Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников
статья (средняя группа) по теме

Валочкина Анна Владимировна

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение  звуко-буквенным анализом – это основа  для успешного обучения грамоте. Если  дети не научатся правильно произносить звуки в активной речи, слушать и слышать их, выделять в словах, то в школе они столкнутся с серьезными трудностями при изучении родного языка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение  звуко-буквенным анализом – это основа  для успешного обучения грамоте. Если  дети не научатся правильно произносить звуки в активной речи, слушать и слышать их, выделять в словах, то в школе они столкнутся с серьезными трудностями при изучении родного языка.  

Что такое звук? И что такое буква?  Звук – это минимальная,  единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением.

Звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов.

Все звуки речи делятся на две группы:

1.Гласные – звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды.

2.Согласные – звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука, тогда как число букв – 33. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.

Гласных букв (10) больше, чем гласных звуков(6). Это связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё. Они обозначают 2 звука ([й'а], [й'у], [й'о], [й'э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й'а́ма], моя [май'а́], объять [абй'а́т'].  Гласные звуки бывают только ударные или безударные.

Не совпадает также количество основных    согласных  - 21 буква, но 36 звуков.

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х образовывают по 2 звука каждая: твёрдые  и мягкие. Буквы Й, Ч, Щ дают по одному мягкому звуку, а буквы Ж, Ш, Ц образовывают по одному твёрдому звуку.

Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я

обозначают два звука, первый из которых [ j ].        

Как обозначается мягкость согласных звуков?

  1. Согласный звук мягкий, если после согласной стоит е, ё, и, ю, я (мел, мёл, сел).

     2. Согласный звук мягкий, если после него стоит Ь (лось, боль, конь).

    3. Согласный звук мягкий, если после согласного стоит мягкий согласный звук    

      (масть).

    4. Всегда мягкие Ч, Щ, Й.

Как обозначается твёрдость согласных звуков?

  1. Согласный звук твёрдый, если после согласной стоит а, о, у, ы, э (мама, ваза).

    2. Согласный звук стоит в конце слова (лес, дом).

    3. Согласный звук стоит перед твёрдым согласным звуком (мост).

     4. Всегда твёрдые Ш, Ж, Ц.

Так же согласные звуки делятся на звонкие и глухие, парные и непарные.

Звонкие согласные звуки – это звуки, при  произнесении которых мы слышим больше голоса, чем шума.

Глухие согласные – это звуки, при произнесении которых мы слышим больше шума, чем голоса.

      Итак, мы дали характеристику звукам!  Теперь нам важно грамотно обеспечить «погружение» ребёнка в звуковую действительность родного языка, в многообразие мира звуков.      

        Работа с детьми в данном направлении начинается с         3-4 лет. В этом возрасте необходимо: 1) развивать фонетико-фонематические процессы с целью подготовки к обучению звуковому анализу (управление артикуляционным аппаратом, совершенствование  фонематического восприятия); 2) развивать умения управлять  движениями рук и пальцев.

       В средней группе расширяются задачи по развитию фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к овладению звуковым анализом слов (сравнение, изменение слов, выделение отдельных звуков и т. д.),  и начинается элементарная подготовка руки к письму.

      Обучение непосредственно грамоте начинается в старшей группе. На этом этапе происходит переключение внимания со смысловой стороны речи на звуковую. Дети узнают, что слова звучат по-разному и похоже; знакомятся с протяженностью слова (длинные и короткие слова); овладевают способом интонационного выделения звука в слове (например, рррак, кошшшка); учатся называть слова с заданным звуком, выделять его изолированно и определять I-й звук в слове.

      Дети знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить 2-3-х сложные слова на слоги.

      В этом периоде начинается моделирование, то есть материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова. Этот процесс делится на несколько этапов:

  1. Сначала детям даются фишки одного нейтрального (серого цвета) без различения на гласные и согласные.
  2. Следующий этап – введение гласных звуков. Гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых.
  3. Далее вводятся согласные звуки и их дифференциация на твёрдые и мягкие согласные. В модели  твёрдые согласные обозначаются синими  фишками, мягкие согласные – зелёными. В это же время модель усложняется за счёт введения слов различной звуковой конституции и за счёт анализа 4-5 –ти звуковых слов. Также в работу включается знак ударения над словом, обозначаемый чёрной фишкой над ударным гласным.

Таким образом, работая с моделями звукового состава слов,   дети учатся не

только устанавливать последовательность звуков в слове, но и определять их качественные характеристики –  различать звуки на гласные ударные и безударные и на согласные твёрдые и мягкие.

     В подготовительной группе завершается работа по овладению детьми основами

грамоты. Эта деятельность проходит в трёх направлениях: развитие фонетической, знаковой сторон языка и подготовка руки к письму. Обучение начинается с повторения программных задач старшей группы. Затем дети узнают буквы русского алфавита.

 Сначала вводятся все гласные буквы попарно: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы, И и

дети знакомятся с их употреблениями после твёрдых и мягких согласных звуков. Модель гласного звука (красная фишка) заменяется гласной буквой красного цвета. Дети также узнают йотированную функцию гласных букв: Я, Е, Ё, Ю, которые несут в себе два звука (когда в слове слышатся рядом два звука «Й» и «А», то пишется буква «Я» и . п.).

       С этого момента дети учатся работать со смешанными моделями слов (твёрдые и мягкие согласные обозначаются соответственно синими и зелёными фишками, а гласные звуки – гласными буквами красного цвета). Это в свою очередь создаёт у детей ориентировку на гласную букву, так необходимую для формирования механизма чтения.

      Далее дети осваивают действие изменение слов, заменяя только гласную букв. На этом этапе дети временно возвращаются к фишкам серого цвета для обозначения согласных звуков. Смысл заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами.

      Расширение диапазона работы в звуковой стороне речи происходит за счёт введения новой задачи: дети учатся подбирать слова к заданной звуковой модели. Эта задача решается на протяжении всего года и является ярким показателем ориентировки в звуковой действительности языка.

      Далее дети знакомятся со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило, пару звуков (например: буква эм – может обозначать два звука – м, мь и т. д.).

    Кроме того дети узнают ъ и ь знаки и возможность их употребления.

    В это время дети овладевают первоначальными навыками слогового чтения с помощью пособия «окошечки». А к концу учебного года дети подходят уже к плавному и слитному чтению.

    Таким образом, для того, чтобы научится читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоя слова, научится звуковому анализу слов, т.е. называть по порядку звуки, из которых они состоят. И это в свою очередь, обеспечивает основную базу для обучения процесса письма.

   

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Формирование звуковой стороны речи

Игры и упражнения для детей младших дошкольных групп...

формирование звуковой стороны речи у дошкольников.

Для того, чтобы ребёнок не испытывал затруднений при обучение чтению, овладению слоговым слиянием,  не пропускал буквы при письме необходимо знакомить его  с миром звуков ещё в дошкольном во...

Закономерности формирования просодической стороны речи на этапе старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются закономерности формирования просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста....

Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет

Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...

"Формирование звуковой стороны речи у младших дошкольников"

quot;Формирование звуковой стороны речи у младших дошкольников"...

Основные аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников

консультация для педагогов дошкольного учреждения...