Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»
методическая разработка по логопедии

Ольхова Алла Юрьевна

План-конспект мастер-класса для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

мастер-класса

«Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»

Участники: педагоги и специалисты ДОУ.

Подготовка помещения:

- тема мастер-класса;

- столы, стулья (по количеству участников);

- стол, стулья, зеркало для индивидуальной работы с ребенком;

- папка-раскладушка «Артикуляционная гимнастика»;

- комплексы артикуляционной гимнастики для выработки артикуляционных укладов различных групп звуков;

- выставка литературы по теме мастер-класса.

- словарь специальных терминов

Оборудование:

- доска интерактивная

- профиль органов артикуляции;

- маркеры цветные;

- игра «Собери звук»;

- артикуляционные упражнения в картинках;

- памятка «Артикуляционная гимнастика» (по количеству участников);

- игрушка – щенок;

- мяч.

Раздаточный материал (по  количеству участников):

- индивидуальное зеркало;

- профиль органов артикуляции;

- маркер цветной;

- пластилиновый «язычок»;

- ватный шарик;

- салфетки бумажные.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи: обучение воспитателей некоторым методам и приемам работы по формированию артикуляционной моторики у дошкольников; формирование умения подбирать упражнения артикуляционной гимнастики для определенной группы звуков.

Ход проведения мастер-класса.

  1. Организационный момент.

Сообщение темы мастер-класса.

Постановка цели и задач мастер-класса.

   Придумано кем-то просто и мудро

   При встрече здороваться: «Доброе утро!»

   Доброе утро солнцу и птицам!

   Доброе утро улыбчивым лицам!

   Уважаемые гости, коллеги, здравствуйте! Я рада, что вы пришли на мой мастер-класс, тема которого «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников».

   В рамках нашей встречи мне хотелось бы оказать вам практическую помощь в работе по развитию речи воспитанников, а именно их артикуляционной моторики, показать значимость этой работы, и уточнить основные требования к проведению артикуляционной гимнастики.

   Вашему вниманию будет представлен фрагмент индивидуального занятия с ребенком, а также мы проведем практическое занятие, в ходе которых я познакомлю Вас с некоторыми методами и приемами работы.

  1. Активизация деятельности участников мастер-класса. Разминка.

Для начала давайте проведем разминку, вспомним некоторые специальные термины (интерактивная доска):

- исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком;

- членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов;

- деятельность органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков и их комплексов;

- мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в ротовой полости, участвующий в жевании и артикуляции;

- совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата;

- инструмент, предназначенный для механического воздействия на язык при постановке и коррекции некоторых звуков речи;

- движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека;

- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Ответы: речь; звук; артикуляция; язык; голос; зонд; мимика; артикуляционная гимнастика.

  1. Вступительное слово учителя-логопеда по теоретическим основам и актуальности данной темы.

   Своевременное овладение  правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно и ясно выражать свои мысли и желания. И наоборот, любые речевые трудности накладывают отпечаток на характер человека – он становится замкнутым, скованным в общении, избегает контактов.

   Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

   Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим звуки речи, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности  и четко дифференцированной работе органов речи.

   Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

  1.    Краткое изложение основ собственной системы работы. Представление опыта работы путем комментированного показа основных приемов и методов работы.

   Начиная работу по коррекции звуковой стороны речи, я провожу с детьми занятия – логотренинги. Цель таких занятий – привлечь внимание дошкольников к речевой деятельности, обратить внимание на строение артикуляционного аппарата, учить называть и показывать органы речи и их части у себя, на муляже, на картинке, а также выполнять основные движения. Кроме того, на этих занятиях я напоминаю детям основные правила ухода за ротовой полостью. Перед моим занятием дети обязательно моют руки, очищают ротовую и носовую полости.

   В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Возьмите, пожалуйста, красный маркер и отметьте на своих схемах эти органы. Безусловно, обучаем, играя.

   Отгадайте загадку:         Если б  не было его,

                                            Не сказал бы ничего.

   Конечно, это наш дружок – краснощекий Язычок (игрушка). Вот такую игрушку я сшила специально для занятий. Согласитесь, гораздо интереснее выполнять задания, преодолевать трудности  и чему-то учиться вместе с другом. Язычок – наш гость на занятиях, он разговаривает с ребенком, показывает различные движения, контролирует, хвалит ребенка, малыш старается ему понравиться – то есть обеспечивает необходимый эмоциональный настрой.

                                            Этот маленький жружок-

                                            Наш весёлый Язычок.

                                            Чтоб он сильным был, умелым,

                                            Чтобы слушался тебя,

                                            Каждый день зарядку делай

                                            Перед зеркалом шутя.

   В этом возрасте детям доступно выполнение простейших артикуляционных и мимических упражнений.

   Вначале учу детей выполнению статических упражнений:

   - карточка-упражнение «Улыбка»        Растянули губки, показали зубки

                                                                     Улыбнулись мило – это так красиво!

  Улыбаемся открытой улыбкой, обращаем внимание ребенка на то, что стали видны верхние и нижние зубы.

   Основная трудность, которая возникает у детей – удержание заданной артикуляционной позы в течение некоторого времени. Для этого возможно применение вот такого занимательного игрового материала: бусы, фишки, песочные часы, клоун-указка.

   Динамические упражнения также сложны, здесь необходимо следить за плавностью, четким переключением движений.

- карточка-упражнение «Часики»   Тик-так, тик-так,

                                                            Ходят часики вот так!

                                                                                                     День и ночь мы идем,

                                                                                                     Никогда не устаем!

Здесь также помогает ритмичный счет: «раз, два – раз, два…».

   В старшем дошкольном возрасте детям доступны такие понятия, как «нёбо». «альвеолы», «уздечка», а также название частей некоторых органов (кончик языка, спинка языка, корень языка и др.). И здесь нам поможет Язычок: вот у него спинка, вот кончик, корень…

   Соответственно и усложняются артикуляционные упражнения.

- карточка-упражнение «Лопатка»

- карточка-упражнение «Иголочка»

   Параллельно, развивая у дошкольников фонематические процессы, отрабатывается произношение гласных звуков. Это также отличная тренировка артикуляционных органов, в частности, губ.

- карточки символы гласных звуков: произносим вместе со мной по карточке, четко артикулируем, помним, что геометрическая фигура на карточке напоминает положение губ при произнесении звука.

- карточки-символы гласных звуков:

  «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём» (игра с мячом). Перекатываем мяч и длительно произносим звук.

- карточки-символы звуков а, о, и: проговариваем звуковой ряд, четко артикулируем и плавно переключаем движения губ.

   Кроме того, для развития артикуляционной моторики я использую комплексы артикуляционной гимнастики «Сказки о Весёлом Язычке». Так как эти упражнения интересны при фронтальной работе, то давать их нужно постепенно, по мере овладения детьми основными движениями:

                                                 Погулять язык собрался.

                                                 Он умылся, причесался,

                                                 На прохожих оглянулся.

                                                 Вправо, влево повернулся.

                                                 Вниз упал, наверх полез –

                                                 Раз! – и в ротике исчез.

   При формировании правильного звукопроизношения, кроме развития артикуляционной моторики, необходимо позаботиться и о развитии речевого дыхания. Дыхание является физиологической основой речи – для образования любого звука необходима определенной силы воздушная струя. Так как  у детей с речевыми нарушениями чаще всего бывает слабое, поверхностное дыхание, его бывает недостаточно для произнесения звуков. В комплекс артикуляционной гимнастики я обязательно включаю упражнения на развитие силы и длительности воздушной струи.

   «Вертушка»

   «Море в стакане»

   «Загони мяч в ворота»

   «Автомобилист»

   «Бабочки»

   «Снежинки»

   Следим, чтобы ребенок делал глубокий вдох носом и плавно выдыхал через рот. Подобные упражнения должны быть строго дозированы, чтобы предупредить возможное головокружение – не более 5 – 7 повторений.

  1. Фрагмент индивидуального занятия с ребенком (артикуляционная гимнастика).

   

      6. Релаксационная пауза для участников семинара.

     7. Практическое занятие с участниками мастер-класса.

   Тренинг в подборе и выполнении артикуляционных упражнений для выработки артикуляционного уклада шипящих звуков.

   Прежде всего, мы должны научиться ощущать и описывать положение органов речи при произнесении данного звука. Важно: артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.

   - Будьте добры, возьмите зеркало в руки и произнесите звук Ш – длительно, утрированно…
 

   - Скажите, какое положение принимают ваши губы?  (игра «Собери звук»)

   - Зубы?

   - Язык?

   - Воздушная струя теплая или холодная?

   - Голосовые связки сомкнуты или разомкнуты? (тактильно-вибрационный контроль)

   Теперь, зная правильную артикуляцию звука, подбираем упражнения для артикуляционной гимнастики.

-   карточка-упражнение «Хоботок»        К нам пришел индийский слон,

                                                                     Хобот к детям тянет он.

- карточка-упражнение «Блинчик»         Мама блинчики пекла,

                                                                     Малышам своим дала:

                                                                     Саше два, Маше два!

- карточка-упражнение «Чашечка»

   Выполнить это упражнение с первого показа получается не всегда. Поможем ребенку, вылепим из пластилинового «блинчика» «чашечку» (лепка).

- Повторное выполнение упражнения «Чашечка».

   Для произнесения звука Ш нужна сильная длительная воздушная струя, направленная вверх.

- Тренировка – выполнение упражнения «Сдуй снежинку с носа».

   Благодарю вас, коллеги, вы замечательно работали сегодня. Если необходимо, воспользуйтесь салфеткой.

8. Подведение итогов работы.

   Уважаемые коллеги! Я предложила вашему вниманию основные методы и приемы развития подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата. В заключение мне хотелось бы кратко резюмировать правила проведения артикуляционной гимнастики, которые вы в свою очередь могли бы рекомендовать родителям для работы с детьми.

  1. Артикуляционные упражнения выполняются вначале перед зеркалом для обеспечения зрительного контроля, затем на основе собственных кинестетических ощущений.
  2. Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять неоднократно в течение дня, лучше это делать до еды, либо спустя 1,5 – 2 часа.
  3. Каждое упражнение выполняется от 5 до 15 раз. Возможно выполнение упражнений под счет, хлопки, под музыку.
  4. Необходимо сочетать в одном комплексе статические и динамические упражнения  для всех подвижных органов речи.
  5. Упражнения артикуляционной гимнастики желательно и возможно сочетать с упражнениями для развития дыхания и мелкой моторики.

Предлагаю вашему вниманию памятки с указаниями к проведению артикуляционной гимнастики. Надеюсь, что предложенный опыт моей работы будет востребован в вашей практической деятельности.

9. Обмен мнениями.