и сами родители способны помочь ребенку, используя веками отработанное средство – сказки.

     Главное, грамотно их подбирать.

     Во-первых, надо учитывать возраст. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. 

     Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. 

   А можно сочинить сказку самим.  Если ребенок поступает неправильно или не знает, как правильно поступить.  Рассказывая сказку, поставьте вымышленных героев в подобную ситуацию. Возможно, ребенку проще будет придумать, как поступит большой и сильный медведь, чем предположить свои действия.

       Можно использовать не только традиционных героев (животные, феи и волшебники), но и более современных, например, Лунтика, Смешарика и т.д.

    После сказки обязательно проведите беседу с ребенком. Выясните его отношение к событиям и героям, почему именно так, а не иначе развиваются события. Не навязывайте свою точку зрения, но старайтесь направить мысли малыша в нужное русло. Позвольте ребенку самому решить, почему герои поступили именно так, как в сказке. Свое взрослое мнение на время припрячьте, даже если оно очень правильное.

       После прочтения сказки можно рисовать или лепить по мотивам прослушанного.

      Можно также обыграть сказку с помощью пальчиковых игрушек, обычных игрушек или используя выразительные жесты, мимику, интонацию.

      Если мы отдадим своих детей на воспитание телевидению или интернету, пожалуй, они вырастут очень современными. Но не факт, что без вашей помощи они будут добрыми, отзывчивыми и милосердными. Читайте вместе. Для вас это полезно не меньше, чем для ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»

Уважаемые родители!         Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Значение мяча в жизни ребенка»

Цель: Донести до родителей важность игр детей с мячом.Задачи:- познакомить родителей о пользе и необходимостью совместных игр с мячом и их выбором;- предложить рекомендации при совместных играх с...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому, все здорово"!...