Развитие детской инициативы и самостоятельности
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей, котороая открвает некоторые аспекты развития детской инициативы и спсостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskoy_initsiativy_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx630.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детской инициативы

и самостоятельности

В народе часто говорят «инициатива наказуема», и мы с вами часто эту самую инициативу брать на себя не любим. Но в современном мире, быстро все меняется и в сегодняшних жизненных условиях, наоборот, любят таких инициативных, самостоятельных, независимых людей. В чем же суть проблемы? И нужно ли развивать инициативу у ребенка?

       Инициатива - почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей - это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать, развивать?

Дети зачастую, от родители слышат: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей, к сожалению не развивается.                                            Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 6 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.

https://iknigi.net/books_files/online_html/70303/i_054.pnghttp://www.pintar-colorear-dibujos.com/image/photo1/colorear,nino,que,se,viste.gifhttps://www.vse-skazki.com/_ph/6/190834913.jpg       

    Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.          

Самостоятельность ребенка – это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это сам процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

          Не путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

       Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - с взрослым или другими детьми.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/1/130/902/130902138_1783336_sewing.jpghttps://www.hobobo.ru/assets/uploads/images/raskraski/9517-malchik-kormit-rybok.jpghttp://qisforquilter.com/wp-content/uploads/2010/03/dishes.jpg     

                           Для развития инициативности родителям важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь своим близким. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка, («не бить по рукам»). И не отчитывать ребенка, когда он в чем-то ошибся (инициатива наказуема).

Инициатива детей  очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты («сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать»). Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его, сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте и т.п.

https://www.raisingourkids.com/coloring-pages/holiday/christmas/pages/morning/free/007-free-christmas-pic.gifhttps://shutniki.club/wp-content/uploads/2019/11/raskraski_moya_semya_1_24090959.jpgРазвитие самостоятельности и инициативности детей - это очень тонкий воспитательный маневр родителей. С одной стороны, необходимо всячески их поддерживать, чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от «родительского крыла». С другой стороны, не задушить инициативу ребенка правилами и запретами, создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках

В конспекте представлен материал по созданию мультфильма (материал соответствует ФГОС)...

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства....