Главные вкладки

    Домашняя игротека: игры на развитие памяти и внимания
    картотека (младшая группа)

    Лагута Надежда Алексеевна

    Домашняя игротека: игры на развитие памяти и внимания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры на развитие памяти и внимания у детей

    Посмотри и заполни

    Покажите ребенку крупную игрушку, например, куклу или машину. Через несколько секунд спрячьте ее. Попросите малыша подробно описать увиденный предмет. Если это кукла, уточните, какого цвета было ее платье, волосы, глаза. Есть ли у нее носочки, туфельки и т.п. Наводящими и уточняющими вопросами побуждайте кроху вспоминать самые незначительные детали. После того, как рассказ-описание завершится, достаньте игрушку и рассмотрите ее еще раз, отмечая все неточности рассказа.

    Игра способствует развитию внимания, тренирует память, речевые навыки, учит составлять последовательный рассказ.

    Спрятавшаяся картинка

    В течение нескольких секунд показывайте ребенку яркую картинку, затем попросите малыша отвернуться и поместите рисунок среди других похожих картинок. Предложите крохе отыскать и показать рассмотренное ранее изображение. Усложняя игру, увеличивайте количество картинок, используйте рисунки с неярко выраженными различиями, большим количеством деталей. Рассматривайте по 2—3 картинки и т.п.

    Игра способствует развитию памяти, внимания.

    Кто где живет

    На левой стороне листа схематично изобразите 6 животных, на правой - их жилища. Соедините зверюшек с их домиками запутанными линиями. Попросите малыша с помощью карандаша показать зверю дорогу к дому. Усложняя задание, предлагайте отследить дорогу глазами, без вспомогательных средств.

    Игра способствует формированию устойчивости внимания.

    Будь внимателен

    Называя малышу различные предметы, попросите его хлопать в ладоши, если он услышит слово, относящееся к категории «посуда». Затем топать ногой при названии предмета мебели. Усложняя задание, объедините первую и вторую игру: ребенок хлопает в ладоши при упоминании предметов посуды и топает ногой, услышав предмет мебели.

    В игре развивается внимание, навыки быстрого реагирования.

    Что изменилось?

    Предложите ребенку внимательно посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите, затем попросите отвернуться. Измените какую-либо деталь в своем туалете (заколите волосы, повяжите шарфик, расстегните пуговицу). Повернувшись, малыш должен указать, что изменилось в вашем облике.

    Игра развивает наблюдательность, память.

    Попробуй, повтори!

    Зайчик и мишка решили сделать зарядку, включили веселую ритмичную музыку, встали друг напротив друга и поочередно показывают упражнения. Одна игрушка — в ваших руках, другая — у ребенка. Спрятав игрушку за листом картона, придайте ей определенное положение, убрав лист, попросите малыша сделать то же самое со своей игрушкой.

    Собери игрушку

    Нарисуйте два одинаковых предмета, состоящих из нескольких деталей (дом, машина, зайка, мишка). Один рисунок вырежьте и разделите на составляющие. В течение нескольких секунд показывайте ребенку целое изображение, затем попросите собрать его из вырезанных деталей. Усложняя задание, предлагайте изображения и детали нескольких предметов, объектов со схожими деталями (зайка, мишка, машины с колесами разных размеров и т.п.).

    Что я загадал?

    Загадайте какой-либо предмет, находящийся в ближайшем окружении, назовите его цвет, предложите ребенку отгадать то, что вы задумали. Количество попыток отмечается соответствующей цифрой. За наиболее «быстрое» угадывание вручается символический приз.

    Что летает?

    Вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями. Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить с толку остальных игроков.

    Права ли я?

    Предложите ребенку ответить на ваши вопросы, но при этом следует быть очень внимательным.

    Апельсин, яблоко, тыква — это овощи?

    Береза, смородина и дуб — это деревья?

    Ромашка, роза, одуванчик — это цветы? И т.д.

    Игры для развития логического мышления у детей

    Катится?

    Предложите малышу провести соревнование: кто быстрее докатит свой предмет до определенного места. Каждый игрок берет на выбор кубик или шарик. После игры поинтересуйтесь у ребенка, почему шарик докатился быстрее? Побудите кроху сделать вывод: кубик катится медленнее, потому что ему мешают углы, он квадратный. Нарисуйте несколько геометрических фигур, попросите ребенка найти среди них кубик и шарик. Таким образом, ребенок учится сопоставлять плоскостные и объемные фигуры.

    По росту становись!

    Для игры вам потребуется набор с цилиндрами разных размеров. Если готового набора нет, склейте фигуры из цветного картона. При этом внутрь цилиндров можно поместить предметы, создающие различные шумовые эффекты, например, колокольчик, горох, пуговицы и т.п. Предлагайте ребенку группировать цилиндры по разным признакам: по высоте, по ширине, по цвету, по звуку (если они с наполнителями). Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры. Например, зайчик и мишка хотят оградить свои дома забором. Зайка хочет чтобы его забор был высоким, а медвежонку нравятся низкие заборы из широких бревнышек. Кукла Маша хочет сделать стульчик с красными ножками, а кукла Лена — с желтыми. В этом случае цилиндры следует сгруппировать по двум признакам — по высоте и по цвету. Учите ребенка сравнивать предметы, используя такие выражения, как выше, ниже, шире, одинаковые. Выставив ряд из цилиндров, найдите самый высокий из них, самый низкий и т.д.

    Продолжи ряд

    Рассмотрите три вида цилиндров: узкие и короткие, широкие и короткие, узкие и длинные. Обращайте внимание ребенка на отличия между ними (ширина, размер), попарно сравните фигуры между собой, оперируя словами: «уже, шире, выше, ниже». Попросите малыша показать самый высокий цилиндр, затем самый низкий, самый широкий — самый узкий. Поставьте предметы в определенном порядке, предложите крохе сделать то же самое, глядя на ваш образец. Пусть малыш попробует продолжить ряд, сохраняя закономерность постановки фигур.

    Загадай картинку

    Выложите несколько картинок с разными изображениями. Попросите ребенка выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т.д.». Предложите малышу поменяться ролями: вы загадываете картинку, а он задает вопросы. На помощь крохе можно призвать кого-нибудь из членов семьи.

    Угадай, о ком я говорю

    Вы перечисляете предметы, ассоциирующиеся с определенным человеком, а ребенок отгадывает, о ком вы говорите. Например: «белый халат, лекарства, фонендоскоп» (врач); «красная машина с сиреной, шланг с водой, огнетушитель» (пожарник), «очки, спицы, клубок» (бабушка).

    Кто что дает

    Подготовьте карточки с изображением животных и продуктов, получаемых от них. Предложите ребенку разложить карточки парами - животное - продукт, например: курица — яйцо, корова — молоко, гусь — перо, овца — пряжа и т.д.

    Что общего?

    Показывайте ребенку по два предмета и просите найти общее между ними, например: кастрюля и чашка — обе имеют круглое дно, ручки, края, в них можно что-нибудь наливать, и то и другое является посудой.

    Кто где живет

    Подберите карточки с изображением разных животных и отдельно — карточки с изображением их жилищ. Попросите ребенка помочь зверушкам отыскать свои домики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на развитие памяти и внимания

    Игры на развитие памяти и внимания...

    Игры на развитие памяти и внимания дошкольников

    Игры на развитие памяти и внимания дошкольников...

    Игры для развития памяти и внимания, расширение словарного запаса

    Предлагамые игры развивают память, внимание и расширяют словарный запас....

    Влияние игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи.

    Развитие речевых и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развития образования, воспитания культуры личности....