«Использование мнемотехники, как способ развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками».
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Шаповалова Анастасия Юрьевна

В настоящее время мы всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей. У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений, небольшой словарный запас Детям сложно грамматически правильно построить предложение, грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развёрнутый ответ, составить сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Наблюдается бедность речи, у многих детей плохая дикция. Помимо вышеописанных проблем, у детей дошкольного возраста возникают трудности с развитием памяти, сохранением и запоминанием информации, с развитием логического мышления.

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И мнемотехника – настоящий кладезь идей. Что же такое мнемотехника?

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при вспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, события, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания и увеличивают объём памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание, развивает кругозор, восприятие, развивает все стороны речи, развивает у детей умственную активность, наблюдательность, сообразительность, умение выделять существенные признаки, развивает мелкую моторику.
Мнемотаблицы можно использовать: при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, для ознакомления детей с окружающим миром, при обучении составу числа, при воспитании навыков самообслуживания, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
При обучении детей можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
Мнемотаблицы могут быть разными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими. Количество квадратов не может превышает девяти.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы и даются в готовом варианте. А в старшем дошкольном возрасте воспитатель даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания схемы, а в дальнейшем и сами создают ее.
Мнемотаблицы бывают двух видов: обучающие, содержащие познавательный материал, и развивающие, в которых содержится информация, позволяющая развивать определённые умения и навыки.
Мнемотаблица должна соответствовать определённым требованиям: чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью, быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения, и действий с ней, соответствовать уровню развития детей.
Этапы работы с мнемотаблицами заключается в следующем:
1. Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицы и разбирает, что на ней изображено;
2. Дальше идёт перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление
рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания;

4. Потом дети старшего дошкольного возраста самостоятельно зарисовывают мнемотаблицы;

5. И в последнем этапе дети рассказывают, опираясь на свою мнемотаблицу.

Использование воспитателем мнемотехники открывает огромные возможности для творчества в образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками».

Шаповалова Анастасия Юрьевна

В настоящее время мы всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей. У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений, небольшой словарный запас Детям сложно грамматически правильно построить предложение, грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развёрнутый ответ, составить сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Наблюдается бедность речи, у многих детей плохая дикция. Помимо вышеописанных проблем, у детей дошкольного возраста возникают трудности с развитием памяти, сохранением и запоминанием информации, с развитием логического мышления.

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И мнемотехника – настоящий кладезь идей. Что же такое мнемотехника?

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при вспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, события, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания и увеличивают объём памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание, развивает кругозор, восприятие, развивает все стороны речи, развивает у детей умственную активность, наблюдательность, сообразительность, умение выделять существенные признаки, развивает мелкую моторику.
Мнемотаблицы можно использовать: при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, для ознакомления детей с окружающим миром, при обучении составу числа, при воспитании навыков самообслуживания, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
При обучении детей можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
Мнемотаблицы могут быть разными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими. Количество квадратов не может превышает девяти.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы и даются в готовом варианте. А в старшем дошкольном возрасте воспитатель даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания схемы, а в дальнейшем и сами создают ее.
Мнемотаблицы бывают двух видов: обучающие, содержащие познавательный материал, и развивающие, в которых содержится информация, позволяющая развивать определённые умения и навыки.
Мнемотаблица должна соответствовать определённым требованиям: чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью, быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения, и действий с ней, соответствовать уровню развития детей.
Этапы работы с мнемотаблицами заключается в следующем:
1. Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицы и разбирает, что на ней изображено;
2. Дальше идёт перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания;

4. Потом дети старшего дошкольного возраста самостоятельно зарисовывают мнемотаблицы;

5. И в последнем этапе дети рассказывают, опираясь на свою мнемотаблицу.

Использование воспитателем мнемотехники открывает огромные возможности для творчества в образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

«Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Использование мнемотехники при заучивании стихов, пословиц, поговорок, в процессе составления описательных рассказов или перес...

Статья"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это п...

Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....

Статья на тему:"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи....

Мнемотехника как способ развития памяти.

Секреты мнемотехники состоят из специальных приемов и способов, которые облегчают запоминание учебного материала для детей....

Мнемотехника как средство развития памяти, воображения и речи

Мнемотехника как средство развития памяти и внимания...