Консультации - Общение
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Рязанцева Юлия Ивановна

....................................................................................................................................................................................

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Агрессивный ребёнок

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

•        Когда это началось?

•        Как ребёнок проявляет агрессию?

•        В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

•        Что явилось причиной агрессивности?

•        Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

•        Что на самом деле хочет ребёнок?

•        Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”"

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

• Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

• После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА"

(для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.



Предварительный просмотр:

«Как победить застенчивость»

Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости.  

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.



Предварительный просмотр:

Способы научения ребенка конструктивному общению.  

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями в процессе общения.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно в дошкольном возрасте.

Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.

- Как вы считаете, в чем причина?

Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:

  • слабая социальная рефлексия (это навык концентрировать внимание и собственные мысли вовнутрь: оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения).
  • неудовлетворённая потребность в общении,
  • низкая самооценка,
  • агрессия,
  • низкий уровень речевого развития,
  • не умеют управлять своим поведением,
  • недостаточное развитие эмоциональной сферы,
  • различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Большинство детей в дошкольном образовательном учреждении в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы.

Они в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть старших дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, то есть общением.

 Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. 

Н. И.Жинкин выделяет несколько групп диалогических умений:

1.Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

В работах Е. О. Галицких указано, что общение – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в общении иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в общении требует сложных умений:

 слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Обучение детей умению участвовать в беседе сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Умение общаться позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Общаясь друг с другом, старшие дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый.

 Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии общения детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.

Различные проблемы в развитии общения детей старшего дошкольного возраста спонтанно не преодолеваются. Они требуют

 специально организованной работы на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Е. И. Смирновой, свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой.

 Они отмечают, что таким образом можно целенаправленно формировать добрые отношения детей старшего дошкольного возраста на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры.

 Становление общения со сверстниками предполагает у детей специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей.

Именно в условиях общения дети сталкиваются с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях старшие дошкольники далеко не всегда находят нужные способы поведения.

Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие ребенка происходит в форме присвоения общественно-исторического опыта человечества на основе общения. Общение выполняет функции развития, познания, воспитания, обучения. Снижение потребности в общении ставит нас перед необходимостью моделирования коммуникативных ситуаций, изучения условий, способствующих возникновению и активизации общения детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим построение педагогического процесса, направленного на оптимизацию коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста, должно начинаться с определения его цели.

Для оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников применяется комплекс методов:

  1. методы стимулирования и мотивации коммуникативного общения (сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса и др.);
  2. методы работы над содержанием детской речи и коммуникативного общения:
  • наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, игрушек, предметов);
  • словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.);
  • игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение, драматизация литературных произведений, доступных ребенку старшего дошкольного возраста, которые обеспечивали ему активность и самостоятельность в способах оптимизации своего коммуникативного общения);
  • практические методы (изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.); упражнение в умениях;
  1. методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм в коммуникативном общении (пересказ литературных произведений, рассказы по плану и т. п.);
  2. методы, обеспечивающие оптимизацию самостоятельности и творчества старших дошкольников в коммуникативном общении (сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончания к рассказу и т. д.);
  3. методы, направленные на оптимизацию и коррекцию умений детей доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки в коммуникативном общении:
  • методы внешней педагогической оценки (анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ-самооценка);
  • методы сущностной оценки (оперативная диагностика уровня сформированности коммуникативного общения старших дошкольников);
  1. коррекционные методы (арт-терапия, куклотерапия, сказкотерапия, игротерапия).

Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).

Мощнейшим помощником в научении ребенка конструктивному общению являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами.

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

(Проводятся ежедневно в виде пятиминуток)

Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево»,

 «Я не должен», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Задуманное действие», «Что на что похоже»,

Через стекло», «Я начну, а вы продолжите»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации. Например:

«Ругаемся овощами», 

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например:» А ты, …. солнышко!»


«Изобрази животное», «Собака – повадырь», «Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира»

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма 

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. 

Варианты игр:

Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры.

Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги». 

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера 

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

- Анализ поведения сказочных героев

- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

- Обсуждение ситуации из жизни группы

- Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

 

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; снятие психоэмоционального напряжения:

«Будь внимателен»

«Передай движение»

Цель: формировать у детей чувство эмпатии, сопереживания.
Ход игры:  

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так - по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу. 
 

Налаживание взаимоотношений с группой и детей между собой; развитие эмоционально выразительных движений; совершенствование коммуникативных навыков, воображения, внимания

«Изобрази явление»

Ход игры:

Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

Умение работать в команде; снятие мышечного напряжения; развитие произвольного внимания; умение следовать правилу игры

 «Запретное движение»

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!".

 Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

 

Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

 «Передай мяч»

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя: «Начинай!» - дети передают мяч по кругу, при этом все четко говорят:
Раз, два, три – мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Бросать, кто умеет? Я!
Тот, у кого на слово «Я» оказался мяч, выходит на середину круга и говорит: «Раз, два, три – беги». Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходи в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.

«Насос и мяч»

Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

«Паровозик с именем»

«Клоуны»

Умение согласовывать действие и слово; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

«Космическое путешествие»

«Интервью»

 Рисование на заданную тему

Развитие наблюдательности, произвольности, самоконтроля; умение работать в команде.

Игра «Расскажем и покажем»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, слухового внимания и пространственного восприятия.

Ход игры:

Дети встают полукругом напротив педагога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.

Руку правую - на плечо,

Руку левую - на бочок.

Руки в стороны, руки вниз,

И направо повернись.

Руку левую - на плечо,

Руку правую - на бочок.

Руки вверх, руки вниз,

И налево повернись.

Упражнение повторяется несколько раз.

Профилактика страхов; снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных ощущений; активизация словаря

 «Жмурки»

 «Волшебный мешочек»

«Опиши игрушку»

Умение контролировать свои эмоции; развитие эмоционально-выразительных движений; умение следовать словесной инструкции, развитие внимания

«Летает не летает»

«Что изменилось?», совместное рисование

Умение контролировать свои действия; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие координации движений и внимания

«Кричалки, шепталки, молчалки» 

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками".

«Кто первый прыгнет в круг»

С помощью ленты или веревочки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему краю круга.

Взрослый: «Я буду произносить разные слова. Но когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг».

Произносятся слова произвольно, дети ждут, когда прозвучит слово – сигнал и стараются побыстрее впрыгнуть в круг. Через несколько проигрываний слово-сигнал меняется.

Развитие доброжелательного отношения к члену  группы; умение контролировать свои эмоции, действия

«Давайте поздороваемся»

Игра «Давайте поздороваемся»

Цель: Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством ег

«Море волнуется»

«Шалтай-болтай»

(для расслабления мышц рук, спины и груди). «Давайте поставим один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай»:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

Совершенствование коммуникативных навыков; развитие чувства юмора; снятие эмоционального напряжения; развитие групповой сплоченности и доверия друг к другу

«Ручеек»

«Одно большое животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Ищем ошибки»

Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и правильно строить предложения»

                                  (по лексической теме «Весна»)

  • Сегодня 8 марта, потому что мы с папой поздравляем маму.
  • Стало совсем тепло, потому что на деревьях появились первые листочки.
  • Цветы расцвели, потому что стали летать и жужжать над ними пчёлы.
  • Пригрело солнышко, потому что появилась первая травка и первые цветы.
  • Землю вспахали, потому что по пашне ходят грачи.
  • Пошёл дождь, потому что я взяла зонт.
  • Пришла весна, потому что прилетели грачи.
  • Снег расстаял, потому что появилось много луж.
  • Было тепло, потому что весело чирикали воробьи.
  • Пришла тёплая весна, потому что мы надели лёгкие курточки.            
  •  Скворцы прилетели, потому что дети строят скворечники.
  • Тает снег, потому что бегут ручьи

                  (к разным рексическим темам)

  • Девочка заболела, потому что пошла в поликлинику.
  • Бельё было грязным, потому что его постирали.
  • На светофоре горел красный свет, потому что машины стояли.
  • Детям стало холодно, потому что они надели иёплые штаны и кофточки.
  • Снег был липки, потому что мы лепили снеговика.
  • На улице было холодно, потому что я надела тёплую шубу.
  • Бельё было грязным, потому что его постирали.
  • Настя ущипнула Лилю, потому что та заплакала.
  • Котёнок был голоден, потому что он мяукал.
  • Саша порвал куртку, потому что его ругала мама.

«Кричалки, шепталки, молчалки»

«Дракончик»

Развитие умения работать в команде; умение контролировать свои эмоции, действия; развитие самоконтроля

 «Слушай команду»

Цель: способствует успокоению и организации дошкольников, тренирует эмоционально-волевую сферу.

Дети идут под музыку (Р.Газизов «Марш») в колонне друг за другом; Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.

«Прошепчи ответ»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и мышления.

Ход игры:

Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:

- Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.

Дети выполняют задание.

- Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

Педагог задает следующие вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какой сегодня день недели?

- Как называется город, в котором вы живете?

- Какое число следует за числом пять?

- Как называется детеныш коровы?

- Сколько лап у собаки?

- Сколько лап у двух собак? и т.п.

«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

Умение определять эмоциональное состояние; развитие доброжелательного отношения к члену группы; развитие самоконтроля; снятие мышечного напряжения

«Флажок»

Оборудование: Флажки красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Обручи красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Правила игры:

Дети получают флажки: одни красного, другие синего цвета.

Воспитатель берет в одну руку синий флажок, в другую красный.

Дети встают рядом с воспитателем, в соответствии с цветом флажка.

Воспитатель предлагает детям погулять и читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с текстом.

После слов «Раз, два, три, в домики беги» дети должны собраться возле руки с флажком соответствующего цвета.

Мы флажки в руки взяли И по кругу побежали. Встанем, ножкой постучим. На флажок погладим. Мы флажком помашем, Весело попляшем. Приседанья выполняй, От друзей не отставай. Словно легкий ветерок Закружился наш флажок. А теперь становись И с флажками поклонись. Раз, два, три, в домики беги!

«Комплименты»

Цель: развивать уважение в общении, интерес к сверстнику. Ход игры: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу

Игры направленные на развитие мотивации к общению
в детском коллективе

Игра «Гномики»


Цель: привлекать внимание детей к сверстнику, вызвать их сочувствие и
желание помочь.
Ход игры: для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один
колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям
поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и,
когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать
любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают
колокольчики (одному из них достается испорченный). "Давайте послушаем,
как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и
загадывать свое желание, а мы будем слушать". Дети по кругу звенят своими
колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. "Что же
делать? У Коли не звенит его колокольчик. Это такое несчастье для гномика!
Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или
подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его
желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на
время свой колокольчик, чтобы Коля смог позвенеть им и загадать свое
желание?" Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что
естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

Игра «Пожелание»


Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.
Ход игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или
др.), высказывают друг другу пожелания. Например, «Желаю тебе хорошо
настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как
сейчас» и т.д.

Игра «Волшебные очки»


Цель: развитие интереса к сверстнику и расширение круга хороших качеств
его.
Ход игры: Взрослый торжественно объявляет: "Я хочу показать вам
волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже
то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти
очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому
ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо
рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). "А
теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько
рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше
не замечали". дети по очереди надевают волшебные очки и называют
достоинства своих товарищей. в случае, если кто-то затрудняется, можно
помочь и подсказать.

Игра «Я бросаю тебе мяч»


Цель: развитие интереса к сверстнику
Ход игры: дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя
по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок,
котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так:
«Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком,
люблю смотреть на цветы и т. д.)».

Игра «Закорючка»


Цель: развивать уважение в общении, учитывать интересы других детей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который
превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения.
Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку.
Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит
закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или
растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую
закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

Игра «Опиши друга»


Цель: развитие наблюдательности, внимания к окружающим людям.
Ход игры: с помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной
друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего
партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод
о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара,
игра возобновляется.

Игра «Комплименты»


Цель: развивать уважение в общении, интерес к сверстнику.
Ход игры: сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо
сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий
кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит
комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Примечание:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь.
Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное»,
«молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда
загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Игра «Давайте поздороваемся»


Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически
непринужденную атмосферу.
Ход игры: в начале упражнения говорится о разных способах приветствия,
реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться
плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный
необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться
им. (Для каждого последующей игры придумывается новый, ранее не
использованный способ приветствия!)

Игра «Опиши друга»


Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел,
продолжение знакомства.
Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми
участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают
прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

Игра «Что изменилось»


Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для
эффективного общения.
Ход игры: каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий
выходит из комнаты, за это время в группе производится несколько
изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не
больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть
видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

Игра «Как ты себя чувствуешь?»


Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение
другого.
Ход игры: упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок
внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот
себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Общение как средство социализации ребёнка в обществе"

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья способствует успешной социализации ребенка в обществе....

Консультация "Общение взрослого и ребенка"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении с детьми...

Консультация "Общение ребенка с природой"

Консультация "Общение ребенка с природой"...

Консультация "Общение с животными"

Консультация в родительский уголок по ОБЖ на тему: "Общение с животными"...

Консультация "Общение ребенка со сверстниками и его особенности"

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...

Консультация - Общение

Консультация для родителей...

Консультация "Общение детей с домашними животными" к проекту "На скотном дворе"

Консультация для родителей "Общение детей с домашними животными"...