Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет
учебно-методическое пособие по логопедии
Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи; можно так же отдельные упражнения и задания применить для запуска речи детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 376.3 ББК 74.102 БЗЗ
Рецензенты: ст. преподаватель каф. дефектологии ГУО «Академия последипломного
образования» Т. В. Пятница; учитель-дефектолог ДУ № 347 г. Минска Л. Н. Мороз
Башинская, Т. В.
БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой
стороны речи дошкольников 4 — 6 лет : пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. В. Башинская. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветep», 2006. - 70, [2] c. : HJl. 15ВЫ 985-486-701-3.
Пособие содержит систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4—6 лет с общим недоразвитием речи (II и III уровня речевого развития). Предлагаемая система рассчитана на два года обучения и включает работу на уровне звуков, слогов, слов, предложений, стихов, что обеспечивает осознание звуковой стороны русского языка и готовит к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Занятия включают строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материала трех уровней сложности: *низкого, **среднего, ***высокого. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению дошкольников с разным уровнем речевого развития.
Адресуется учителям-дефектологам, педагогам, воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно преподавателям, студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям.
УДК 376.3 ББК 74.102
® Башинская Т. В., 2006
985-486-701-3 © ООО ИД «Белый Ветер», 2006
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОРОЛЕВСТВУ ЗВУКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4—6 ЛЕТ
Представленная в пособии система занятий построена на основе пяти этапов онтогенетического развития фонематического восприятия и осознания звуковой стороны языка, намеченных Р. Е. Левиной [10].
В течение 1-го года обучения дети проходят первых три этапа.
I. Дофонематический.
Дети учатся слушать и соотносить с источником звуки музыкальных инструментов, игрушек, различных предметов, животных; различать звуки по длительности, силе звучания, высоте, а также подражать неречевым звукам различной длительности, силы звучания и высоты. На этом этапе дети создают интонационно окрашенные голосовые вариации. Каждое голосовое упражнение сопровождается движениями, действиями, рисунками.
II. Различение наиболее далеких фонем при отсутствии дифференциации близких.
Изучаются гласные и согласные звуки. Изучение гласных звуков проходит в следующей последовательности:
- Знакомство с изолированными звуками [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Воспроизведение звуков, описание артикуляции (на этом этапе в работе одновременно все звуки).
- Соотнесение звука с персонажем сказки.
- Определение звука в начале слова.
- Определение звука в конце слова.
- Определение звука в середине односложных слов.
- Слитное продевание звуковых цепочек.
- Анализ звуковых цепочек.
- Объединение звуков в цепочки.
- Определение наличия или отсутствия звука в слове.
При изучении согласных звуков предлагается подбирать звуковой материал исходя из произносительных возможностей каждого ребенка. Изучение звуков проходит в следующей последовательности:
- Знакомство с изолированными звуками (произносимыми деть
ми без искажения). Воспроизведение звуков, описание артикуляции. - Сравнение гласных и согласных звуков по способу артикуляции, длительности звучания. Установление зависимости звучания звука от положения органов артикуляции.
- Определение звука изолированного, в начале, в конце слова по
признаку «поется, не поется». - Определение согласного звука в конце слова.
- Определение звука в начале слова.
- Установление наличия или отсутствия звука в слове.
- Различение звонких и глухих согласных звуков.
- Замена изолированных звуков по звонкости/глухости.
Комплексное изучение гласных и согласных звуков позволяет сформировать у детей целостный и многогранный образ звуков, объединенных общими признаками (акустическими, артикуляторными, грамматическими), проследить и понять принципиальные различия гласных и согласных звуков, создать прочные фонематические представления.
На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков (см. Приложение 1).
Идея персонификации звуков частично заимствована у О. Ермолиной, (представлена в видеоматериале «Домашний логопед»).
В королевском красном дворце живут разные персонажи. Гласных звуков шесть. Они самые главные, их можно петь громко и протяжно. Король О очень добрый, очень толстый, он всегда всем доволен, говорит: «О-о-о». Королева У утонченная, умная, она всему удивляется, говорит: «У-у-уж Принцесса И игривая, веселая, любит смеяться: «И-и-и». Принц Э элегантный, эрудированный, любит гулять по полям и кричать: «Э-э-э». Доктор А следит за тем, чтобы ни у кого не болело горло и просит всех: «Скажите "а-а-а"». Рьщарь Ы носит тяжелые латы и всех пугает: «Ы-ы-ы».
Охраняют мир и покой Королевства звуков солдаты (см. Приложение 2) — согласные звуки, которые живут в синих и зеленых домиках. На первом году обучения для звонких согласных используется термин «сильный солдат», для глухих — «слабый солдат», на втором для твердых согласных — «большой солдат (Дон)» (фигурка окрашена в синий цвет), мягких согласных — «маленький солдат (Дин)» (фигурка окрашена в зеленый цвет).
Пример сказки
Однажды в Королевстве звуков случилось несчастье. «И-и-и», — заплакала изящная принцесса И. «У-у-у», — удивилась умная королева У. «О-о-о», — очень огорчился добрый толстый король О. «Э-э-э», — побежал звать доктора энергичный принц Э. «А-а-а, — покачал головой аккуратный доктор А. — Во дворец пробралась Скука». Доктор А прописал принцессе И инжир, изюм и интересные игры и поставил у дверей ее комнаты рыцаря Ы, чтобы он не пускал к принцессе Скуку. Так и живут игривые, умные, элегантные, очень добрые, аккуратные гласные звуки и играют с нами в каждом слове в интересные игры.
Олицетворение звуков позволяет детям воспринимать звуки как осязаемые предметы и подготовиться к отображению звука в виде буквы.
В процессе работы над звуками педагог вводит следующие понятия: «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой» звуки. Понятия
10
подкрепляются дополнительными характеристиками: «поется», «не поется» , «сильный солдат», «слабый солдат». Детям достаточно только понимать термин, употребляемый педагогом.
III. Восприятие звуков языка в соответствии с их фонематическими признаками.
Дети учатся оценивать четкость и правильность своего произношения, подбирать слова, близкие по звучанию, узнавать слова, составленные из слогов, подбирать рифму, понимать и исправлять смысловые ошибки.
В течение первого года обучения детям сообщается следующий объем знаний и умений"
Знание
Умение
На уровне показа:
музыкальные инструменты и предметы могут издавать различные звуки;
- звуки различаются
по высоте, силе звучания; - звуки производят
в разном темпе, ритме;
— от силы удара,
выдоха зависит сила
звука;
- высота голоса может меняться;
- словесную команду
заменяют картинкой,
знаком, действием;
— начало строчки,
слова всегда слева.
На уровне понимания:
- произношение звука
зависит от положения
органов артикуляции; - звук может стоять
в начале, середине,
конце слова;
— слова состоят из
отдельных звуков;
— звуки бывают гласными и согласными;
На материале предметов и неречевых звуков:
—различать неречевые звуки по высоте, тембру
и силе;
- классифицировать предметы по характеру
звучания; - воспроизводить неречевые звуки различной
высоты и силы звучания в заданном ритме; - выполнять действия по словесной команде
или знаку; - произносить звук, слово по действию, знаку;
- находить начало, середину, конец предметов,
полосы бумаги; - соотносить предмет с его контурным изображением, теневым изображением, незавершенным
изображением; - следить за действием двух рук одновременно
(расхождение, сближение); - выделять (на глаз) средний предмет или сим
вол в ряду из пяти, семи, девяти предложенных
предметов.
На материале гласных звуков:
- узнавать звук по артикуляции и описывать
положение органов артикуляции при произнесении изолированных гласных звуков; - определять место звука в слове;
—анализировать цепочку из двух, четырех
гласных звуков;
- сливать два-три гласных звука в непрерывную
цепочку; - определять гласный звук в начале, конце слова, в середине односложных слов;
* В данном пособии речь идет о формировании знаний и умений как предпосылок для выработки навыка чтения и письма (прим. автора).
11
Продолжение
Знание | Умение |
— гласные от согласных отличаются способом произношения, длительностью звучания; — согласные звуки бывают звонкими (сильные солдаты) и глухими (слабые солдаты); — при изменении звуков в слове меняется его смысл; — у слов с разным значением может быть похожее звучание; — слова состоят из частей (слогов); — из отдельных частей (слогов) можно составить слово; — в разных словах могут быть одинаковые слоги; — в предложении слова связаны по смыслу; — в стихах последние слога слов одинаковые; — если в предложении заменить слово, то получается путаница | — определять наличие (отсутствие) звука в слове; — отличать гласный (поется) звук от согласного (не поется) на основе акустических и артикуляционных особенностей. На материале согласных звуков: — описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных звуков; — определять место звука в слове; — выделять (отделяя согласный звук от гласного) звук в конце и в начале слова; — определять наличие (отсутствие) звука в слове; — различать звуки по звонкости/глухости на основе фонематического и тактильного восприятия; — определять наличие заданного звука в слове, соотносить его со знаком (цветным жетоном, сигнальной карточкой, действием); — подбирать парные звуки по звонкости/глухости. На материале слов: — классифицировать слова по схожести звучания; — различать близкие по звучанию слова; — делить слова из двух, трех прямых открытых слогов на части; — выделять первый, второй, третий слог с опорой на полосу бумаги, разделенной на три части; — составлять слова из двух, трех слогов в прямом и обратном порядке; — подбирать слова с одинаковыми слогами. На материале предложений: — подбирать нужное по смыслу слово; — подбирать рифму («доскажи словечко»); — исправлять смысловые ошибки |
Работа 2-го года обучения заключается в организации коррекционно-развивающего процесса, позволяющего ребенку пройти IV и V этап осознания звуковой стороны языка. В начале второго года обучения дети повторяют программный материал первого года обучения, но на более сложном уровне.
IV. Осознание звуков языка как носителей смысла слова.
Ведется работа по дифференциации изолированных звуков, смыслоразличительной роли звука в слове, по изменению значения слова посредством замены звука. Внимание детей активизируется при воспроизведении, описании артикуляции и определении акустических параметров всех звуков. Дети определяют место заданного звука в слове, произносят слова, растягивая каждый звук, выделяя голосом поочередно
12
только один звук, составляют слова из звуков, произнесенных нараспев
или изолированно. Дошкольники знакомятся с цветовым обозначением гласных и согласных звуков.
Пропуск гласных букв при письме является наиболее распространенной ошибкой у младших школьников, поэтому особое внимание в логопедической работе уделяется осознанию гласных звуков.
Гласные звуки изучаются детьми в следующем порядке.
- Соотнесение изолированного звука с артикуляцией и с персонажем сказки.
- Определение звука по артикуляции, по персонажу.
- Слияние звуков в цепочку.
- Анализ звуковых цепочек.
- Описание смены положения органов артикуляции при произнесении пар гласных звуков.
- Определение первого звука в слове. Звук [а].
- Выделение картинок с заданным звуком в начале слова.
- Определение последнего звука в слове. Звук [о].
- Определение звука в середине односложных слов. Звук [у].
10. Распределение картинок на группы по наличию звуков [о], [у].
И. Четкое проговаривание звука [э] в начале слова. Звуки [э], [и].
- Подсчет количества гласных звуков в слове. Звук [и].
- Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков.
- Определение последнего звука в слове при самостоятельном
изменении формы числа. Звук [ы]. - Определение гласных звуков в многосложных словах.
- Объяснение звукового отличия слов типа «бок — бык».
- Замена гласного звука в обратных слогах.
Изучение согласных звуков начинается с припоминания их цветового обозначения, далее изучается:
- Определение общих признаков согласных звуков.
- Определение последнего звука в слове. Подбор картинок с одинаковым последним звуком.
- Добавление последнего звука к слову.
- Замена последнего звука в слове.
- Определение первого звука в слове.
- Составление словесных цепочек.
- Различение твердых и мягких согласных звуков.
- Замена изолированных звуков и последних звуков в словах по
твердости / мягкости.
V. Формирование тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков.
Ведется работа по формированию фонематических представлений, звукового и слогового анализа и синтеза слов различной структуры
13
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Первый год обучения
Неречевые звуки
Занятие 1
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Учить детей соотносить объемное и плоскостное изображение предметов | Отыскивание предметов по картинке: *цветной; **контурной; ***незаконченной. Соотнесение объемных предметов с их изображением: *цветным; **схематичным; ***незаконченным | «Что нарисовал художник?» Найти в кабинете предмет, изображенный на картинке. «Найди портрет». Найти портрет (*цветной, **контурный, ***незаконченный) своей игрушки: зайца, дудочки, куклы и т. д |
Упражнять дошкольников в выполнении словесных инструкций | Выбор игрушек различающихся по одному—трем признакам: *цвету; **цвету и размеру; ***цвету, размеру и материалу (большой синий пластмассовый мяч) | «Выбирай-ка». Рассмотреть игрушки, найти отличия: куклы большие, маленькие, с волосами разного цвета и в разных одеждах; звери большие, маленькие, разного цвета, мягкие и пластмассовые. Отыскать игрушку, названную педагогом |
Учить подбирать словесные характеристики к звуку. Познакомить с характером звучания музыкальных инструментов | Подбор словесной характеристики к звучанию дудочки (свист), колокольчика (звон), барабана (стук), коробочки (шорох). Соотнесение звука с музыкальным инструментом | «Шумовой оркестр». *Посвистеть на дудочке, позвенеть колокольчиком, постучать в барабан, пошуршать коробочкой. **Угадать, какой инструмент звучал. **"Подобрать все инструменты, которые свистят, звенят, стучат, шуршат (дудочка, колокольчик, барабан, коробочка) |
Активизировать зрительное внимание, память детей | Запоминание порядка расстановки игрушек. Восстановление прежнего порядка, расстановка игрушек по словесной инструкции | «Запоминай-ка». Запомнить игрушки (*3-4, **5-6, ***7-8), сказать: какой не стало, какую не назвали, что изменилось, поставить в прежнем порядке |
Занятие 2
Познакомить с понятиями «быстро — медленно», «протяжно — отрывисто», «громко — тихо»; учить детей подбирать определения к звучанию музыкальных инструментов
Учить воспроизводить голосом звучание музыкальных инструментов в нужном темпе, ритме; контролировать силу голоса, ритм, темп
Развивать плавность
и точность движений,
координацию голоса
с движением
Содержание работы
Припоминание предметов, которые двигаются, звучат: быстро, медленно, протяжно, отрывисто, громко, тихо. Прослушивание и обсуждение возможности звучания музыкальных инструментов, определение темпа, ритма и силы звучания. Сравнение звучания музыкальных инструментов со звуками живой и неживой природы: медленно, как черепаха, отрывисто, как дождик, громко, как паровоз
Подражание (ля-ля-ля, тук-тук-тук) музыкальным инструментам с различной силой звучания голоса, в заданном темпе и ритме: "вместе с педагогом; **по отстукиваемому по ладони ритму; **"по музыкальному образцу
Извлечение музыкальных звуков, отстукивание и отхлопывание в заданном темпе, ритме, силе звука,**вместе с педагогом; **по образцу; ***по инструкции
Игра, упражнение, задание
«Быстро — медленно». Подобрать характеристики с опорой на картинки к движениям змеи и зайца (плавно — отрывисто); птицы и черепахи (быстро — медленно); гудку паровоза и звуку дождя (громко — тихо).
«Оркестр». Сказать, как может звучать гитара, пианино, дудочка (громко, тихо, протяжно), металлофон, бубен, барабан (громко, тихо, отрывисто), маракас, коробочка, погремушка (тихо, отрывисто)
«Спой песенку». Повторить, как звучит колокольчик, дудочка, барабан, коробочка. Спеть песенку дудочки, барабана, коробочки и т. д. быстро, медленно, громко, тихо, протяжно, отрывисто
«Поиграй». Сыграть и спеть (простучать,
отхлопать) 3—5 звуков в заданном ритме,
темпе и силе звучания *
Занятие 3
Задача
Учить подбирать речевую характеристику к голосам животных; вырабатывать быструю голосовую
Содержание работы
Подражание голосам животных. Соотнесение голоса, названия животного,
картинки и игрушки. Быстрое произнесение подражаний: по названию животного, **по картинке
Игра, упражнение, задание
«Кто в теремочке живет?» Раздать игрушки — домашних животных (1—3), определить голос каждого. *Педагог называет кота, и тот, у кого такая игрушка, отвечает: «Мяу». **Педагог показывает картинку —
Содержание работы
*по голосу животного
ЖИВОТНОГО, ***'
00
Задача
реакцию; воспитывать речевую активность
Координировать голосовую и двигательную реакцию детей на словесно-наглядную команду
Формировать у детей просодическую сторону речи; упражнять в соотнесении движения голоса с движением музыки
Воспитывать у детей интерес и внимание к звукам природы; учить дошкольников передавать звучание неживой природы с помощью звуков, слов; развивать у детей координацию речи и движения
Длительное подражание голосам животных в медленном, быстром темпах. Смена темпа речи и движений: *по словесной инструкции; **по наглядной инструкции
Подражание голосам животных с интонацией повышения, понижения голоса и волнообразно: *совместно с педагогом; ""самостоятельно; ***без музыкального сопровождения
Подбор звуков и слов для передачи звучания неживой природы. Проговаривание слогов в сопровождении четких ритмичных движений: *совместно с педагогом; **по образцу; ***по словесной инструкции
Продолжение
Игра, упражнение, задание
дети отвечают. ***Педагог подражает голосу животного: «Мяу!», ребенок отвечает: «Мяу»
-«На прогулке». 1.. «Разговаривать» голосами животных быстро, медленно по наглядно-словесному заданию: солнышко припекает — говорят и двигаются медленно; пошел дождь, все убегают, прячутся — говорят, двигаются быстро. 2. «Разговаривать» и двигаться быстро, если покажут тучку, медленно — если солнышко
«Мы по лесенке бежали». Прослушать звучание ксилофона, сделать вывод о движении мелодии вверх, вниз. Играть и петь голосом животного, повышая, понижая голос. Вести игрушку по ступенькам вверх и вниз, сопровождая звукоподражанием
«Театр». Один слог — одно четкое движение. Показать и озвучить — «Идет
дождь»: пальцы стучат по столу: «Кап-
кап»; «Паровоз»: кулаки плотно сжаты,
резко разжимаются и сжимаются: «Пых-
пых»; «Чайник кипит»: крышка-ладонь
стучит по чайнику-кулаку: «Бах-бах-
бах»; «Маятник»: локоть ведущей руки
опирается на стол, пальцы вместе, наклонять руку влево-вправо, не сгибая в запястье: «Тик-так»; «Насос»: руки в замке
движутся вверх, вниз: «Пс»
Гласные звуки
Занятие 4
Задача
Воспитывать познавательный интерес дошкольников; формировать у детей образы гласных звуков
Познакомить детей с гласными звуками. Формировать представление о связи звука с артикуляцией
Воспитывать контроль
над темпом, ритмом,
силой голоса при произнесении гласных
звуков
Содержание работы
Знакомство с Королевством гласных-громогласных звуков. Обыгрывание сказочных образов каждым ребенком. Подбор выражения лица, осанки, движений, тембра голоса. Король ходит вразвалочку с довольным лицом, произносит: «О-о-о». Королева ходит на цыпочках с удивленным лицом, произносит: «У-у-у». Принцесса танцует и смеется: «И-и-и». Принц ходит вприпрыжку, машет рукой, говорит: «Э-э-э». Доктор ходит важно, смотрит через очки, просит: «Скажите "а-а-а"». Рыцарь стоит со сжатыми кулаками, всех пугает: «Ы»
Определение положения органов артикуляции, при котором звук можно произносить долго и громко. Наблюдение за изменением звучания при изменении артикуляции перед индивидуальными зеркалами ([а]-[у], [у]-[э], [и]-[а])
Произнесение гласных звуков громко,
тихо, протяжно, прерывисто: *вместе
с педагогом; **по образцу; ***по сло
весной инструкции (спой тихо, протяжно; скажи громко, отрывисто)
Игра, упражнение, задание
Сказка "Королевство звуков»
В умном царстве, в мудром государстве живут гласные звуки. Они самые главные и самые красивые звуки в речи. Король очень толстый и очень добрый, его зовут О. Королева — умная, всегда удивляется, ее зовут У. Принцесса — интересная, веселая, всегда смеется, ее зовут И. Принц любит убегать далеко от дома, его зовут Э. Доктор следит за здоровьем всех жителей, его зовут А. Рыцарь охраняет всех от врагов, он грозный и сильный, его зовут Ы (см. Приложение 1)
«Расскажи, что видишь, что чувствуешь».
Описать артикуляцию педагога при произнесении гласных звуков, свои ощущения при их произнесении, свою артикуляцию, произнося гласный звук перед
зеркалом: [у] - губы трубочкой, [и] -
губы в улыбке, [а] — рот широко открыт,
язык внизу
«Пой с нами, пой лучше нас!» Петь гласные звуки быстро, медленно, протяжно, прерывисто по образцу педагога, и наоборот: аааа — а-а-а
Продолжение
Задача
Упражнять дошкольников в соотнесении артикуляции со звуком
Содержание работы
Описание положения органов артикуляции при произнесении звуков: [а] —
рот широко открыт, [о] — губы кружочком, [у] — губы трубочкой, [и],
[ы] — губы в улыбке, [э] — открытая
улыбка. Определение гласного звука по артикуляции: *педагога; ** ребенка; ***под-
бор артикуляции к звуку за экраном
Игра, упражнение, задание
"Угадай мой звук». Определить гласный звук по артикуляции педагога (четко определяются звуки [а], [о], [у], звуки [и], [э], [ы] могут подбираться к одной артикуляции). Подобрать артикуляцию к звуку за экраном
Задача
Закреплять представления дошкольников о сказочных обра-зах гласных звуков
Вырабатывать у де
тей быструю голосо-
вую реакцию
Развивать у детей координацию речи с движением; вырабатывать длительный речевой выдох
Занятие 5
Содержание работы
Создание ребенком собственного образа каждого гласного звука
Соотнесение «своего» персонажа со звуком. Припоминание звука: *по зву-ку; **по персонажу
Протяжное и прерывистое произнесение гласных звуков с движением: с прыжками, шагами, хлопками, прочерчивая линии
Игра, упражнение, задание
«Кто в домике живет?» Вспомнить героев сказки, их имена. Описать каждого. Пройти, как король, проверить горлышко, как доктор. Показать портрет по звуку педагога
«Отзовись!» Выбрать героя, запомнить его звук, отозваться, когда позовут: -«И!» — «И-и-и» или «Принцесса!» — «И-и»
-«Колыбельная для принцессы», «Станцуй звук». Петь гласные звуки, покачивая куклу. «Потанцуй с принцем». Два
ребенка с портретами героев сказки стоят рядом и поочередно поют свой звук. «Мячик». Толкнуть мяч и петь гласный звук, пока тот катится. «Попрыгунчики». Произносить отрывисто гласные звуки, четко шагая, прыгая. «Нарисуй звук». Петь гласный звук, прочерчивая линию на доске, в тетради. Следить за совпадением начала и конца звучания и движения
Учить детей прислушиваться к произношению других;
воспитывать критическое отношение
к собственному
**двух
Восприятие, запоминание и воспроизведение гласнгласных звуков: *одного;
«Телефон». Передавать гласный звук по цепочке на- ухо по заданию педагога; ***по заданию ребенка
Занятие 6
Задача
Познакомить детей с понятиями «начало», «середина», «конец»; развивать оптико-пространственное восприятие
Активизировать память; учить слушать товарищей; вырабатывать контролируемую голосовую реакцию
Учить произносить слова с утрированием первого гласного звука
Учить детей определять первый гласный звук в слове, произнесенном педагогом
Содержание работы
Определение начала, середины, конца *предметов; **действий; ***явлений (утро, день, вечер; весна, лето) с опорой на картинку
Припоминание жителей Королевства, соотнесение персонажей со звуками. Перечисление детьми звуков поочередно в порядке построения
Произнесение слов с выделением первого звука, проводя пальцем по разделенной на три части полосе бумаги: •вместе с педагогом; **по образцу; 'самостоятельно по картинке
Определение гласного звука в начале
слова: *выбирая из двух, акустически
и артикуляционно непохожих звуков;
**по подбору своей артикуляции к артикуляции педагога; ***на слух
Игра, упражнение, задание
«Начало всегда слева!» Находить начало, середину и конец карандаша, указки, ленты, полоски бумаги. Проводить указательным пальцем правой руки от начала до конца предмета. Расставлять игрушки по порядку, раскладывать сюжетные картинки
«Кто пришел к нам в гости?» Вспомнить героев сказки и их имена. «Стройся!» Каждый ребенок получает портрет персонажа сказки, становится по команде педагога от заданного начала: королева в начале, король в конце, остальные — в середине
«Вязкое болото». Вести пальцем по полосе и произносить слово: аааарбуз, уууууууши, ииииглы, ооооослик, ээээ-этажерка
«Кто тянет слово за веревочку?» Опре
делить- первый гласный звук. Педагог
медленно • вытягивает картинку из конвер
та и произносит: ууутка, ооосы, иииндюк,
ааарбуз, эээскимо
Продолжение
Задача
Учить определять
первый гласный звук
при самостоятельном
произношении, груп
пировать слова по
первому звуку
Содержание работы
'перед зеркалом;
Определение гласного звука в начале слова по картинке при самостоятельном произнесении: * **проговаривая вместе с педагогом, *** на слух
Игра, упражнение, задание
•«Кому принесли подарки?»- Определять
первый гласный звук в слове, раздать по
дарки героям сказки: апельсин, автобус,
арбуз, ослик, осы, овощи, уши, утка,
улитка, индюк, иголка, индеец, эскимо,
этажерка, экскаватор
3 анятие 7
Задача
Развивать у детей зрительное внимание, навыки пространственной ориентиров-ки, память
Упражнять в произнесении слова с утрированием последнего гласного звука
Учить определять последний гласный звук в слове, произнесенном педагогом
Воспитывать требовательность к своему
произношению; учить
определять гласный
звук в конце слова
при самостоятельном
произнесении
Содержание работы
Определение положения игрушки в ряду: *покажи начало, конец ряда, что стоит в начале, конце; **поставь мишку в начало, конец; ***где стоит, где стоял заяц
Пропевание слова с выделением последнего звука, проводя пальцем по полосе бумаги: *вместе с педагогом; *по образцу; ""самостоятельно
Определение гласного звука в конце слова: *выбирая из двух акустически и артикуляционно непохожих звуков; **по подбору артикуляции; ***на слух
Определение последнего звука в слове по картинке при самостоятельном произнесении: *совместно с педагогом; **контролируя артикуляцию в зеркале; ***на слух
Игра, упражнение, задание
-«Игрушки на прогулке». Построить игрушки в ряд, определить место каждой игрушки, поменять их местами
-«Позови слово»'. Позвать разбежавшихся животных, пропевая последний звук в слове: мишкаааа, кенгуруууу, детииии, ко-тыыыыы
«Какой звук укатился?» Определить последний звук в слове. Педагог катит мяч, произнося слово: шубааа, ведрооо, санкиии, птенцыыы, кафэээ
«Кто догоняет слово?» Определить последний звук в слове по картинке. Распределить картинки по героям сказки: ведро, кольцо, яйцо, ножниц, пуговицы, птенцы, санки, коньки, варежки, кенгуру, какаду, ваза, шапка, бочка
Занятие 8
Задача
Формировать представления о взаиморасположении предметов в пространстве и о словах, его
обозначающих
Расширять у детей диапазон зрительного восприятия
Упражнять в произнесении слов типа «мак» с утрированием _среднего_звука_
Учить детей определять гласный звук в середине слова
Упражнять в группировке слов по гласному звуку, соотнося звуки с персонажами сказки
Содержание работы
Распределение игрушек на полосе, разделенной на три части с введением слов «в середине»-, -«между». *Отыскивание игрушки, стоящей в заданном месте; **расположение игрушки в заданном мес-те; ** *определение положения игрушки
Выделение среднего предмета в ряду из *пяти, **семи, ***девяти игрушек
Пропевание слова с выделением среднего звука, проводя пальцем по полосе бумаги: * вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно по картинке
Определение гласного звука в словах типа «мак»: *выбирая из двух акустически, артикуляционно непохожих звуков; **по подбору своей артикуляции к артикуляции педагога; ***на слух
Определение среднего звука в слове по картинке при произнесении: *вместе с педагогом; **контролируя артикуляцию в зеркале; ***на слух. Вопросы: «Какой звук в середине?», «Кому дашь картинку?»
Игра, упражнение, задание
«Где спряталась игрушка?» /. Расставить три игрушки на полосе бумаги по инструкции: поставь зайку в начале, кота — в середине, мишку в конце. 2. Назвать игрушку, которая стоит в начале, конце, середине. 3. Сказать, где стоит зайка, мишка, кот
«Найди середину». Найти среднюю игрушку, отсчитывая по одной одновременно с разных сторон двумя руками
«Песенка». Как можно дольше пропеть слова: мак, рак, лак, бак, дом, ком, кот, рот, лук, жук, суп, кит, мир, рис, мышь, дым, бык, цепь
«Прятки». Определять гласный звук в словах: суп, сок, сыр, ком, кран, лак, рис, мир, бык, щит и т. д.
«Чье слово?» Определить гласный звук
в слове, распределить картинки по героям
сказки: мак, шар, рак, дом, кот, лось,
дым, рысь, мышь, кит, лист, гриб, щит,
цепь ■
Занятие 9
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Удлинять речевой выдох; координировать у дошкольников речь с движением | Слитное пропевание цепочек из *двух; **трех; ***четырех гласных звуков, проводя пальцем по полосе бумаги: *неразделенной на части; ***разделенной | «Непрерывная песенка»-. Повторить за педагогом несколько гласных звуков на одном выдохе, не прерывая воздушной струи: ау, оэ, иа, аоу, уоа, иыэ, оуиа |
Продолжение
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
на две части, с пропеванием одного звука в одной части; ***разделенной по количеству звуков | ||
Упражнять в анализе звуковых цепочек; корригировать нарушения слоговой структуры слова | Определение гласных звуков в цепочке, слитно произносимых педагогом: *с опорой на портреты персонажей сказки, **по артикуляции, *"*на слух (за экраном) | «Кто с кем пошел гулять?» Прослушать и назвать звуки: ау, уа, иа, аоу, оуи, иыэ, аоу, эуо |
Познакомить детей со строчкой и клеточкой; упражнять в определении начала, середины, конца строки | Проведение линий пальцем по строчкам слева направо на квадратном поле, разделенном на 9 частей: 3x3 | «Посчитай строчки». Показать начало и конец строчки, посчитать количество строчек, посчитать количество клеточек на строчке. Вспомнить, что начало всегда слева |
Упражнять в выполнении действия на основе звукового анализа; развивать навыки ориентации на листе | Выбор нужного действия по принципу «Да — нет»: *по подсказке: «В слове есть звук [а]. Какой положишь жетон?»; **по вопросу: «В начале есть звук [а]?»; ***самостоятельно | «Звуковая мозаика». На квадратном поле, разделенном на 9 квадратов, выкладывать жетоны: если есть звук [а] — алые, если нет — любого другого цвета. Слова: аптека, букет, собака, уши, мак, дом, ива, осы, апельсин |
Согласные звуки
Занятие 10
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Расширять представления дошкольников о звуках русского языка; познакомить | Знакомство с синими и зелеными солдатами Королевства. Многократное произнесение изолированных согласных звуков, произносимых детьми без | «Солдаты Королевства». Вокруг замка, где живут гласные-громогласные звуки, в маленьких домиках живут солдаты. Они охраняют замок и помогают гласным звукам. |
детей с фонетическими и артикуляционными особенностями согласных звуков
Развивать фонематический слух, кинестетическое восприятие
Формировать представления о связи звучания и артикуляции
искажения. Определение положения органов артикуляции при произнесении согласных звуков: *[м], [п], [в]; **[с], М; ***[ш] (язык чашечкой), [г] (язык горочкой), [р] (язык дрожит)
Сравнение гласных и согласных звуков по длительности звучания и артикуляции: *произносимых педагогом; **произносимых самостоятельно
•Определение звука по артикуляции
педагога. * "Описание артикуляции звука (что делают губы, язык?). ***Произнесение звука по словесному описанию артикуляции (какой звук получится, если плотно сжать губы и резко выдохнуть ртом?)
Солдаты послушны и со всем согласны. Их так и называют — согласные. Большие солдаты носят синие мундиры и живут в синих домиках, а маленькие живут в зеленых домиках, носят зеленые мундиры (см. Приложение 2). Солдатам не полагается громко и протяжно петь они могут: рычать, свистеть, звенеть, жужжать, пыхтеть, бубнить, хрипеть, мычать и т. д.
«Поется — не поется». Охарактеризовать звук, объяснить, почему звук поется или не поется: [б](бббб), [а], [э], [т](ттттт), [г](птг), [о]
«Немое кино». Узнать звук по артикуляции педагога: [п] —[б], [в] —[ф], [ш] —
[ж], [т]-[д], [к]-[г].
«Покажи звук». Подобрать артикуляцию
к услышанному за экраном звуку. На
пример, что помогает произнести звук
Занятие 11 | * | |
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Формировать представление об единственно-правильной артикуляции для каждого звука | Прослеживание связи между положением органов артикуляции и длительностью звука. Формулирование вывода: если изменить положение губ, зубов, языка, изменится звук | «Попробуй спеть с закрытым (открытым) ртом». Попробовать произнести гласные звуки с плотно сжатыми губами, объяснить результат. Широко открыть рот, попробовать произнести согласные звуки [м], [в], [б], [т], [с], объяснить результат |
К5
Задача
Создавать дополнительные ориентиры для восприятия звуков детьми
Учить воспринимать и оценивать произношение педагога
Учить воспринимать и оценивать собсвенные ощущения
Содержание работы
Соотнесение длительности звучания гласных и согласных звуков с движением мяча и кубика
Определение звука в конце слова, произносимого педагогом: 'педагог постукивает по мячу или кубику, **по арти-куляции, ***на слух
'Определение качества звука в конце слова при самостоятельном произнесении
Продолжение
Игра, упражнение, задание
-«Мячи и- кубики». Представить, что гласные звуки — мячики (катятся долго), а согласные звуки — кубики (не катятся). Произнести [а], [о], [у], прокатить мяч. Произнести [п], [д], [ф] и бросить кубик
«Катится, не катится». Узнать, звук в конце слова катится или не катится: роза, молоток, кенгуру, колесо, ком, щенок, коньки, рот, ножницы
«Угадай-ка»-. Произнести слово, сказать,
поется (катится), не поется (не катится)
звук в конце: кот, шкаф, ваза, уши
Задача
Координировать речь с движением
Закреплять понятия «начало», -«середина», «конец» слова
Занятие 12
Содержание работы
Проговаривание слов с прочерчиванием линии в тетради, соблюдая начало и конец движения и звучания: 'вместе с педагогом, который держит за руку ребенка; "параллельно с педагогом; *"по образцу
Проговаривание слов, проводя пальцем по полосе бумаги, разделенной на три части, с протягиванием начала, середины, конца слова: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно
Игра, упражнение, задание
-«Письмо». Обсудить, о чем можно писать
в письме. Написать письмо в виде линий:
Здравствуй
Мама
Я
Учусь
Писать
Мне
Весело
Пока
-«Гусеница». «Проползти» пальчиком-«гусеницей» по полосе и произнести слова, растягивая каждую часть: машина, малина, сом, мох, нос
Учить определять последний согласный звук в слове; вырабатывать быструю голосовую реакцию
Воспитывать внимание и требовательность к собственному произношению
Обучать дошкольников элементам звукового синтеза
Определение последнего согласного звука в слове: *при отделении последнего звука от начала слова; **при утрированном произнесении последнего звука; ***при равномерном произнесении
*Определение последнего согласного звука в слове по картинкам при самостоятельном произнесении
Присоединение согласного звука к слогу
по этапам: **педагог произносит слог,
звук, ребенок — слово (со-[м] — сом),
педагог — слог, ребенок — звук,
целое слово (со-[н] — сон)
-«Поймай последний звук». Педагог говорит слово, катит ребенку мяч, так, чтобы при произнесении последнего звука он попал прямо в руки: сок, ком, душ, телефон, ук-роп, табурет. Назвать последний звук
«Узнай звук». Произнести слово (по картинке), назвать последний звук: дом, дым, лук, мышь, шкаф, слон, стол
-«Приклей звук». Поймать мяч, добавить заданный звук, сказать слово целиком, вернуть мяч, Добавить звук [к]: со-, ма-, ла-, лу-; [с]: но-, ри-, вку-; [м]: со-, до-, ды-, ко-
Занятие 13
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Воспитывать у дошкольников самоконтроль над произношением | Произнесение согласных звуков без гласного призвука: *один раз, **два раза, '***три раза | «Скажи звук». Педагог произносит звук, бросает мяч. Ребенок ловит мяч, произносит звук. «Лесенка». «Шагать» правой рукой от большого пальца к мизинцу, произнося изолированные согласные звуки |
Упражнять в утрировании согласных звуков при произнесении прямых слогов | Удлинение звучания согласных и сокращение звучания гласных звуков | «На горке». Импровизированная* горка ставится так, чтобы спуск упирался в «стенку». Ребенок ведет пальцем по горке, произносит согласный звук. Когда пальчик упрется в «стенку», произнести гласный звук: ссссу, ффффа, шшттптти, ххххо |
Учить отделять гласный звук от согласного в слогах | Определение первого согласного звука в прямых открытых слогах | «Раздели пары». Педагог произносит слог (са, на, ла я т. д.) и предлагает узнать, какой звук перед звуком [а] |
Занятие 14
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Закреплять у детей представления о согласных звуках | Произнесение изолированных согласных звуков в различных игровых ситуациях | «Телефон». Дети стоят в ряд, педагог на ухо ребенку произносит звук, дети передают звук друг другу, последний ребенок называет звук громко |
Упражнять в произнесении слов с выделением первого согласного звука; координировать речь и движение | Утрированное произнесение первого звука в слове сопряжено с движением пальца по бумаге: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно по картинке | «Слово застряло»-. Произнести слово, проводя пальцем по полосе, разделенной на три части, выделяя первый звук: мммак, сссок, шшшаль, жжжук, нннос, лллук, ввваза, фффартук, ппшпуба, жжжелудь |
Учить детей определять первый согласный звук в слове (без стечения согласных в начале) | Определение первого согласного звука в слове: *при отдельном произнесении звука: с-с-с-собака, **при удлиненном произнесении сссобака, ***слова с мягким звуком в начале | «Машина забуксовала». Ехала машина в детский сад, везла игрушки для ребят. Кто звук называет, тот игрушку получает. Но машина в грязь попала и забуксовала. Определить первый звук: м-м-матрешка, с-с-собака, х-х-хомяк, л-л-лошадка, м-м-мышка, м'-м'-мишка |
За нятие 15
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Упражнять в определении согласных звуков конце слова | Медленное проговаривание слов, проводя пальцем по полосе бумаги, разделенной на три части. Самостоятельное определение *последнего звука в слове | «Во что уткнулся пальчик?» Положить полосу бумаги правым краем к «стенке»-, вести по ней пальцем и произносить слова, назвать звук, который уперся в «стенку» |
Упражнять в определении согласных звуков в начале слова | **Самостоятельное определение первого звука в слове | «От чего оттолкнулся пальчик?» Положить полоску к «стенке» левым краем, вести пальцем и произносить слово. Назвать звук, что оттолкнулся от «стенки» |
Закреплять понятия «начало», «конец»; вырабатывать навык письма слева направо
Учить подбирать слова по одинаковому первому или последнему звуку в слове
Учить детей составлять словесные цепочки по общему
первому и послед-
нему звуку
***Определение первого и последнего звука в слове
*Подбор картинок с одинаковым первым или последним звуком в названии
***Подбор картинок, в названии которых последний звук одного слова совпадает с первым звуком другого слова
«Что в начале, что в конце?» Проводя пальцем по полосе бумаги, медленно произнести слово, выделяя первый и последний звук, назвать звуки: сссоннн, ссыррр, нносс, мммагазинн и т. д.
«Подружки». Найти слово, в котором первый звук [м], [т], [к], [в], [н]: муха, мышка, кот, корабль, телефон, тетрадь, ваза, варежки, ножницы, носорог; последний звук [р], [к], [ц]: самовар, све-тофор, чайник, снеговик, огурец, заяц
«Поезд». Составить цепочку слов по инструкции: назови последний звук в слове
ключ, выбери слово, которое начинается
на звук [ч]. Цепочки: 1) ключ, чайник,
кот; 2) автобус, слон, ножницы
3 анятие 16
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Формировать образы согласных звуков; координировать речь с движением | Длительное (многократное) произнесение одного согласного звука, сопровождая движением | «Театр». Показать, как движется змея, летит комар, летит самолет, бьют в барабан. Подобрать звук, имитирующий шипение змеи, звон комара, рокот ротора, бой барабана. Произносить имитирующий звук с имитируемым движением: комар — з-з-з, самолет — р-р-р, змея — ш-ш-ш, барабан — б-б-б |
Развивать фонематический слух; учить выбирать слово по наличию, отсутствию заданного звука | Выбор слова (по картинкам) с наличием заданного звука: *по принципу отрицания («В слове шишки есть звук мотора р-р?» — «Нет»), **из двух слов; ***из четырех слов | «Где спряталась змея, а где комар?» Догадаться, в какой картинке фокусник спрятал звук змеи, комара, самолета, барабана: трактор, шишки, бублик, зонтик |
Продолжение
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Воспитывать интерес к работе голосового аппарата; учить детей описывать свои ощущения | Описание ощущений при произнесении различных звуков, соотнесение ощущений со звонкостью и глухостью согласных звуков | -«Дрожит .-г не дрожит*. Приложить ладонь к горлу и произносить протяжно звонкие и глухие согласные звуки ([с] — [з], [в]-[ф], [ш]-[ж], [щ],' [х], [м], [н], [л], [р]), объяснить ощущения |
Воспитывать у детей дифференцированную двигательную реакцию на звук | Выработка двигательной реакции на звук: *по инструкции: [б] — это громкий звук; **по анализу работы голосовых связок; ***по произношению педагога | -«Покажи звук». Слушать согласные парные звуки, «бить в барабан», если звук громкий; показывать, как ползет змея, если звук тихий |
Звонкие и глухие согласные Звуки
Задача
Упражнять в различении звуков по звонкости — глухости на основе тактильного восприятия
Воспитывать дифференцированную реакцию на звук
Учить анализировать слова по звуковому признаку, отвлекаясь от значения слова
Занятие 17
Содержание работы
Определение'звучания (громко — ти-хо) изолированных звуков: 'при утрированно громком и утрированно тихом произнесении; **по вибрации голосовых
связок; ***на слух
Подбор характеристик к звукам [с], [с'] — свистит, [з], [з'] — звенит. Выработка действенной реакции на звук
Классификация картинок по первому звуку слова: *картинки помечены цветной точкой; **педагог проговаривает слово, удлиняя первый звук; ***самостоятельно
Игра, упражнение, задание
«Дрожит — не дрожит». Определять звонкость/глухость изолированных звуков по вибрации голосовых связок. Пары звуков: [ш] - [ж], [с] - [з], [в] - [ф], [61 - [п], Гд1 - Гт], [г] - Гк1
«Звенит — свистят»-. Определять звук в начале слова: санки, зайка, зубы, самовар, с)ггроб, зонтик, сыр, Золушка, зебра, сирень. Звук «свистит» — показать картинку с дудочкой; «звенит» — с колокольчиком
«Паровозики». Два паровозика собрались в путь. К синему паровозику нужно
прицепить вагоны со звуками [с], [с']
в начале, а к зеленому со звуками [з], [з']:
зебра, зонтик, заяц, зубы, звезда, зеркало,
санки, собака, синица, сорока
Развивать ориентировку на листе бумаги; упражнять в выполнении сложных инструкций
Закрепление понятия «строчка». Соотнесение звука, цвета и пространства
-«Звуковая мозаика». На полосу бумаги,
разделенной на 8 частей, выкладывать
синие жетоны, если в слове слышатся
звуки [с], [с1], и зеленые, если [з], [з'].
Слова для анализа: собака, коза, бусы,
зима, музыка, насос, замок, санки
Задача
Учить детей находить сходства и различия в артикуляции и звучании согласных звуков [п], [б], [б1]
Вырабатывать у дошкольников двигательную реакцию на звук
Вырабатывать двигательную реакцию на знак
Учить вслушиваться в звучание слова, отвлекаясь от его значения
Занятие 18
Содержание работы
Сравнение звуков на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия: *по вопросам педагога; ••самостоятельно
Чередование мышечного напряжения и расслабления по звуковому сигналу
Произнесение изолированных звуков: *по знаковой и словесной команде; **по знаковой команде
Многократное монотонное произнесение одного слова
Игра, упражнение, задание
«Расскажи, что видишь, слышишь, чувствуешь». Четко произносить одинаковые и чередующиеся звуки. Описать артикуляцию звуков, определить, какой звук звонкий (громкий), глухой (тихий)
«Бегемоты и птицы». Бегемоты — бегают, птицы — порхают. Услышав звук [б], [б'] — стучать кулаками по столу, [п], [п'] — махать руками, как птица крыльями. Педагог многократно произносит изолированные звуки
«День — ночь». Днем можно разговаривать громко, а ночью — только шепотом. Если педагог покажет картинку «Ночь», произносить п-п-п, если покажет картинку «День» — б-б-б
«Пластинка застряла». Повторять одно
слово монотонно до тех пор, пока оно не
потеряет смысловую оболочку: поле, пуля,
шуба, губа, буря, баня, суп, коза, зима,
банка, белка
Продолжение
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Учить определять наличие или отсутствие заданного звука в слове | Узнавание звука: *в конце слова, **в начале, ***в середине слова. Классификация картинок по вопросу: * «Какой звук в слове?»; **«В слове звук [п] или [б]?»; ***«Куда положим грабли, на берег или в палатку?» | «Турист»-. Узнать звук, распределить картинки. -Турист пришел на берег реки и стал раскладывать вещи. Те предметы, в названии которых слышатся звуки [п], [п'], турист положил в палатку, те, в названии которых есть [б], [б1] — оставил на берегу. Слова для анализа: топор, лопата, банка, подушка, полотенце, забор, посуда, попугай, бабочка, бревно, спички, белка, платье, грибы, грабли |
Занятие 19
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Познакомить детей со звуками [в], [в`], [ф]. [Ф'1 | Сравнение звуков на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия: *по вопросам педагога, * *самостоятельно | «Расскажи про звук». Произнести звуки [в], [ф], объяснить свои ощущения. Описать положение губ, зубов. Описать работу голосовых связок (горлышко дрожит или не дрожит) |
Упражнять в замене звонкого звука глухим и наоборот | **Подбор детьми парного согласного звука к предложенному звуку | «Непослушная Фея»-. Произнести звук, противоположный заданному. Педагог бросает мяч и произносит [ф], ребенок ловит и отвечает: [в] |
Воспитывать внимание к произношению; вводить элементы звукового анализа | Классификация предметных картинок, соотнося звук в слове со звуком в образце, по вопросам: *«В словах "ваза" и "волшебница" первый звук одинаковый?»; **«3вук [ф] — это звук фокусника или волшебницы?»; ***«Кто сделал фиалку?» | «В цирке». В цирке выступали Фокусник в фиолетовом костюме и Волшебница в вишневом костюме. Узнай, какие предметы сделал Фокусник, а какие Волшебница: Слаг, финики, фикус, фонтан, фиалки, фартук, футляр, веревка, вишни, ваза, веник, ворона, виноград, воробей, вагон |
Развивать восприятие и различение оттеночных цветов; упражнять в соотнесении звука с цветом
Подбор цветового обозначения к звукам. Узнавание звука в слове, соотнесение звука с цветом по заданию: -«Если услышишь [ф], [ф'] — кладешь
фиолетовый жетон, если [в], [в1] —
кладешь вишневый»
-«Звуковая мозаика». На игровом поле 3x3 выкладывать жетоны фиолетового и вишневого цвета. Слова для анализа: фея, волшебник, фокусник, верба, кофта, воробей, шкаф, сова, футбол
Занятие 20
Задача
Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии
Вырабатывать голосовую реакцию на знак
Учить оперировать звуками как носителями информации; развивать восприятие и внимание
Развивать у детей навыки пространственной ориентировки и чувство симметрии
Упражнять в различении звуков [к] — [к'], [г] - [г1]
Содержание работы
Определение наличия заданного звука в слове. Сравнение звучания, способа произношения звуков [г] — [г1], [к] - [к']
произнесение
Многократное четкое изолированных звуков
Выработка обратной звуковой реакции на знак
Достраивание правой части мозаики, выстроенной на поле 4x4: *на строке один цвет; **два цвета
Соотнесение звука в слове со звуком в образце: [к], [к1] — красный цвет, [г], [г'] — голубой цвет
Игра, упражнение, задание
«Ферма». Вспомнить голоса животных, услышать, в каких звукоподражаниях слышатся звуки [к], [г]: мяу, гав, ко-ко-ко, га-га-га, хрю-хрю-хрю, му, ква, ме, бе и-го-го, кря-кря, ку-ка-ре-ку и т. д.
«Гуси и куры»
покажут курицу гуся картинку
Произносить к-к-к, если и г-г-г, если покажут
«Непослушные типы». Произнести звук, обратный тому, который произносит птица на картинке: курица — г-г-г, гусь — к-к-к
«Закончи мою мозаику» Педагог выкладывает половину мозаики, предлагает ребенку симметрично закончить узор
«Звуковая мозаика»-. На поле 3x3 выкладывать жетоны красного и голубого цвета. Слова для анализа: кот, гном, замок, магазин, букет, гитара, мука, радуга, сок, банка, гусь, грибы
Занятие 21
Задача
Познакомить со звуками [т], [т1], [д], [д']; вырабатывать двигательную реакцию на звук
Учить детей анализировать и сравнивать первые звуки в слове по принципу 4 Да — нет»
Учить находить лишнее слово по принципу -«Да — нет»
Упражнять в различении звуков [т], [т'1, [д], [д']; вырабатывать двигательную реакцию на слово; развивать подвижность пальцев рук
Содержание работы
Сравнение звучания Соотнесение звука с предметом и образом. а положенкартинкой;**
Отыскивание слова с заданным звуком в начале, выбирая: *слово из трех услышанных слов с непарными первыми звуками; **из 5 — 7 слов с парными звуками вначале; ***из слов, содержащих все пройденные звуки, самостоятельно
Выбор слова, не имеющего заданного звука в начале или в конце, по вопросам:
'«Назови последний звук, это звук [т], [д]? Мы подарим это Тому или Джерри?»; **«Назови первый звук, это звук [т], [д]? Мы подарим это Тому или Джерри?»; ***«В слове есть звук [т], [д]? Мы подарим это Тому или Джерри?»; ***<В слове есть звук [т], [д]? Мы оставим эту картинку или уберем?»
Отработка быстрой смены положения пальцев рук в соответствии с заданным звуком: **с опорой на цифру 2, 3; ***на слух
Игра, упражнение, задание
«Покажи звук». Показать руками топор и дом. Если педагог произносит «т-т-т» — дети имитируют движения топора, если «д-д-д» — дети показывают руками дом
«Звуковые загадки». Педагог: «Я задумала слово, которое начинается на звук [т] ([д]), найди это слово». Слова: *топор, гусь, фартук; **ваза, фартук, дом, туфли, павлин, банка; ***сапоги, зебра, гусь, ку-рица, бочка, подушка, ваза.
«Новоселье у Тома в Джерри»-. Том
и Джерри построили себе новый дом, пригласили гостей. Но прийти в гости могут только те животные, название которых начинается или заканчивается на [т] или [д], и подарки они могут принести только с этими звуками в начале или в конце слова. Слова и картинки для анализа: девочка, дятел, кот, крот, дельфин, енот, таракан, аист, лиса, сова, обезьяна; тарелка, табурет, кровать, ложка, пирог, торт, салат, джем, дыня, ди-ван, деньги, дудочка, ваза, овощи
«Два — три». Услышав в слове звук [д],
[д'] — показать два пальца, услышав звук
[т], [т1] — показать три пальца. Слова
для анализа: лопата, дыня, тыква, тапоч
ки, салфетки, тарелка, халат, дом, фартук,
помидор, пальто, стул, туфли, посуда, тет-
радь, енот, крот, самолет, диван
Слова, близкие по звучанию
Занятие 22
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение., задание |
Воспитывать у детей критическое отношение к собственному произношению; вырабатывать эмоционально-мимическую реакцию на слово | Смена веселого и грустного выражения лица. Узнавание правильно и искаженно произнесенного педагогом слова с опорой на картинку: *искажение, отличное от произношения ребенка; "искажение, аналогичное произношению ребенка; ***без опоры на картинку (для детей с чистым произношением) | -«Грустный — веселый». Послушать слово, если педагог произнес его правильно — улыбнуться, если неправильно — нахмуриться. Педагог выкладывает перед детьми картинки, названия которых дети произносят с искажением, произносит слово правильно и неправильно: сыска, шишка, рыба, лыба, барабан, балабан и т. д. |
Формировать у дошкольников представление о связи звучания и значения слова | Узнавание и исправление ошибок произношения в словах, произносимых детьми верно: *с опорой на картинку; **на слух | «Исправь неправильное слово». Педагог выкладывает картинки и говорит названия правильно (неверно): шишка, ваза, зук, сапка. Послушать слово, если педагог произнес его неверно, поправить |
Воспитывать внимание к чужой речи; вырабатывать у дошкольников двигательную реакцию на слово | Контроль за правильным звучанием, значением слова с опорой на картинку: *выбор правильного слова среди псевдослов; **выбор правильного слова, среди похожих | «Выбери правильное слово». Хлопнуть в ладоши, услышав правильное слово. Педагог выкладывает картинки (банан, клетка, утка), произносит слова правильно/нет: банан, батон, бутон, ванан; клетка, каретка, сетка; утка, будка, тука и т. п. |
Занятие 23 | * | |
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Упражнять в выборе лишнего слова из группы одинаковых или близких по звучанию, основываясь на их значении | Узнавание слова, отличающегося от других одинаковых слов: *значением и слоговым составом; "только значением. ***Узнавание лишнего слова среди слов различных по значению, но схожих по звучанию | -«Липшее слово». Послушать слова, назвать лишнее: ком, кошка, ком; дудка, дудка, дуб; утенок, котенок, утенок; винт, бинт, винт; буфет, буфет, букет. ***Назвать слово, похожее на другие: мак, бак, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон |
00
о»
Продолжение
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Упражнять в подборе похожих слов, основываясь на звучании | Многократное произнесение каждого слова, пока значение не отойдет на второй план. Подбор слов, близких по звучанию, с опорой на картинки: **группы слов имеют заметную разницу в количестве слогов; **группы слов имеют разницу в один слог; ***группы слов имеют одинаковый слоговой состав | «Незнайка запутался». Незнайке нужно выбрать слова, которые звучат похоже. Картинки: лук, жук, сук, мак, лак, рак, сом, дом, ком, ложка, мошка, кошка, корыто, карета, ворота, ворона |
Упражнять в различении слов-паронимов, отличающихся звуками, заменяемыми детьми в собственной речи | Подбор нужных по смыслу слов-паронимов с выстраиванием сюжетной единой цепи | «Где спрятался мишка?»- Рассмотреть и описать картинки, в сюжете которых есть мишка, миска, ложка, рожки, крыса, крыша, уши, усы, йод, лед. Педагог рассказывает историю о Мишке, который все терял и сам потерялся: -«Лежит Мишка, плачет. Давайте найдем Мишку»- и т. д. |
Формировать представление о связи звучания и значения слова | Договаривание фразы, подбирая нужные по смыслу слова. Картинки: дом, ком, сом, гном | «Закончи фразу». Подобрать картинку, нужную по смыслу, закончить фразу. Плывет по речке усатый... Строители строят новый... В лесу живет веселый... Для снежной бабы скатали... |
Слоговой состав слов
Занятие 24
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Учить вводить элементы слопжто анализа без введения понятия «слог» | Договаривание слов, начатых педагогом: *слово из трех, четырех слогов с одинаковыми последними слогами; "слова с разными последними слогами; ***слова из двух слогов | «Допой мое слово»-. Продолжить слово, начатое педагогом (по картинке): подушка, лягу-шка, матре-шка, погрему-шка, само-лет, верто-лет, коло-бок, бу-сы, чашка, цве-ток |
Упражнять в произнесении первой части слова (слог пря-
мой, открытый)
Развивать у детей чувство ритма; упражнять в произнесении слов по слогам
Учить делить слова (СГСГ и СГСГСГ) на слоги; координировать речь с движением
Упражнять детей
в произнесении слов
различной слоговой
структуры
Отделение от слова первого слога: * *слова с одинаковым первым слогом; ***слова с разными первыми слогами
Деление слов, состоящих из открытых слогов, на части: *слова из двух слогов; ** слова из трех слогов
Деление слов на слоги: 'вместе с педагогом; *по образцу; **самостоятельно
Деление на слоги слов различной слоговой структуры: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно
«Начни слово»-. Начать слово, а педагог продолжит (по картинке): ма-лина, машина, ма-трешка, ма-ска, пи-ла, ры-ба
«Попрыгунчики»-. Произносить слова, прыгая на каждый слог: коза, ваза, корова, машина и т. д.
«Топ, хлоп». Произносить слова, хлопая на каждый слог; произносить слова, делая на каждый слог один шаг
«На прогулке». «Дети пошли в парк и разбежались». Позвать своих друзей, деля имена на части: Ан-тон, Ма-ша
Занятие 25
Задачи | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Упражнять дошкольников в образовании слов с помощью суффиксов | Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: *добавление заданного слога к слогу педагога; ** продолжение ряда слов по образцу; ***словообразование с помощью разных суффиксов | «Большой — маленький»-. Образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного: дом, кот, рот; белка, булка, полка, палка, елка; птенец, огурец |
Учить дошкольников образовывать слова из отдельных слогов | Составление слов: *из двух частей, **из трех частей, ***из четырех частей | «Слово развалилось». Педагог показывает детям оборотную сторону разрезанной картинки (рыба, муха, машина, курица, черепаха, ящерица), произносит отдельные слоги, дети — целое слово; картинки переворачивают, проверяют ответ |
со
00
Продолжение
Задачи | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Воспитывать требовательность к собственном}' произношению и внимание к речи других детей | Составление и отгадывание слов-загадок детьми самостоятельно | -«Загадай и отгадай»-. Произнести слово по частям:' ве-сы, ва-за, ры-ба. Отгадать слово, загаданное ребенком |
Воспитывать целостное восприятие слова | Образование слов путем присоединения последнего слога: 'ребенок называет слог, педагог произносит слово; **ребенок добавляет слог, называет слово | «Добавь слог, скажи слово»-. Поймать мяч, сказать слог (са, сы, ка), назвать слово: колба-, поло-, о-; поло-, воло-, у-, о-; вет-, ру-, му- и т. д. |
3 анятие 26
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Упражнять дошкольников в координации речи с движением | Четкое проговаривание одинаковых слогов с хлопкам | «Чнстоговорки». Четко произнести фразу, хлопать в ладоши на одинаковые слоги. Ко-ко-ко — дети любят моло-ко. Чу-чу-чу — всех на санках прокачу. Да-да-да — с неба капает во-да |
Упражнять дошкольников в выделении одинаковых слогов в словах | Подбор слов с одинаковым последним слогом с опорой на картинки: 'сравнить конец слова с образцом педагога по принципу «Да — нет» (слог «на»: маши-на — да, ку-бик — нет); **педагог произносит слова, отделяя последний слог, дети выбирают слова с заданным слогом; *** дети выбирают слова самостоятельно . | «Подружки»-. Подобрать слова с одинаковым последним слогом. Картинки: ложка, кошка, матрешка, малина, машина, паутина, картина, бочка, девочка, печка, ручка и т. д. |
Развивать у детс" чувство ритма; координировать речь с движением | Медленное проговаривание слов, сопровождая ритмичными действиями: *прыгать; **хлопать, стучать по столу; ***шагать на каждый слог | -«Телеграф»-. Воспроизводить ритмический рисунок слов, коротких стихов: Дождик-дождик, полно лить, Малых детушек мочить |
Упражнять в выделении рифмующихся слов в стихах
Упражнять дошкольников в соотнесении значения и звучания слова с ритмическим рисунком стихов.
Подбор слов, имеющих одинаковый слог: *в каком слове в конце слог «пки»?; **назвать слово с таким же последним слогом, как в слове «тап-
ки»; '***назвать слова последним слогом
Подбор рифмы к стихам: *подбирать нужную по смыслу картинку; **закончить слово, начатое учителем; ***самостоятельно
«Найди рифму»
Подарил коту я тапки, Чтоб не мерзли его лапки. Капризы
Все капризы у Оксанки Соберем в большие санки, Отвезем в далекий бор Дальше моря, дальше гор И оставим возле елки. Пусть едят их злые волки.
Э. Машковская
«Доскажи словечко». Закончить строчку:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (подушка, кровать, мама).
Тебе кукла, а мне — мячик.
Ты — девчонка, а я — ... (мальчик, па-
па, ребенок)
Занятие 27
Задача | Содержание работы | Игра, упражнение, задание |
Учить детей объяснять значение слов | Рассматривание предметных картинок с объяснением: *по наводящим вопросам, требующих ответа «да — нет» («Врач летает? А грач летает?»; «В лесу водятся звери? В лесу есть двери?») | «Инопланетяне у нас в гостях». Объяснить назначение предметов и значение слов-паронимов, которые будут использоваться в игре «Путаница» |
Развивать слуховое восприятие и понимание речи; формировать связь между словом и образом | Осмысление стихотворного текста. Исправление смысловых ошибок: *подбирая к сюжету нужную предметную картинку взамен неправильной; **с опорой на предметные картинки;,***'на слух | «Путаница». Исправить ошибку, повторить фразу правильно. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» |
Повторение пройденного за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников
Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение звуко-буквенным анализом – это основа для успешного обучения грамоте. Если дети не научатся правильно п...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Развитие звуковой стороны речи дошкольника
В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника....
Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов
Этапы реализации:I. ОрганизационныйДиагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;Изучение и обобщение данных, полу...
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»
План-конспект мастер-класса для педагогов ДОУ...
Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...