Методические рекомендации "О чем разговаривать с дошкольником"
консультация (старшая группа)

Появление и развитие речи ребенка резко увеличивает возможности малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_kak_razgovarivat_s_rebenkom.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  для родителей старшей группы на тему: «О чём разговаривать с дошкольником».

Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша.

Во-первых, расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми; с помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам.

Во-вторых, резко во время игр и самостоятельной деятельности повышается речевая активность ребенка. Начиная с 2-3 лет малыш ничего не может делать молча. Собственная речь теперь часто сопровождает предметные действия. Например, ребенок констатирует падение или перемещение игрушек ("мишка упал", "мячик укатился"), комментирует свои действия с кубиками ("домик большой не сломается"), подгоняет лошадку ("скорей поехали") и т. п. Он что-то бормочет, когда играет, и постоянно разговаривает сам с собой. Такая речь для себя сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста - до 5-6 лет. На первый взгляд она бессмысленна и ничего не значит, а просто констатирует действия ребенка. Однако подобная речевая фиксация имеет огромное значение для становления мышления маленького ребенка. Она свидетельствует о том, что малыш уже думает с помощью слов и что речь становится средством мышления.

В-третьих, значительно возрастает интерес ребенка к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые непосредственно к ним не обращены. На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Дети этого возраста легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка и что с ним уже можно разговаривать. А вот как и о чем - зависит от возраста и интересов дошкольника.

В первые годы жизни общение непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога, т. е. прямых ответов на вопросы взрослых или вопросов и обращений к ним. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослым, которая еще не отделена от конкретной ситуации взаимодействия. Малыш говорит о том, что можно увидеть, потрогать, рассмотреть, что находится рядом с ним, перед его глазами. Дети сообщают о том, что видят, что делают, что хотят. Например:

- Смотри, что у меня есть!

- Вот какая башня получилась!

- Дай мне вон ту машинку!

- Давай в кубики играть!

Все эти высказывания детей 2-4 лет отражают тот мир, в котором живет и действует маленький ребенок. Они адресуются взрослым и, естественно, вызывают их ответ. Но взрослый не только отвечает на вопросы и предложения малыша. Взрослый открывает перед ребенком мир.

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и необъятное множество других явлений, предметов и вопросов: его работа, знакомые люди, прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, его знания и умения и многое, многое другое. И вот хочет того взрослый или нет, специально или случайно, но он постоянно открывает ребенку свой сложный, огромный и пока еще невидимый малышу мир - с прошлым и будущим, с причинами и следствиями, с добром и злом. А происходит это только через речевое общение с ребенком. Другого пути познания мира у маленького человека нет.

В самом деле, ни один телевизор, ни одна картинка не может показать ребенку, что такое время, что такое вчера или завтра. А мы постоянно об этом говорим даже самым маленьким детям.

Вот типичный пример такой ситуации. Гуляя с бабушкой в песочнице, трехлетняя Варя построила большую башню из песка, а потом прибежала собачка и раскопала ее. Девочка удивилась, расстроилась, но быстро забыла этот случай и занялась чем-то другим. Так, наверное, эта собачка и не вспомнилась бы Варе, если бы на другой день за обедом бабушка вдруг не сказала: "А помнишь, какую мы вчера башню построили, а потом собачка прибежала и ее развалила..." И сразу перед глазами девочки возникла вчерашняя история. Варя как бы еще раз прожила ее, представила то, чего не видит сейчас, а что было раньше, в прошлом.

Гораздо чаще мы открываем перед ребенком будущее время. "Вот сейчас покушаем, оденемся и гулять на площадку пойдем", - говорит мама, и малыш уже весь устремляется в будущее, пусть даже очень простое и близкое.

Напоминая детям события их недавнего прошлого и приоткрывая перед ними их близкое будущее, мы как бы растягиваем их жизнь во времени, выводя ее за пределы настоящего момента. Правда, ребенок еще долго путает значение самих слов "вчера" и "завтра" и строит смешные фразы типа: "Завтра я был у бабушки" или: "Вчера пойду к врачу", но все-таки именно так он начинает постигать течение своего личного времени...

Точно так же малыш осваивает отдаленное пространство. Не только через перемещение в нем и не через свое реальное присутствие в разных точках планеты, но через рассказы взрослых и их, пусть даже частичное, понимание.

Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка. Однако первоначально ни долго слушать, ни тем более сообщать малыш еще не может. Такое общение представляет собой диалог, в котором инициатива принадлежит старшему: он что-то рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это только кажется, потому что вдруг тот же ребенок начинает задавать необыкновенно умные и глубоко содержательные вопросы.

В дошкольном возрасте, начиная примерно с 3 лет, предметом общения ребенка со взрослым могут стать явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас. Например, разговор о дожде, когда светит солнце; о птицах, которые улетели в далекие страны; об устройстве машины и пр. Все эти предметы и явления нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение со взрослым они становятся вполне реальными и значимыми для ребенка. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.

Вполне очевидно, что внеситуативное общение существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника. Явным свидетельством появления у ребенка этого вида общения служат его вопросы, адресованные взрослому. В возрасте 4-5 лет дети буквально начинают засыпать взрослого самыми разными вопросами: кто этот столб поставил? Как снег на небо попадает? Почему здесь лужа? И т. д. и т. п. Данный возраст так и называют иногда "возрастом вопросов" или "возрастом почемучек". Необузданное детское любопытство было неоднократно воспето в песнях и стихах, достаточно вспомнить "Почемучка, почемучка, милый мой" или "Сто тысяч почему". Подобные вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей интересует все: почему медведи не носят бусы и брошки? Почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба? Из чего делают бумагу? Кто в черешни косточки положил? И пр. Ответы на них может дать лишь взрослый.

Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Вопросы пятилетнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. А порой вопросы малышей не только вызывают умиление взрослых, но и ставят последних в тупик, потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, просто невозможны. Интересно, однако, что детям в этом возрасте вовсе не обязательно давать научные обоснования всех их "почему?", да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому в ответах нельзя искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие мистические силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый, отвечая на вопросы детей, обратил внимание на их интересы. Дошкольник постоянно совершает своеобразные открытия, которыми он охотно делится с взрослым: "А правда, что мандарин - сын апельсина", "Мам, посмотри, улитка устала и нектар собирает, как пчелки!", "Хомяки, наверное, сделаны из мышек". Эти наивные выводы свидетельствуют о том, что ум ребенка напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир. Общаясь с дошкольником, родители обязательно должны поддерживать и стимулировать его познавательные интересы, поскольку именно в них проявляется познавательная потребность и активность ребенка - основа всех умственных и творческих способностей.

Однако со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно делать, что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников (6-7 лет). И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно делать, а что делать нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в 6-7 лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.

Это стремление, конечно же, должны поддерживать родители. Нужно чаще разговаривать с детьми об их отношениях между собой, давать оценку их поступкам, обсуждать моральный смысл их действий и действий других людей, в том числе героев литературных произведений. Со старшими дошкольниками уже можно говорить о человеческих переживаниях и эмоциональных состояниях: когда нам бывает страшно, обидно, тревожно или весело, радостно, интересно, когда мы гордимся или стесняемся, чувствуем себя виноватыми или уверены в своей правоте. Безусловно, подобные разговоры не должны носить абстрактно-назидательный характер, а органично включаться в собственную жизнь ребенка или в чтение книжек. Такое общение помогает усвоению моральных норм, расширяет представления о людях, способствует не только социальному, но и душевному развитию дошкольника.

Мы описали возможности каждого возраста, отражающие нормальный ход развития ребенка. Но это лишь общая, усредненная возрастная последовательность. В реальной же жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков развития речевого общения. Отклонение от них на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений.

Практика показывает, что многие дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативного общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. А в некоторых случаях у детей до 5 лет преобладает непосредственное, эмоциональное общение, характерное для младенцев. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на младенческое. Но в сущности своей отношение ко взрослому и общение с ним у старшего дошкольника может быть таким же, как у младенца. Например, ребенок стремится только к физическому контакту со взрослым - целует его, замирает от блаженства, когда мама гладит его по головке, и т. п. При этом любой содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость, а порой и отказ от общения. Единственное, что ему нужно, - это внимание и доброжелательность взрослого. Такой тип общения нормален для младенца 2-6 месяцев, но если он становится основным для пятилетнего ребенка - это уже тревожный симптом, свидетельствующий о серьезном отставании в развитии.

Обычно оно вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили необходимого им личностного, эмоционального общения со взрослым. Подобное отставание, как правило, наблюдается в детских домах. В нормальных же условиях воспитания это явление встречается довольно редко. А вот застревание на уровне ситуативного общения до конца дошкольного возраста в последнее время стало типичным явлением. Оно заключается в том, что дети хотят играть только со взрослым, их волнует лишь то, какие игрушки разрешит взять сегодня мама, какую игру им предложит. При этом они избегают любого разговора на познавательные и личностные темы: не задают никаких вопросов, скучают, когда рассказываешь им что-то новое, не любят смотреть книжки. Такое поведение естественно для ребенка от 1 года до 3 лет, но если оно сохраняется у 5-6-летних детей, это должно вызывать тревогу и опасения взрослых. Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а личные высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии его речевого общения со взрослым.

В то же время в некоторых, достаточно редких случаях развитие общения ребенка опережает его возраст. Например, отдельные дети уже в 3-4 года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. Такое опережение, однако, тоже далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда личностное общение возникает сразу после делового, период познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.

Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждого этапа речевого общения в соответствующем возрасте.

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему:

«О важности и пользе игр со словами».

Как вы относитесь к тому, что дети весь день играют и не хотят с вами заниматься?

«Тебе только играть!» - часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка – это жизнь. Через Игру он постегает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

        В чем же особенности игры со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимателен к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной речи.

        Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длительные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда удовлетворителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность и в то же время направляем её в определённое русло, развивая таким образом интеллект и память ребенка.

        Прикрепите надписи к соответствующим предметам в вашей квартире: стол, диван, пол и т.д. Покажите ребёнку вначале предмет и затем надпись. Проведите по надписи карандашом или указкой, называя предмет: «диван», «окно», «шкаф» и т.д. Контролируйте внимание ребенка – он должен наблюдать за движением Вашей указки. Пусть Вас не смущает, если он еще не знает букв.

        Систематически, независимо от того, умеет ребенок читать или нет, указывайте на надпись и спрашивайте: «Что здесь написано?» Увидев предмет, ребенок сразу вспомнит слово. Метод, легший в основу данного упражнения, дополняет методику традиционного школьного обучения. Так, например, в школе обычно предлагается прочитать слово и понять, о каком предмете идёт речь. Такой подход грешит односторонностью. Преимущество же описываемого метода состоит в том, что у ребенка устанавливается прямая и обратная связь между словом и предметом (т.е. по слову он может вспомнить предмет и наоборот). Выполняйте упражнение систематически. Уже в недалёком будущем скажется его положительное воздействие на чтение и речь вашего ребенка.

        Итак, в какие лингвистические игры можно играть с ребёнком? Вот некоторые из них:

1. «Узнай слово»

        Это игра для тех, кто ещё не умеет читать, но знает буквы и начинает знакомиться со словами.

        Напишите крупно печатными строчными буквами на карточке несколько слов, обозначающих персонажей сюжетной игры (например, «папа», «мама», «Саша», «чашка», «тарелка», «диван», «пианино» и т.д.) или имена и персонажей любой сказки (например, «колобок», «заяц», «медведь», «волк», «лиса» и т.д.).

        Перед ребёнком разложены карточки словами вверх, далее вы рассказываете, а ребенок показывает действия.

        Например. Мама: «Папа пришёл домой».

        Ребёнок берёт карточку, на которой написано «папа» и показывает соответствующие действия, положив карточку на слово «дом».

        Мама: «Он очень устал и сел на диван отдохнуть».

        Ребёнок кладёт карточку «папа» на карточку «диван».

        Мама: «К нему подбежал Саша».

        Ребёнок берёт карточку «Саша» и кладёт рядом. И т.д.

        Также может разыгрываться любая сказка. Используя эту игру, ребёнок учится, ещё не умея читать, оперировать словами в виде образов. В дальнейшем это будет способствовать основанию навыков быстрого чтения.

2. «Начни с той же буквы».

        Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например, «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка. Сначала ребёнок может не понимать, чего от него хотят, в каждом слове постоянно повторяющуюся начальную букву. Затем ребёнок запоминает слова, обогащая свой словарный запас.

        Например. ПАПА: «макароны», МАМА: «мыло», ПАПА: «мясо», МАМА: «молоко», РЕБЁНОК: …(если ему трудно, подскажите и похвалите за повторение, и опять – ПАПА, МАМА, РЕБЁНОК…

3. «Какой? Какая? Какие?»

        Эта игра развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребенка.

        Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода и по очереди с ребёнком подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а Вы выступаете в роли судьи.

        Например: «трава».

        Зелёная – мягкая – шелковистая – высокая – изумрудная – болотная – густая – скользкая – нежная – сухая и т.д. Побеждает тот, кто назвал последний эпитет.

4. «Кто в окошке?».

        Вырежьте окошко из цветной бумаги и, прикладывая его к разным слогам в таблице, читайте их вразброс.

Методические рекомендации для родителей старшей группы  на тему:

«Почему и зачем учат дошкольника читать?».

В вашей семье есть ребенок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? В любом случае этот раздел сайта именно для тех взрослых, которые хотят помочь своему ребенку научиться читать.

Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Вариантов ответа на этот вопрос множество:

- вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок - это не вы, - возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте!);

- вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);

- вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);

- вам надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам" (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух, а дети еще не скоро смогут сами с интересом читать их!);

- ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать (Отлично! Этот раздел именно для вас и вашего ребенка!).

Следующий, очень важный вопрос: сколько лет вашему малышу?

2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут - в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности - игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему:

«Как знакомить детей с буквами».

        Основная задача консультации – помочь ребенку в изучении букв.

        Характеристика и образ буквы соответствуют самому значку, а не словам, которые на эту букву начинаются. Для маленького ребенка недостаточно сказать «А – автобус». У ребенка среднего дошкольного возраста еще не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых. Мир детей – это особый мир, со своими представлениями, поэтому знакомить ребенка с буквами надо с помощью доступных ему понятий. От обычных слов и знакомых образов надо плавно переходить к изучению букв. Занимаясь с ребенком, представляйте каждую букву, как нового друга.

        Вырежьте из разрезной азбуки красочные буквы, наклейте их на плотный картон. Можете приобрести магнитную азбуку и прикреплять буквы к металлической поверхности, например к холодильнику. Очень хорошие буквы из прессованного картона, собранные в ячейках в алфавит. Их можно вынуть из своего «домика», потрогать, поиграть. Есть мягкий конструктор с буквами, который можно намочить и играть в ванной. Буквы должны стать реальными. Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Изучая буквы, дети играют с ними. Буквы «оживают» и становятся такими же любимыми, как мишки и куклы. Значит, у них должны быть имена или названия, как у всех окружающих предметов. Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать. Букву «Т» можно взять в руки и постучать как молотком, потому что буква «Т» похожа на молоток. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки.

        Ежедневно показывайте ребенку новые буквы. Читайте звук, а не название буквы: "Посмотри, это буква «М» (а не «эМ»), это буква «Н» (а не «эН»)". Обращайте внимание ребенка на элементы буквы, например: «Р» состоит из палочки и дуги. Попросите провести пальчиком по элементам буквы. После того как обвели букву, спросите ребенка, на что она похожа. (В – очки, Г – кочерга, Д – дом, О – обруч, П – ворота в парк и т.д.) При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой неподражаемый облик. Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

- Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

- Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

- Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

- Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

- Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Тренировка удержания порядка следования букв:

Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Что нужно сделать еще до того, как ребенок начнет учиться читать? Развивать необходимые навыки. Какие?

- Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки-пазлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.

- Умение располагать элементы в последовательности. Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.

- Развитие восприятия звуков на слух.

Пяти-шестилетний ребенок способен различать звуки на слух, может назвать слово, начинающееся с определенного звука, найти место звука в несложном слове (какой по порядку?). Все эти действия называются звуковым анализом слова. Если ребенок умеет выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом. Но такая готовность может и не возникнуть у малыша сама по себе.

Четырехлетнего ребенка учите выделять звуки в слове, подчеркнуто произнося определенный звук. Это начальный этап подготовки к обучению звуковому анализу слов. Согласные звуки можно выделять, произнося их протяжно, длительно (ЖЖЖук, ШШШапка, еЖЖЖ, коШШШка). Гласные выделяются протяжным произнесением (дОм, кОт). Задавайте малышу вопросы: "С какого звука начинается слово УУУж?", "Какой звук слышится после звука "у"?" Используйте в качестве наглядного материала кубики, картинки, игры. Занятие не должно длиться больше 5-7 минут.

С 5 лет уделяйте звуковому анализу большее внимание. Можно перейти к анализу слов из 3 звуков (дом, сыр, кот, лес, шар, кит, рак), а потом из 4 и 5 (лиса, бусы, луна; домик, грибы, сапог). Занятия также нужно проводить в игровой форме.

Основой для занятий могут послужить следующие упражнения.

- Определение первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Заметьте, именно звуков! Так, называя звуки в слове "дуб", ребенок последним называет "п". Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове.

- Называние всех звуков (не букв!) в слове по порядку.

- Называние всех слов, начинающихся на определенный звук, например на звук "с".

- Выстраивание звуковой цепочки: СлоН - НогА - АвтомобиЛЬ - Л уК - КоТ и т. д.

- Поиск рифмы к заданным словам. Вы задаете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор - забор).

Некоторые специалисты рекомендуют знакомить малыша с понятиями гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных, глухих и звонких звуков... А еще учить ребенка представлять звуковой состав слова в виде модели, когда каждый звук обозначается фишкой определенного цвета. Конечно, рекомендации для таких занятий найти не проблема, литературы сейчас достаточно. И все же эта работа требует от родителей не только терпения и желания, но и специальной подготовки. Поэтому, если вы не владеете этими знаниями, ограничьтесь играми со звуками и словами. Этого вполне достаточно, если речевое развитие ребенка идет нормально. Остальную работу по обучению ребенка звукобуквенному анализу сделает учитель в школе. Если же вы заранее предвидите у малыша какие-то затруднения, лучше обратиться за помощью к специалисту-логопеду.

Бывает, что родители дома или воспитатели в детском саду в педагогическом азарте моделируют школьные уроки. При этом стараются удержать малыша именно за учебными заданиями - заполнением прописей или решением типовых задач. Стоит ли удивляться, что такая "интенсивная подготовка к школе" заранее способна отбить у будущего первоклассника интерес к учению. Надеемся, что в предлагаемых дальше играх и упражнениях ваш ребенок овладеет необходимыми навыками и в то же время не потеряет желания учиться. Множество других увлекательных заданий вы найдете в специальных изданиях или сможете придумать сами.

Самое ценное, что вы можете дать ребенку в процессе таких занятий, - привить вкус к игре, к работе со словом, показать, что это занятие доставляет массу удовольствия и каждый раз приносит новые открытия.

        Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

Игра с пластилином.

        Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками или мозаикой.

        Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

Ниткография.

        С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «Ниткография».

Буквы из поролона.

        Взрослый может научить малыша делать буквы из гибкого, но прочного поролона, изгибая его в разных направлениях. Буквы из поролона сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например:

        «Буква К увидела издали свою старую знакомую – букву У – и помахала ей "ручкой" (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – "ку-ку, ку-ку". Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом  еще и еще раз... Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер и буквы поняли,  что заблудились. Что делать? Тогда им на помощь пришла буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка – АУ...»

        Так можно придумать множество историй – насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.

        Лучше подбирать сочетание букв, которые имеют определенное значение, - короткие слова или звукоподражания.

                                Например:

                                        АУ – кричат в лесу, когда заблудились;

                                        ИА – кричит ослик;

                                        ОХ – говорят, когда что-то болит;

                                        НО – погоняем лошадь;

                                        БИ – гудит машина.

Занятия на прогулке.

        На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой.

        Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисовать на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения.

        Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

        Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из 2-3 букв.

Рисуем буквы в воздухе.

        Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на своё отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х, Ш.

        Не уставайте хвалить малыша за любые, даже незначительные успехи. Постоянно напоминайте ему, какой он умный и замечательный. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься насильно. Как только Вы увидите, что он устал, отвлекается, отказывается отвечать, немедленно прекратите занятие. В противном случае они принесут не пользу, а вред.

Соедини буквы

По всей площади листка бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от "а" до "д". Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке. Когда он выучит эту часть алфавита и сможет узнавать буквы в книге, добавьте еще несколько букв. Можно то же самое делать и с цифрами.

Изобразим алфавит

Еще раз обсудите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите самую знакомую малышу букву и предложите ему изобразить ее с помощью его собственного тела. Сначала можно показать образец выбранной буквы в книге или на карточке. Удачная идея - подключить к этой игре другого ребенка. Тогда можно изобразить и самые сложные буквы.

Я знаю много букв

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

Ищем буквы и слова

Первое задание - найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах... Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке или в порядке букв имени ребенка. Второе задание - отыскать определенное слово на странице текста или на тех же вывесках и объявлениях. Образец слова нужно ребенку дать на отдельном листке.

Ярлыки

Хорошая подготовка к овладению чтением - запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например, можно использовать слова "шкаф", "стол", "стена", "окно" и т. д.

Что означают эти знаки?

Во время прогулки с ребенком по городу обратите его внимание на самые разные знаки, символы, обозначения на рекламных плакатах, на различного рода указателях (дорожные знаки, обозначения метро, транспортных остановок). Спросите малыша, что обозначают эти знаки. Когда вы с малышом вернетесь домой, попросите его нарисовать увиденные знаки. Может быть, ему захочется придумать свои знаки и символы. Обсудите эти знаки тоже.

Новый помощник

Если у вас дома есть компьютер, сядьте с малышом перед клавиатурой, и пусть он нажмет на какую-нибудь клавишу - напечатает строчку из одних и тех же букв. Потом строчку других. Наберите крупным шрифтом несколько простых слов и попросите малыша найти на клавиатуре буквы, из которых они состоят. Наберите его имя разными способами: прописными буквами, жирным шрифтом или курсивом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему: «О чём разговаривать с дошкольником».

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, н...

«О чём разговаривать с дошкольником».

Методические рекомендации для родителей...

Методический рекомендации "О чём разговаривать с дошкольником"

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и не...

Методические рекомендации для родителей на тему: "О чем разговаривать с дошкольником"

Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша. Расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми , но и малознакомыми людьми; с помощью ре...

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему: «О чём разговаривать с дошкольником».

Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша.Во-первых, расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми; с...

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему: «О чём разговаривать с дошкольником».

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему:«О чём разговаривать с дошкольником»....