Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

 

Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи! 

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения определенных звуков при регулярном их повторении. 

 

Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения, - так же замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvuem_rech_v_chistogovorkah.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствуем речь в чистоговорках и скороговорках!

Наши славные, любимые, очень занятые папы и мамы! Мы с радостью сообщаем вам, что мы замечательно трудимся,  многому учимся, и заметно в речевом развитии растем! Мы освоили и «подружились» с огромным количеством трудных звуков, развили умения различать и выделять их в словах, приобретаем навыки произношения, добиваясь такого нелегкого самоконтроля!

Ох уж эти волшебные  и такие неуловимые звуки! Сегодня есть, а завтра…раз! и прилетела к нам сердитая Баба Яга!  и «украла» так нелегко доставшееся нам в тяжелом бою правильное произношение!  И мы будем «сражаться» до конца, чтоб никто не посмел разрушить наш труд! Нам осталось совсем чуть-чуть, и мы будем на вершине успеха! А для этого нам необходимо закрепить «звуки-бойцы» в чистоговорках и скороговорках! Помогите нам!  Присоединяйтесь к нам! Устроим дома праздник « В стране Правильной Речи!», где будем соревноваться в грамотном произношении уникального жанра устного народного творчества – чистоговорках и скороговорках!                                                                           

  Ваши дети!

Уважаемые родители! Мы находимся на этапе автоматизации поставленных звуков в чистоговорках и скороговорках. Проговаривание чистоговорок, скороговорок – один из способов улучшения дикции, совершенствования звуковой стороны речи!

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения определенных звуков при регулярном их повторении.

Нелегко проговаривать некоторые сочетания звуков в чистоговорках! Не всем взрослым это удается, а детям тем более.  Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет «читать по губам». А затем темп следует увеличивать, при этом не снижая качества произношения. Необходимо проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Рекомендуется произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а затем повторить фразы с разжатыми зубами.

Скороговорка – уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения, - так же замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи.

Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.

При работе с чистоговорками и скороговорками ребенку важно и нужно не только понять ее, но и запомнить. Для запоминания чистоговорок и скороговорок рекомендуется использовать мнемотехнику, т. е. систему приемов, облегчающих запоминание  и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия. Прием опоры на наглядное изображение (зарисовку, мнемотаблицу) облегчает ребенку  воспроизводить тексты скороговорок.

Варианты работы с наглядностью могут быть самыми разными:

- срисовывание скороговорки;

- зарисовывание ее по памяти;

- проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;

- воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы) и т. д.

Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук. Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

Предлагаю Вашему вниманию пособие Е.А. Кодолбенко «Зашифрованные скороговорки». В пособии представлены скороговорки и чистоговорки различной степени сложности в виде схематических рисунков. Как всякая игра, скороговорки легко воспринимаются детьми, а замена на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивают память, воображение, внимание, обогащают словарь, способствуют становлению правильного произношения, развивают связную речь. Пособие адресовано педагогам, а так же родителям для индивидуальных занятий с детьми в домашних условиях.  

Учитель-логопед Серкунова К.Р.

21.10. 2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей

Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, след...

Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

В данном материале представлена организованная образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте на тему: "Дифференциация звуков [р]-[л] в словах...

Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.

Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной у...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Совершенствование звуковой культуры речи детей 4-5 лет через использование чистоговорок

Раскрывается вопрос использования чистоговорок в работе над звуковой культурой речи детей дошкольного возраста....