«Диагностические упражнения для выявления уровней развития памяти, мышления, внимания и воображения детей старшего дошкольного возраста»
тест (старшая группа) на тему

Сухарева Светлана Александровна

игры-тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy.docx226.33 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Самое непохожее»

( По тесту Л.А. Венгера  для детей  4,5 - 7 лет )

Цель: изучение уровня развития мышления детей,  восприятия.

 Материал:

8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький), фигурки черные и незакрашенные.

Инструкция:

Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (педагог  берет одну из фигурок и выкладываетперед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером (для детей 5-5,5 лет). Посмотри на эти фигурки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).

Проведение теста:

В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отличий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: "Обрати внимание на размер (или цвет) фигурок". Если дети находят неправильную фигурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрослым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выбрал большой синий крут, ребенку можно сказать:

 "Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя — маленькая, это круг, а у меня — квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохожую". Таким образом, вы не только указываете на ошибку, допущенную ребёнком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учитывать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.

Анализ результатов:

При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.

Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие - красные, одни большие, а другие — маленькие, одни круглые, а другие — квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).

Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить "про себя", без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям.

Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей.

 Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1309187556995/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/myslenietest-samoe-nepohozee/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80.jpg


Упражнение «Зашиваем коврик»

Цель:  выявление уровня развития внимания у детей 4-6 лет.

Материал:

карточки с изображением «ковриков», набор фигурок – «заплатки».

Описание:

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо

выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Как один из вариантов - работая с материалами упражнения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Анализ результатов:

10 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

  1. балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

 Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

  1. балл – очень низкий.

 

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1308928526387/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vnimanie-test-zasivaem-kovrik/%D0%B7%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D1%91%D1%80%D1%80%201.jpg

 

 

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1308928764604/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let/vnimanie-test-zasivaem-kovrik/%D0%B7%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D1%91%D1%80%D1%80%202.jpg

 


Упражнение «Запомни и нарисуй» для детей 5-7 лет

Цель:

выявление уровня развития кратковременной памяти

Материал:

картинка (несложная), лист бумаги, карандаш

Описание:

Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка,   затем педагог ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка (см. приложение).

Анализ результатов:

Ребёнок воспроизвёл рисунок безошибочно – высокий уровень

Ребёнок допустил 1 – 2 ошибки – средний уровень

Ребёнок допустил 3 – 4 ошибки – низкий уровень

Работа не соответствует образцу в полном объёме – очень низкий

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Цель:

 исследовать  уровень развития зрительной памяти

у детей  5-7 лет.

Материал:

4 карточки с изображением линий и фигур

Описание:

Ребенку предлагается 4 рисунка:

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10

 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами

внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.)

 Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю —   

1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного

 угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат —  14 баллов.

О хорошей  зрительной  памяти  свидетельствует результат — 10 и выше

баллов, о средней – 9 – 6 баллов о низкой – 5 – 0 баллов.

 

https://sites.google.com/site/logopedonlain/_/rsrc/1310657904359/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-5-do-7-let/diagnostika-zritelnoj-pamati-doskolnikov-po-metodike-vekslera/%D0%BA%D0%B0%D1%80.jpg

 

                 

Упражнение «Дорисуй предмет» ( для детей 5-7 лет)

Цель: 

выявление уровня развития воображения у детей.

Материал: карточки с  линиями, карандаш

Описание:

Упражнение 1.

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image772.jpg

Упражнение 2.

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image776.jpg

Упражнение 3.

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

http://festival.1september.ru/articles/526103/Image780.gif

Анализ результатов:

За каждое правильно выполненное задание ( рисунок отдельно взятого предмета) ребёнок получает 1 балл

При подсчёте суммы всех баллов:

Более 14 баллов – у ребёнка высокий уровень развития воображения

От 13 до 10 баллов – средний уровень развития воображения

Менее 9 баллов – у ребёнка низкий уровень развития воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии

Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....

Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия"....