Чем заниматься с ребенком в 1,5-2,5 года
статья (младшая группа)

Новикова Надежда Николаевна

советы родителям, какие занятия организовать с маленьким ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_zanimatsya_s_rebenkom_v_1.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чем заниматься с ребенком в 1,5-2,5 года

       Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

       Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня, как у воспитателя, работающего с детьми раннего возраста.

       Чтобы помочь мамам во время самоизоляции, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

        Итак, Как развивать ребенка от 1,5 до 2,5 лет:

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).

2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).

3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).

4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .

 9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).

Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».

Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).

Игра «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

Игра «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные пособия).

Изучение свойств предметов.

Большой-маленький. Грустный-веселый. Твердый-мягкий. Грязный-чистый.

Сухой–мокрый. Колючий-гладкий -шершавый. Легкий –тяжелый. Горячий-холодный. Высокий-низкий

Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).

Математические понятия

Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).

Один-много.

Ориентировка в пространстве – НА столе, ПОД столом, ОКОЛО стола, ЗА столом, ПЕРЕД столом, НАД столом.  Спереди-сзади. Вверх-вниз.

Лексические темы

Посуда.

Рыбы.

Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).

Машины.

Цветы.

Грибы.

Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).

Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).

Овощи, фрукты.

Продукты, еда.

Животные домашние.

Животные дикие.

Одежда.

Мебель.

Птицы.

Части тела, части лица.

Насекомые (муравей пчелка и т.п.).

Природа (солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются).

!!!Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.

Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.

Рисование пальчиками.

Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).

Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.

В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.

Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально – все-таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.

Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья).

!!! В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному. 

Аппликация из бумаги (различной фактуры): аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги, аппликация из салфеток.

Аппликация крупой.

Аппликация на тесте или пластилине ( выкладываются различные предметы (фасоль, мозаика, желуди и т.п и вдавливаются в тесто или плстилин - получаются интересные орнаменты).

Моделирование.

Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.

Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево(два элемента) – ствол и листва). 

!!!Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.

Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).

Играть в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики .

Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.

Рвать бумагу.

Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

Игра с сортерами, рамками-вкладышами.

Учиться собирать губкой воду со стола.

Учиться выжимать губку.

Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).

Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

Игры с крупной мозаикой (ближе к двум годам, индивидуально).

Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).

Игры с прищепками.

Кубики – строить башни, строить домики.

Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

Учиться складывать матрешки.

Играть со стучалками и забивалками.

Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной)

Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.

Переносить округлые предметы в ложке по комнате.

Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).

Переливать воду из детского чайника в чашку.

Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.

Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).

Рисовать палочкой на земле или песке на улице.

Клеить наклейки.

Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.

Игра «наклей фигурку на свое место».

Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках: Учиться пищать пищащими игрушками.

Брызгаться брызгалками в ванной.

Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).

Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).

Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.

Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.

«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок.

Читать книги.

Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).

По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).

Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).

Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных). Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).

Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».

«Прислушайся!»(прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).

Знакомимся с понятиями «шум – тишина».

Прослушивание классической музыки фоном.

Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает -  мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).

Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик").

Развитие сенсорики.

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.

Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).

Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).

Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)

Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.

«Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.

Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).

Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).

Катать мячики, машинки.

Кидать мячики.

Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте). Бить по мячу ногой.

Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).

Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.

Учиться переносить различные предметы на подносе.

Толкать тележку, игрушечную коляску.

Тянуть за собой предметы на веревочке.

Играть с мамой в догонялки.

Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.

Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).

Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).

Учиться катать машинку через “тоннель”.

Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).

Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).

Покорми, умой куклу.

Шофер  - отвези игрушку на машинке-грузовичке.

Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.

Стираем и развешиваем белье.

Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания

Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»

Пить из трубочки, из чашки.

Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 

Учиться вытирать со стола.

Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.

Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").

Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).

Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).

Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.

Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны). Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).

Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).

Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять.

Просто учить, показывать собственным примером).

Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.

Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.

Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям "Как заниматься с ребенком дома"

Рекомендации помогут родителям, как заниматься с ребенком дома, развивая его умственные способности....

Как заниматься с ребенком дошкольного возраста

Советы и рекомендацииродителям будущих первоклассников....

консультация для родителей "Как заниматься с ребенком дома"

консультации и рекомендации для родителей детей не посещающих ДОУ...

Как заниматься с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов и родителей по проведению занятий с ребенком реннего и младшего дошкольного возраста....

Каким спортом заниматься вашему ребенку

Советы родителям для детей дошкольного возраста....