Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей
статья по развитию речи по теме

Жеребцова Наталья Владиславовна

Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktsiya.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей 

    Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

     Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвертый-пятый год), когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык. Для совершенствования дикции используются чисто - и короговорки. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!», «У зайки Бубы заболели зубы».  Скороговорка — труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу». Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата — определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Новую скороговорку родитель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу — послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем ребенок самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент можно опустить). После проговаривания скороговорка произносится хором вместе с родителями. На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и ребенок сразу им овладел, можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа,  можно менять и темп. Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.

ПРИМЕРЫ СТИХОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ

Вчерашний град
Повредил виноград.

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина. 

Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

Артур на портрете
В бордовом берете.

У крысы в норке
Сырные корки.

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Рожь яровая — Культура зерновая.

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Прорубь в пруду – 
Рыбачить приду.

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Приобрёл Артур 
В Европу тур.

Прохор и Варвара – 
Прекрасная пара.

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»

Гусь искупался,
Но сух остался.

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Я старалась, я старалась — За посылку расписалась.

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Коля и две Оли
В поле лук пололи.
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

Колючки для верблюда – 
Любимое блюдо.

Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.

Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.

У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.

Ушла гроза за горизонт — Закрыла Зоя сразу зонт.

Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Мужа жена
Обожать должна.

У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.

Маша — малышка,
У Маши пустышка.

Сшили штанишки 
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.

Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Нас «огорчили»
Перчики чили.

Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.

Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Ученик ворчит беззвучно — Ах, учителю как скучно.

Увеличили зрачки 
Очень новые очки.

Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.

Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.

На пиджачке значок,
На значке жучок.

Сверчок в ночи
Сверчит у печи.

Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.

На веточке птички,
В лесочке лисички.

В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

Уголёчки в печке,
А песочек в речке.

Часики точные,
Яблочки сочные.

Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.

Тучка мрачная,
Крылечко дачное.

Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

Меч о щит, (Ч, Щ)
Щит трещит.

Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.
Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.

На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)

Целиком вся Турция
Есть в цветке… (настурция)

На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.

У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.

Ветви ива свесила красиво.

К васильку василёк — И у Вали венок.

Генка и Галка
Играют в догонялки.
Гения гены
У Гунина Гены.

Быку букет
Будет… на обед.

Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3–4 лет».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики,  не в смене полити...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

Совершенствование грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР

В статье рассматриваются особенности мыслительных процессов и особенности словообразования и словоизменения  у дошуольников с ЗПР. Предлагается последовательность логопедической работы по устране...

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста

Задачи по формированию грамматической речи у детей рассматриваются в   направлениях:1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родногоЯзыка (изменение по родам, числам, лицам...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...