: Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений
консультация

Бредихина Оксана Петровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_4.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений.

Цель: Сформировать представления о нормах речевого развития.

Задачи:

1.Овладеть теоретическими и практическими знаниями о нарушениях речи.

2.Сформировать компетенцию своевременного выявления нарушения речи.

3 . Сформировать компетенцию в области владения эффективных методов и приемов коррекции речи.

Материалы и оборудование: ватманы, маркеры.

Ход занятия.

1.Приветствие. Обоснование актуальности темы.

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов – логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь. Как мы на нашем уровне можем им помочь.

2.Введение в занятие.

Для этого рассмотрим нормы развития речи.

Стажерам предлагается разделиться на три группы и на ватманах

записать, как развивается речь от 0-1, от 1-3, 3-7 лет. Первая группа описывает развитие речи от 0-1, вторая группа от 1-3 , третья группа от 3 -6 лет. Описание происходит исходя из практического опыта.

Скорее всего, стажеры сделают следующую запись:

Ведущий предлагает ознакомиться с учебным материалом.

Нормы развития речи.

От 0 до 1 года

От 0 до 1 месяца- крик, в 2-3 месяца гуление, 7-9 месяца - лепет, серии слогов (дя-дя , ба-ба , ма-ма) ,к концу первого года -мама , баба, ав- ав , би –би .

От 1 до3 лет.

1 год 5 месяцев - ребенок понимает несложные рассказы.

2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов;

2 года 6 мес. – использует многословные предложения;

2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков;

3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляет грамматические формы: изменяет существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам;

От 3-до 6 лет.

3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков;

4 года – развернутые предложения, использует все части речи. Группирует предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000.

4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают.

5 лет – умеет составлять рассказ по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500.

6 лет – использует сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляет рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

В норме ребенок к 6 годам должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Групповое обсуждение, сравнение результатов.

3.Ознакомление с причинами и видами нарушения речи.

Предлагается рассмотреть причины нарушения речи:

1.Наследственный фактор.

2.Неблагоприятные бытовые условия.

3.Двуязычье.

4.Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном развитии, так и во время родов.

5.Заболевания в первые годы жизни.

6.Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Основные виды нарушения речи.

1.Нарушения звукопроизношения.

2.Нарушения голоса.

3.Нарушения темпа и ритма.

4.Нарушения грамматического строя речи.

5.Недоразвитие связной речи.

Наиболее распространенным видом нарушения звукопроизношения является дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) мышц речевого аппарата.

4.Формы проявления неправильного звукопроизношения.

Пропуск (вместо правильно произносимого звука произносится рядом стоящий гласный с удлинением), искажение (звук отличается от звука родного языка по акустическому эффекту), смешение (звуки смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик) и замена (звуки не различаются по своему звучанию) звуков.

5.Методы исправления.

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие игры.

Предлагается рассмотреть более подробно некоторые методы.

1 метод. Пальчиковая гимнастика.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Развивая мелкую моторику, развивается речь. Поэтому с малых лет с детьми необходимо играть в традиционные пальчиковые игры «Ладушки», «Идет коза рогатая». Развивая мелкую моторику, идет подготовка руки к письму. И хотя ручку мы держим тремя пальцами, задействовать мы должны все пять пальцев каждой руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука с правым полушарием. Необходимо воздействовать на оба полушария (левое полушарие отвечает за мышление, правое – за образное восприятие мира, творчество). Для улучшения межполушарных связей некоторые упражнения нужно делать поочередно. Ведущий предлагает стажерам выполнить некоторые упражнения.

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро –ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение «Ладонь, коза ».

1.Две ладони лежат на столе симметрично.

2.Ладонью правой руки делаем козу т.е. указательный палец и мизинец выдвигаются вперед, а средний и безымянный палец сгибаем в кулак и удерживаем большим пальцем. Эти же движение выполняем левой рукой.

3.Правая рука ладонь, левая коза поочередно меняем положение рук, правая коза, левая ладонь и т.д.

Важным условием является массаж пальцев рук. Особенно тщательно массируются кончики, т.к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые посылают импульсы в ЦНС (центральная нервная система). Поэтому, если дети волнуются при разговоре и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук, так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Пальчиковая гимнастика очень полезна, так как воздействует на внутренние органы, стимулирует мыслительные функции речи, увеличивает заряд положительных эмоций. Стажерам предлагается побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Сорока – белобока, с использованием массажа пальцев и ладони. Наиболее активно массируя большой палец, так как он отвечает за работу мозга.

Упражнение «Сорока – белобока».

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Во время игры с ребенком в пальчиковые игры необходимо произносить вслух стихи, менять тембр голоса, подчеркивая отдельные слова, рассказывать весело.

Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Очень эффективна в работе с детьми песочная терапия. Она помогает выразить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор.

Предлагается поиграть в песок вместе с ребенком. Положить ладони на песок и рассказать ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Предложите ребенку сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Мягкий модуль «Сенсорный паровозик» предназначен для игрового и развивающего процесса детей. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, улучшение эмоционального состояния ребенка.

Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи, подготовки к письму и даже для коррекции дефектов речи. Дети интуитивно тянутся к шнуркам и мелким предметам. Шнуровка является отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

Пирамидка. Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

2 метод. Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы речь была красивой и правильной нужны сильные упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо, т.к. все речевые органы состоят из мышц, то они поддаются тренировке. Можно придумать сказочные истории, обыгрывая их вместе с детьми, что позволит поставить звук будет быстрее, а дети проявят интерес при выполнении артикуляционных упражнений.

Упражнение для язычка.

Жили - были дедушка и бабушка.

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдно надувание щёк – губы не пропускают воздух),

Блюдца поставим – положат нам блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

3метод. Дыхательная гимнастика.

Важнейшее условие правильной речи – это плавный, длительны выдох. Очень часто у детей сбивчивое, прерывистое дыхание. Трудно сделать длинный выдох, чередовать вдох и выдох носом, ртом. Это мешает правильной выразительной речи. Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым. Ребенок должен различать вдох и выдох.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ребенку понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания. Существуют упражнения способствуют выработке длительного выдоха «Снегопад» (Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони), «Шторм в стакане» ( Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными). У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн.

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

Правила выполнения и методика дыхания дыхательная гимнастика Стрельниковой .Правила выполнения дыхательной гимнастики :

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (только через нос), выдох - абсолютно пассивный (через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.

4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

5. Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

1)«Ладошки» (разминочное) .

Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что они были направлены строго вниз. Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки (иногда данное упражнение так и называют - «кулачки»). Делайте подряд 4 вдоха, а затем выдыхайте. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.

2)«Погончики».

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Расслабьте плечи, поднимите голову. Поставьте руки на уровне пояса, сжав их в кулаки. На вдохе резко опустите руки вниз к полу. Отожмите кулаки и растопырьте пальцы. В этот момент мышцы предплечья, кистей и плеч должны быть напряжены. Делайте вдох на 8 счетов (1 серия) .Вернитесь в исходное положение, медленно выдыхая. 3-4 секунды отдохните.

3)«Насос».

Встаньте прямо, ноги на ширине или шире плеч. Плечи опущены, руки вдоль туловища. Начинайте делать вдох и медленно наклоняться, сжимая газету или представляя, что у вас в руках рукоятка от насоса. Помните, что вдох должен быть шумным. Выполняйте наклон ритмично на 8 счетов. Делайте выдох и возвращайтесь в исходную позицию. Отдохните пару секунд.

4)«Кошка».

Встаньте прямо, ноги уже ширины плеч. Плечи расслабленные, руки вдоль туловища. На вдохе приседайте и одновременно поворачивайте корпус вправо. Руки должны быть немного согнуты в локтях, а пальцы в кулачки. Затем повторите такие же действия влево. Выдох происходит между поворотами.

5)«Обними плечи».

Стоя, ноги на ширине плеч, руки сложены, как на уроке и приподняты до уровня плеч. На вдохе, как обычно резком, коротком и шумном, руки вскидываются на плечи, как бы обнимая их. Причём движение рук должно быть параллельным, а не крест-накрест. Во время вдоха голова слегка отклоняется назад. Выдох – пассивно, непроизвольно, возвращая руки к исходному положению.

Это упражнение требует некоторой степени подготовленности. Выполнять его рекомендуется только тем, кто занимается по методу Стрельниковой уже 2-3 недели.

6)«Повороты головы».

Выполнять это упражнение можно стоя, сидя, лёжа. Плечи и руки расслаблены.

Короткий, резкий вдох сочетается с поворотами головы вправо-влево. Выдохи производятся непроизвольно.

4 метод. Развивающие игры.

«Один много». Игра для детей от двух лет, позволяющая  запомнить и научить их правильно употреблять имена существительные именительного падежа во множественном числе. Дети рассаживаются перед ведущим, который поочередно бросает мяч каждому ребенку, называя имя существительное в единственном числе (и именительном падеже). Ребенок должен поймать мяч и кинуть его обратно, но уже называя то же самое слово во множественном числе.

«Четвертый лишний». Ребенку показываются четыре карточки, на трех из которых изображены, например, животные, а на четвертой – птичка, ягодка или что-нибудь еще, не попадающее под категорию «животные». Ребенок определяет «лишнего» в этом ряду и объясняет свой выбор.

Игра учит ребенка классификации и обобщению, развивает мышление и речь.

«Назови ласково » Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»). «Тихо –громко» .В этой игре дети смогут представить себе различные звуки и прислушаться к ним «внутренним ухом». Рисование громких и тихих звуков даст детям возможность еще больше ощутить разницу между ними. По окончании игры Вы можете завести разговор о том, когда нужно вести себя тихо, а когда уместен шум, в каких местах мы можем быть громкими, а в каких – тихими.

Игровая и познавательная интерактивная панель «Джунгли», «Домашние животные» познакомит детей с окружающим миром. Нажимая на кнопки, дети будут слышать голоса животных и учиться различать их.

Дидактический набор мебели «Ромашка» интересная и занимательная дидактика, расширяет кругозор ребенка, развивает мелкую моторику рук. С помощью дидактических панно малыши учатся навыкам самообслуживания, узнают что такое форма, цвет, размер, дети узнают что такое цифра и какие они бывают, счет и количество.

Звуковая панель « Угадай звук» способствует развитию фонематического слуха и развитию внимания, мышления, что благоприятно влияет на развитие речи.

Подведение итогов занятия.

6.Завершающее упражнение «Спасибо».

Ведущий предлагает мысленно положить на левую руку все, с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроений, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку то, что получили на этом занятии нового. Затем, всем одновременно сильно хлопнуть в ладоши и сказать «спасибо»!

Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

«Раннее выявление речевых нарушений и методы их исправления»

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропуст...

"Сказка, как метод исправления речевых нарушений"

"Сказка, как метод исправления речевых нарушений"...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...