«Игры в стиле «Мемори» для развития памяти, мышления, внимания детей дошкольного возраста»
консультация по математике

Орлова Лилия Федоровна

Существует множество методик, технологий и развивающих игр, которые доступны педагогам для организации игровых сеансов с использованием игр для развития памяти, внимания и мышления. Любые развивающие игры – это тренажеры для мозга, одним из которых является игра «Мемори» (перевод слова означает «память») и игры в стиле «Мемори». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_igry_v_stile_memori.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

воспитатель МБДОУ детский сад «Тополек» г. Абакана

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

на тему: «Игры в стиле «Мемори» для развития памяти, мышления, внимания детей дошкольного возраста»

Память – это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Как вы думаете, какое количество информации может запомнить человек? Насколько точной может быть память человека? Как долго человек может сохранять в память информацию?

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек. Великий шахматист А. Алехин мог играть в шахматы «вслепую» с 30-40 партнерами. Академик Е.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.

Понятно, что такие возможности даны не каждому. Но ведь мы можем развивать память и достичь неплохих результатов, потому что расширить, углубить, натренировать под силу каждому из нас.

Память не  дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения, в дошкольном возрасте память из непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознать ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Часто родители говорят, что ребенок плохо запоминает информацию и делают упор на тренировку памяти, не обращая внимания на другие процессы и навыки. Но, чтобы улучшить память, нужно помнить о том, что еще необходимо умение сосредотачиваться, внимательно наблюдать, уметь повторять и развивать ассоциативное мышление.

Существует множество методик, технологий и развивающих игр, которые доступны педагогам для организации игровых сеансов с использованием игр для развития памяти, внимания и мышления. Любые развивающие игры – это тренажеры для мозга, одним из которых является игра «Мемори» (перевод слова означает «память») и игры в стиле «Мемори». Так как игра состоит из карточек или иных предметов, она развивает еще тактильную память и мелкую моторику.

В чем польза «Мемори»?

В игру играть не только интересно, она еще развивает ряд навыков:

  • Усидчивость;
  • Способность сконцентрировать внимание;
  • Логическое и пространственное мышление;
  • Любознательность и познавательную активность;
  • Грамотную речь;
  • Тренирует память (зрительную, слуховую, визуальную, двигательную, наглядно-образную и т.д.).

Кроме того «Мемори» выступает как многофункциональное дидактическое пособие для раннего развития. Рассматривая карточки, дети: узнают о форме и запоминают цвета; учатся сравнивать, выявляя сходство и различия; составляют ассоциативный ряд; осваивают понятия «верх-вниз», «больше-меньше», «право-лево», «между», «перед», «за».

Используя карточки по разным лексическим темам («Мемори -Транспорт», «Мемори-птицы», «Мемори-дикие животные», «Мемори-цветы» и т.д.), можно значительно расширить детский кругозор, обогатить речь детей новыми словами.

Можно изучать разные виды тканей (различный рисунок на ткани одной фактуры), эмоции человека, цвет, геометрические фигуры, состав чисел, различные виды круп в натуральном виде (гречка, рис, пшено и т.д.) и другое.

История игры «Мемори».

Игра «Мемори» появилась в 1959 году и является запатентованным брендом немецкой компании. Но истоки древней игры уходят в Японию, к игре в ракушки, которые окрашивали внутри или что-то рисовали внутри, потом старались собрать как можно больше пар из 360-ти ракушек.

Внутри ракушек рисовали красивые пейзажи, красивые растения, животных, были даже варианты со словами и буквами.

Классический комплект игры состоит из нескольких пар карточек. 

Правила игры. Карточки выкладываются вниз картинками. По очереди каждый игрок открывает 2 карточки и показывает их всем игрокам. Если это одинаковые изображения, то он забирает карточки себе. Если разные – кладет на место картинками вниз. Право хода получает следующий игрок по часовой стрелке. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество карт. Дополнительно: если игрок без подсказки рассказал о карточке, он дополнительно получает очко (либо право внеочередного хода). В игре участвуют не более 8 человек.

Сегодняшние варианты игр «Мемори» имеют гораздо меньшее количество карт, но довольно обширную тематику. Вариативность игры позволяет быть настольной или напольной. В ту игру можно играть с карточками, с геометрическими фигурами, с желудями, пуговицами, с бумажными стаканчиками, пластиковыми крышками, монетками и одноразовыми тарелочками и др.  

 Многие педагоги и родители знают игру «Мемори» под другими названиями: «Парочки», «Запоминайка», «Найди пару», «Парные карточки», «Запомни и повтори». Производители игр называют их по-разному, но суть игры одна: из определенного количества карточек или предметов, перевернутых изображением вниз, нужно найти парную карточку (предмет), соотнеся ее по смыслу, цвету, ассоциации, изображения и т.д.

Игры «Мемори» хороши еще тем, что их можно сделать с детьми своими руками.

Ценность данных игр в том, что дети могут сами выбирать то, во что будут играть и создавать свое игровое пространство. Тем самым поддерживается детская инициатива и самостоятельность, появляется интерес и мотив к созданию игр на любую тему, из любых материалов.

Закончить данный доклад можно словами Сэмюэля Джонсона «Запоминает тот, кто умеет быть внимательным».

Список литературы:

  1. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2. ООО «ТЦ Сфера», 2016.
  2. Модель Н.А. Альбом для развития интеллекта. ООО «ТЦ Сфера», 2016, 99 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры

Конкурсная работа. Авторская разработка. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий...

Консультация для родителей. Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста

Игры для развития математического мышления у детей дошкольного возраста...

Развивающие игры и игры-головоломки для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Развивающие игры и игры-головоломки для развития логического мышления у детей дошкольного возраста...

Развивающие игры-головоломки для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления – это залог успешности дошкольника в школе. Познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольник...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...