Сценарий квест-игры "Знатоки родной природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Макарова Зинаида Семеновна

Квест-игра предназначена для использования в совместной деятельности детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_st.gr_._po_ekologii.docx519.57 КБ

Предварительный просмотр:

F:\IMG_20200414_171840.jpg

Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, ст.63, пункт 1; Федеральный закон от 29дек.2012г.№273ФЗ, ст.44,пункт 1) требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Наша цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Одной из форм совместной деятельности родителей с детьми можно считать различные виды игр, а именно, квест-игру.

Сценарий родительского собрания в форме квест-игры на тему: «Знатоки родной природы»

Цель: создание условий для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального сближения; повышение интереса родителей  к экологическому образованию их детей и экологии в целом, способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Задачи: обобщить и пополнить знания детей и их родителей о состоянии окружающей среды; закрепить знания детей о растениях и животных; развивать наблюдательность, бережное отношение к природе; закрепить знания и навыки поведения в природе.

Подготовительный этап: организация выставки семейных поделок из бросового материала под названием «Отходы в доходы»; отгадывание загадок о природе (растениях, животных,  птицах,  насекомых и т.д.); организация конкурса детских рисунков на тему «Удивительный лес»; привлечение родителей к оформлению  «остановок», к подготовке и участии в роли сказочных героев (бабушка Сова, Айболит, старичок  Лесовичок, Турист, Волшебница Природа).

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, природный материал для ручного труда, аудиозапись «Звуки природы», карта передвижений, «волшебная книга природы».

Форма проведения: квест-игра.

Участники: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Ход:

Вступительное слово воспитателя: Всё чаще мы слышим и произносим слово «экология». Нынешний год в нашей стране провозглашён годом экологии. Эта наука сложная, важная, необходимая и актуальная! Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Наша сегодняшняя встреча – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы.  Мы должны с малых лет воспитывать в детях чёткое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле. Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила  поведения в природе, воспитывают бережное к ней отношение.

Я приглашаю вас, уважаемые родители, поучаствовать вместе с детьми в необычной игре, квест-игре.  («Квест» переводится с английского языка как «поиск»). В процессе игры будут закреплены знания детей по экологическому воспитанию. Итак, начнём!

(В группу входит Турист (далее Т), ломает ветки, ест конфеты и бросает фантики, пытается зажечь костёр)

Появляется Волшебница-Природа (далее В-П - воспитатель): Кто ты? Что ты здесь делаешь?

Т: Я - Турист. Хочу отдохнуть на природе, рыбку половить, около костра посидеть.

В-П: Я-Волшебница-природа, создаю эту красоту, берегу, а ты её портишь!?

Т: А зачем её беречь? Вот разведу костёр, и всем тепло и весело будет!

В-П: Разве ты не знаешь, что костры разводить нельзя, может случиться пожар. И мусор нельзя бросать! Нельзя природу загрязнять!  У меня есть волшебная книга природы, где на каждой странице животные, растения, насекомые, птицы, грибы наших лесов. Вот ты на них посмотришь и передумаешь губить природу. (В-П берёт в руки книгу и замечает, что в ней не хватает страниц, а внутри лежит карта) Опять Леший шутит – все страницы волшебной книги забрал, а вместо них оставил карту. Мы должны найти страницы, ребята, вы мне поможете? (Да)

Т: А мне можно с вами? Хочу вам помочь найти страницы волшебной книги.

В-П: Ну что, ребята, возьмём Туриста с собой?  (Да) Тогда в добрый путь!

(По маршруту карты ребята с родителями начинают своё «путешествие»)

1 остановка «На летней полянке» (отгадывание загадок про полевые цветы)

1)Видел я такой цветок – золотистый ободок.

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел (одуванчик)

2)На лугах, лесных полянах цветок полнехонек нектара.

Зовут пчелиной кашкой, соседствует с ромашкой! (клевер)

3)В беленьких платьях, жёлтые глазки…

Ты назовёшь их без всякой подсказки (ромашки)

4)В посевах ржи, пшеницы и овса стоит цветочек – синяя краса.

Хоть сорняком его и называют, цветок тот нашу землю украшает (василёк)

(За правильные отгадки  участники получают первую  страницу волшебной книги природы и продолжают передвижение по карте)

2 остановка «В гостях у бабушки Совы»  -  работа с картинками «Правила поведения в лесу»

(см. О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель»2008г., стр.279)

(После выполнения задания дети и родители получают вторую страницу волшебной книги).

3 остановка «Болото»  - Эстафета «Перейди болото по кочкам»

(Найдена третья страница волшебной книги).

4 остановка  «Аптечка доктора Айболита»  - узнать по описанию лекарственные растения (загадки):

*Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги (подорожник – лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болях)

*Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с…(мятой – успокаивающее средство)

*Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь! (крапива – отваром моют голову, а также она останавливает кровь)

*Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая (смородина – используют при заболеваниях горла)

*Сердечко песочное, лепестки молочные (ромашка - используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы)

*Русская красавица, всем нам очень нравится, бела она, стройна, одежда зелена (берёза – отвар из листьев используют при кашле)

(за правильный ответ – следующая страница волшебной книги в руках участников игры)

5 остановка «Лесная» (вопрос: «Кому нужны деревья в лесу?» - подобрать картинки, расшифровать ответ, а за правильный ответ – страница волшебной книги) – см. О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель»2008г., стр.274)

6 остановка  «Музыкальная полянка» (по мелодии узнать и показать движениями животных).

7 остановка «В гостях у Старичка-лесовичка» (Экологические  ситуации – родители помогают детям  отвечать, делать выводы и получить следующую страницу волшебной книги – см. С.В.Чиркова  «Родительские собрания в детском саду» Москва «Вако» 2008г., стр.245).

8 остановка видеоролик «Доска сказочных объявлений -  отгадка появляется в кадре:

*Помогу всем, у кого сломался будильник (петух)

*Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне! (ёж)

*Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (лиса)

*Что-то очень скучно одному выть на луну (волк)

*Тому, кто найдёт мой хвост: оставьте себе на память. У меня вырастет другой (ящерица)

*Надоело ползать! Хочу летать! Кто одолжит крылья? (змея)

(участники получают очередную  потерявшуюся страницу книги).

9 остановка «Звуки природы» - определить звуки дождя, грома, хруст снега, пение птиц и т.д. (за правильные ответы – страница книги).

10 остановка «Лесная мастерская» (мастер-класс по изготовлению животных и птиц из шишек – получаем последнюю страницу волшебной книги).

(«Вернувшись» по маршруту карты  в группу,  дети с родителями собирают все найденные страницы волшебной книги, рассматривают её)

1страница – «Растения наших лугов и лесов»;

2страница – «Животные родного края»;

3страница – «Грибное царство»;

4страница – «Наши пернатые друзья»;

5страница – «Лесные ягоды»;

6страница – «Насекомые»;

7страница – «Природная аптечка»;

8страница – «Растительный и животный мир наших водоёмов»;

   9страница – «Правила поведения людей в природе»;

10страница – «Животные и растения Красной книги».

В-П: Ребята, мы справились со всеми заданиями и все страницы моей волшебной книги собрали. Не удалось Лешему нам помешать! Теперь благодаря  вам  все туристы, которые пойдут в поход, будут знать правила поведения в лесу и будут беречь природу!

Т: Спасибо вам, ребята, что взяли меня с собой! Я  многое узнал и о животных, и растениях, о правилах поведения в лесу, и о том, что природу надо беречь и охранять, не допускать пожаров, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы огромными букетами и многое-многое другое.

В-П: А за помощь и поддержку всем участникам нашей квест-игры – именные медали «Защитник природы»).

Подведение итогов,  вручение наград.

Список использованной литературы:

О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» Информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры; 2 издание, Волгоград, 2008г.

С.В.Чиркова «Родительские собрания»  Москва – «Вако» 2008г.

Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва – «Вако» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как прекрасен край родной или Воспитание у детей любви к родной природе"

Родина, Отчизна, Отечество - отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ...

Сценарий представления детей 4-5 лет "Родная природа"

представление родителям о родной природе...

Сценарий экологического досуга "Знатоки родной природы"

Сценарий экологического досуга" Знатоки родной природы "...

Сценарий экологического КВН "Знатоки родной природы"

Сценарий для старшейго дошкольного возраста...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...