Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.
статья по развитию речи (старшая группа)

Михайлова Ирина Владимировна

Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной умственной работы. Упражнения и игры на знакомство с рифмой можно проводить в утренние или вечерние часы, на прогулках, в часы игр или как часть занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_doshkolnikov_s_rifmoy.docx18.5 КБ
Файл znakomstvo_doshkolnikov_s_rifmoy.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с рифмой,

как способ развития звуковой стороны речи.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.

Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.

Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.

«Рифма – это слова, похожие по звучанию» - так можно объяснить «рифму» детям, предлагая поиграть в составление рифмованных текстов.

  1.  «Подумай и скажи»

Знакомство с рифмой.

Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.

- Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?

Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.

- Птичка-синичка.

- Хорошо. Кто другое слово предложит?

- Певичка.

- Невеличка.

- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т.д.

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.

Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

  1. «Загадки-складки»

Можно использовать загадки с ответами в рифму.

  • Целый день «уа-уа»,

Вот и все ее… (слова).

  • Утром я в густом лесу

Видел рыжую ... (лису). 

  • Ты не бойся – это гусь,

Я сама его… (боюсь)!

  • Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал ... (зайчик). 

  1. «Найди пару»

Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

Примеры:

- свечка, ручка, печка

- котик, домик, ротик;

- пастух, петух, пакет.

- и т.д.

Литература:

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983



Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с рифмой,

как способ развития звуковой стороны речи.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.

Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.

Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.

«Рифма – это слова, похожие по звучанию» - так можно объяснить «рифму» детям, предлагая поиграть в составление рифмованных текстов.

  1.  «Подумай и скажи»

Знакомство с рифмой.

Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.

- Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?

Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.

- Птичка-синичка.

- Хорошо. Кто другое слово предложит?

- Певичка.

- Невеличка.

- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т.д.

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.

Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

  1. «Загадки-складки»

Можно использовать загадки с ответами в рифму.

  • Целый день «уа-уа»,

Вот и все ее… (слова).

  • Утром я в густом лесу

Видел рыжую ... (лису). 

  • Ты не бойся – это гусь,

Я сама его… (боюсь)!

  • Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал ... (зайчик). 

  1. «Найди пару»

Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

Примеры:

- свечка, ручка, печка

- котик, домик, ротик;

- пастух, петух, пакет.

- и т.д.

Литература:

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....

Развитие звуковой стороны речи дошкольника

В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника....

Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов

Этапы реализации:I.  ОрганизационныйДиагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;Изучение и обобщение данных, полу...

Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет

Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...

Консультация для родителей. Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.

Консультация для родителей.Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «мол...