Улучшение дикции и артикуляции, выразительности речи
консультация

Бредихина Оксана Петровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила : Бредихина О.П. учитель-логопед  МАДОУ ДС №52

Улучшение дикции и артикуляции, выразительности речи.

Цель : познакомить родителей с эффективными  приёмами развития выразительной речи у дошкольников к подготовительной к школе группе, имеющих  речевые нарушения.

Ход консультации:

-Здравствуйте, очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли сегодня на консультацию, которая звучит так: «Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР»

-Садитесь, как вам удобно.

-Отвечайте на вопросы непринужденно, не бойтесь неправильных ответов.

- Как вы уже знаете, ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может  о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится  она  или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

-Скажите, что вы понимаете под словом – интонация?

- Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.

-А что такое выразительность?

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать  чувства: радость, печаль, удивление…и настроения. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

-Как вы думаете, почему встал вопрос, о том, почему нужно развивать у ребенка интонационную выразительность речи? (мнения родителей)
Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

  • - Посмотрите и послушайте, как прочитают дети стихи, и скажите, какое стихотворение понравилось вам больше и почему?(чтение стихотворений Никитой и Кристиной).

-Вот поэтому, в семье должны быть созданы для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

Компоненты интонации:

- темп  (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса:

- при чтении, используя различную интонацию голоса, посмотрите, как это можно сделать.(показ)

В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем с детьми.

- Посмотрите и послушайте, как будут дети читать скороговорки.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребенка всех вышеперечисленных компонентов   способствует не только формированию произвольной выразительности речи, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. В свою очередь выразительность речи взрослого является мощным орудием воздействия на ребенка иобразцом принятого употребления языковых средств, поскольку дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих, и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.  

Х отите проверить, насколько вы выразительны?

  • Тогда садитесь перед зеркалом и попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне книгу».
  • C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте",  "послушайте".
  • Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.
  • Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".

- Сейчас мы вам предлагаем стихотворения, ваша задача прочитать их выразительно (обмен мнениями).

  • За окном метель и вьюга,                                             
    Ветер в щели дует. 
    Hа окошке сидит муха, 
    Думает - горюет: 
    Эх, кабы мне валенки, 
    Полушубок маленький, 
    Шапочку-папаху, 
    Теплую рубаху 
    Да суконные штаы- 
    Дожила бы до весны!
  • Можно ль козам не бодаться, 
    Если pожки есть? 
    В пляс девчонкам не пyскаться, 
    Если ножки есть? 
    За pога возьмем козленка 
    Отведем на лyг. 
    А девчонкy за pyчонкy 
    В наш веселый кpyг!

  • Ходит заяц боpоздой. 
    У него каpман пyстой. 
    Катя к зайцy подошла 
    Пиpожка емy дала. 
    Подаpила медный гpошик, 
    Чтоб кyпил еды для кpошек. 
    Hо кyпил он табакy, 
    Кypит лежа на бокy. 
    Этакий бездельник! 

"Болтливые" ноги 
Говорить не могут ноги - 
Им положено молчать. 
Hоги могут по дороге| 
За грибами в лес шагать, 
Бегать в валенках по снегу, 
Мчать по пляжу босиким, 
Могут прыгать, могут бегать, 
А, устав, идти пешком. 
Говорю я это маме,

            А она твердит олять: 
           - Перестань болтать ногами! 
          Сколько можно повторять? 

«Вопрос» 
Мне через месяц будет пять, 
Я по слогам могу читать, 
Водить велосипед. 
Hо очень трудно мне понять - 
Большой я или нет. 
Прошу я маму в выходной: 
-Hемножко поиграй со мной 
Hо отвечает мать: 
-Сережка, ты уже большой - 
Учись один играть! 
Hо как назло по вечерам, 
Когда идет кино, 
Мне говорят, что малышам 
В постель пора давно. 
Как будто после десяти 
Я начинаю вниз расти . 

  • Стаpый заяц сено косит, 
    А лиса сгpебает, 
    Муха сено к возу носит, 
    А комаp кидает. 
    Довезли до сеновала 
    С воза муха закpичала: 
    "Hа чеpдак я не пойду, 
    Я оттуда упаду, 
    Hоженьку сломаю, 

    Буду я хpомая." 


- Вы все молодцы!

- Чье стихотворение вам понравилось больше и почему?

- Что нового вы узнали?

-Важно ли работать над развитием  интонационной выразительностью речи?

- Большое спасибо, всем!

                                      Памятка для родителей.

Что  поможет  сделать речь ребенка выразительной?

1. Прежде всего – это  слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

3.  Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

4.  Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

5.  Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

6. И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место  по праву принадлежит  театрализованной деятельности.  Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.
Помните, что интонации вашего голоса – образец для вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Используется для тренировки дикции и произношения.  Скороговорки ...

Скороговорки для развития речи и дикции с артикуляцией звуков

Скороговорки для развития речи и дикции с артикуляцией звуков...

Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!

Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи! Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные ...

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения.

Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая&raq...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....