Влияние игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи.
статья (старшая группа) на тему

Наталья Викторовна Лазарева

Развитие речевых и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развития образования, воспитания культуры личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_igry_na_razvitie_pamyati.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи.

По мере взросления, мыслительный процесс задействует и внимание, и память и основной показатель - речь.

Память - процесс сложный, главным образом состоящий из восприятия, хранения и, когда необходимо, вспоминания информации. Для ребенка обучающегося, конечно же, важно, насколько полно он может запоминать преподносимый материал. Проблемы с учебой временами могут быть связаны со слабым восприятием, но это не всегда значит, что у ребенка плохая память. Причин может быть много, одним из важных факторов является эмоциональный фон: ребенок, постоянно испытывающий стрессы, не может сосредоточиться на занятии, энергия уходит в другое направление.  Хотя расстройства могут быть связаны и с ссорами с детьми.

В общем и целом памяти существует несколько видов (и даже эти виды делятся на подвиды). Но основные: зрительная, слуховая и двигательная память. Тут уже у кого какой орган чувств лучше развит, тот вид памяти и преобладает. Надо сказать, что у детей до 5 лет преобладает память механическая: т.е. запоминание идет без осмысления информации, чисто механически (вот поэтому многие развивающие методики эффективны именно до пяти-шестилетнего возраста).

Также давно доказано, что запоминание протекает гораздо эффективнее, если сопровождается зрительными образами, или подключается ассоциативный ряд. Например, если ребенку предложить запоминание объекта (скажем, часов), на которые повешена табличка с названием предмета, то ребенок гораздо быстрее запомнит образ, а заодно и слово, которое называет этот образ. Грубо говоря, идет привязка наименования к зрительному восприятию.

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первоначальное, родное мышление у ребенка – образное, т.е. он мыслит не словами, а образами, выделяя сходство и различие.

Развитие не может быть полностью самостоятельным, огромная роль принадлежит взрослым. Именно от них ребенок узнает, какими словами обозначаются те или иные предметы. Взрослый, объясняя признаки конкретного предмета, дает ребенку потрогать или посмотреть на этот предмет и запомнить полученные ощущения.

На основе практического опыта и, глядя на взрослых, ребенок учится делать суждения, сопоставлять разные отличительные особенности предметов или явлений. Очень важен начальный этап, азы формирования мышления, поскольку самому ребенку просто не научиться выделять отдельные категории, а затем делать обобщения. Малыш даже не сразу запоминает, какой предмет, как называется, не говоря уже о словах, значение которых не привязано к видимому объекту. Например, трудно уловить смысл слова "время" и других, подобных ему. Даже такие элементарные слова, как "каша", "стул" и пр. могут вызвать трудности в понимании. Дело в том, что маленький ребенок мыслит сиюминутно и пока не умеет относить то же самое слово к аналогичному предмету, но уже в другой обстановке, т.е. не может обобщать. Например, ребенку может быть непонятно, почему стульчиком называется тот, на котором он сидит, а взрослый тоже сидит на стуле, но он не такой, а название одинаковое.

Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

У Хейзинги же игра - всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Она распространяется буквально на все, в том числе и на речь: "Играя, речетворящий дух то и дело перескакивает из области вещественного в область мысли. Всякое абстрактное выражение есть речевой образ, всякий речевой образ есть не что иное, как игра слов"*. Развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием его мышления, способностью познавать окружающий мир, поэтому в дошкольном обучении роль слова (речь воспитателя и ответная речь детей) исключительно велика.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языковое чутье, т.е. правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция.

В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступать в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование.

Развитие речевых и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развития образования, воспитания культуры личности. Под культурой речи понимается не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения.

Развитие речи и речевого общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками: тону общения, тембру,  интонации, обращение к ребенку, силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими.

Ребенок играет совершенно серьезно. Он знает, что он играет, что в игре все «понарошку». Но в игре он выражает себя.

Игра возможна, если ее исход нельзя безошибочно рассчитать и предвидеть. Игра перестает быть игрой и уподобляется условному ритуалу, если сама она и ее итог могут быть выполнены по точному, ненарушенному расчету. В игре всегда большее или меньшее место занимают импровизация и случай. Ее итог должен быть непредвидим.

В разных играх импровизация и случай выступают по-разному – занимают в ней большее или меньшее место. Если в игре на первом месте знания норм и их соблюдение, то игра эта приближается к подражанию. Эта игра «ролевая». Но, чтобы быть игрой, в ней подражание должно быть изобретательно использовано и в ней должен быть случай – нечто непредвиденное. Таковы бывают «ролевые» детские игры.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто как бы переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом, его «самости».

Ролевая игра развивается у детей к концу 3-го года жизни. Изменяется и тематика игр – от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, затем – к играм, отображающим общественные явления. Так, детей 2–4 лет привлекает в играх домашняя работа взрослых, лечение кукол и зверей, поездка на транспорте. У детей 4–5 лет популярны игры «в магазин», «в больницу», «в семью» и т.д. В старшем дошкольном возрасте в играх все большее место занимает тема труда: игры в шоферов, летчиков, поваров и т.д.

Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли» и «здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, — с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа» (1901, с. 47, 51).

Исследования ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца - свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции. Действительно, как указывал Л.С. Выготский, в игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Именно это и делает игру школой эмоций. Учитывая, что основой игры является воображаемая ситуация, связь воображения и эмоций очевидна. Развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и включением воображения в структуру эмоционального процесса.

Развитие и становление произвольности эмоций в дошкольном возрасте имеют ту же логику, что и развитие воображения. При этом развитие воображения как бы опережает развитие эмоций. Таким образом, магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения. Основной деятельностью, которая обеспечивает условия для этого, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Нужно отметить, что в игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

Игры делают жизнь ребенка содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Игры с правилами дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена на решение основных воспитательных задач.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие памяти и внимания

Игры на развитие памяти и внимания...

Игры на развитие памяти и внимания дошкольников

Игры на развитие памяти и внимания дошкольников...

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

«Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками».

В настоящее время мы всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей. У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений, небольшой словарный запас Детям...

ТРИЗ игры на развитие памяти, мышления, речи.

ТРИЗ игры на развитие памяти ,мышления и речи дошкольного возраста...

«Игры в стиле «Мемори» для развития памяти, мышления, внимания детей дошкольного возраста»

Существует множество методик, технологий и развивающих игр, которые доступны педагогам для организации игровых сеансов с использованием игр для развития памяти, внимания и мышления. Любые развивающие ...