Мнемотехника как способ развития памяти.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ардашева Елена Александровна

Секреты мнемотехники состоят из специальных приемов и способов, которые облегчают запоминание учебного материала для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Мнемотехника как способ развития памяти.

Актуальность мнемотехники помочь детям как лучше усвоить материал в  различных видах деятельности. Эта технология предусматривает развитие у детей в процессе учебной, игровой, речевой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование некоторых способов умственной деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Благодаря технологии мнемотехники можно развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, облегчить детям учебный процесс, а также научит рациональным приемам обработки информации. 

Мнемотехнику я использую для работы с детьми дошкольного возраста в  разных образовательных областях, и одна из основных задач речевого развития -  это совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приемы мнемотехники.

Обследуя ребенка, проведя педагогическую диагностику можно проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

 - Содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

– логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

– грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

– точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

– богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

развернутое высказывание,

  Предлагаемый материал может быть использован в НОД  и в совместной деятельности т.к.  позволяет более рационально усвоить предлагаемую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую можно заложить различную информацию.

Мнемотаблицы могут быть:

  • развивающие (Развитие психических познавательных процессов)
  • обучающие.

Общие задачи для мнемотаблиц:

1.Развитие памяти

2.Умение обрабатывать полученную информацию.

3. Развитие логики.

4.Развитие образного мышления.

5.Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

6.Решение дидактических общеобразовательных задач.

7.Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

8. Развитие смекалки.

9. Тренировка внимания.

10. Навык правильно воспроизвести графически.

Развивающая таблица.

Детям показывается таблица и разбирается то, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется.

Обучающие мнемотаблицы.

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами, несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, еще незнакомую детям.

Мнемотаблицы могут использоваться:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

На заметку воспитателя.

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девяти, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

Коллажи – это учебные пособия, выполняющие следующие задания:

1.Закрепление различных методов запоминания.

2. Развитие фотографической памяти.

3.Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

4. Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

Коллажи бывают

  • развивающие
  • обучающие.

Детям объясняется, что коллаж похож на «салат» или «винегрет», когда берется много различных продуктов и  их смешиваю т.е соединяют между собой, таким образом получается новое вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа между собой. соединить, т.е связать все картинки. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.

Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, крайне важно,  чтобы родители принимали активное участие в обучении ребенка.

  • Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
  • Провела непосредственно образовательную деятельность с использованием мнемотехники совместно с родителями на тему «Домашние электроприборы»
  • Мастер класс для родителей на тему:  «Как лучше запомнить стихи»

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов и методов мнемотехники дала свои положительные результаты. По данным педагогической диагностики у детей повысился уровень внимания, памяти, логического и образного мышления, дети научились составлять рассказы, что позволит моим воспитанникам быть успешными в процессе обучения в школе, и будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту.

Список используемой литературы:

 «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М Мозаика-синтез, 2014.

Источник  Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС

Е. Д. Сафронова. Методическое пособие по курсу: «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. СПБ. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Мнемотехника как условие развития памяти на пороге школы

Использование мнемотехники как одна из возможностей развития памяти детей дошкольного возраста....

«Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Использование мнемотехники при заучивании стихов, пословиц, поговорок, в процессе составления описательных рассказов или перес...

Мнемотехника, как средство развития памяти дошкольника

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненном...

«Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками».

В настоящее время мы всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей. У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений, небольшой словарный запас Детям...

Мастер-класс «Методы мнемотехники, как один из способов развития памяти ребенка дошкольного возраста»

Цель - познакомить с упражнениями обеспечивающими эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....