Основные аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников
консультация по развитию речи
консультация для педагогов дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_zkr_i_obucheniyu_gramote.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План консультации 1. Определение понятия «Звуковая культура речи». 2. Задачи по воспитанию звуковой культуры речи. Обследование ЗКР. 3. Возрастные особенности воспитания у дошкольников звуковой культуры речи. 4. Работа по воспитанию у детей дошкольного возраста звуковой культуры речи
Звуковая культура речи (ЗКР) является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.
Звуковая культура речи
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Задачи воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: формирование произносительной стороны речи произношения звуков, четкой дикции и т.д . фонематический слух звуковысотный слух ритмический слух восприятие темпа восприятие силы голоса тембр речи
Формирование звуковой культуры речи в работе педагога утренняя речевая гимнастика прогулки приход и уход детей домой в вечерние часы музыкальные занятия Вся работа обязательно!!! сопровождается наглядным материалом
Вторая группа раннего возраста (от двух до трех лет) З адачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года
Методика использования звукоподражаний пять знакомых изображений животных МУ ПИ У И ГА
Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Слуховое восприятие – это способность воспринимать звуки органом слуха. Речевой слух (фонематическое восприятие) – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы), понимать смысл различного сочетания звуков. «Функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового» (И.М.Сеченов). Игры на развитие звукоподражания 1.Вызывание гласных звуков. Как мама укачивает малыша? А-а-а! Дети заблудились в лесу. Они кричат: Ау! Ау! 2. Работа над гласными звуками. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона): А-а-а! О-о-о! И т.д. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков: А-о-у-и! У-а-и-о! И т.п. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы: как мама укачивает малыша? А-а-а! Как гудит паровоз? У-у-у! 3. Работа над звукоподражаниями. Это корова. Корова мычит: Му-му-му! Как мычит корова? Мальчик играет на дудочке: Ду-ду-ду! Как играет мальчик? 4.Вызывание междометий. Мячик упал в воду: Ах! Ах! Ах! У девочки болит зуб: Ох! Ох! Ох! 5. Проговариваем цепочки слогов: НА-НА-НА, НО-НО-НО, НУ-НУ-НУ 6. Рисуем девочек, показываем, называем: Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна. Предлагаем ребёнку показать и назвать девочек. 7. Упражнения: Малыш топает: ТОП-ТОП-ТОП . Как топает малыш? Вода капает: КАП-КАП-КАП. Как капает вода?
8. Упражнение. Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: Папа! Ау! - Дядя! Ау! Мама! Ау! - Катя! Ау! Тётя! Ау! - Нина! Ау! Помоги девочке, покричи вместе с ней. 9. Упражнение. Показываем ребёнку картинку, рассказываем:У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!» Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай! Катя, дай Лялю! Тётя, на Лялю! Просим ребёнка повторить. 10. Упражнение. Показываем ребёнку картинку, рассказываем: Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би. Тётя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Просим ребёнка повторить. Упражнения на развитие речевого дыхания: «Петушок» . Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох) «Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук (ф)
Этапы работы по развитию фонематических процессов у детей раннего, младшего , среднего возраста: 1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти на материале неречевых звуков: Узнавание и нахождение источника неречевых звуков. Различение звучащих игрушек. Дифференциация звучащих предметов: по силе звучания (громко-тихо), по высоте звучания (высоко-низко), по длительности звучания, по темпу (быстро-медленно). 2.Развитие речевого слуха, различение качеств человеческого голоса: по силе (тихо-громко), по тембру (высоко-низко), по темпу (быстро-медленно). 3.Различение слов, близких по звуковому составу: Игры: «Одеваем кукол на прогулку» , «Украсим ёлочку» , «Играем в снежки», «Мишка-мышка», «Кошка-ложка» , «Мама и Маня» . 4. Дифференциация слогов: Игры: «Бам-бум-бом», «Весёлая семейка», «Поезд, пароход, машина, мышка» , «Едем к маме», «Топаем и стучим» , «Кап-кап и куп-куп».
5.Дифференциация фонем: Знакомство с речевым звуком: «Кукла песенку поёт»-звук «А», «Дудочка играет»-звук «У», «Паровозик пыхтит»-звук «П», «Молоточек стучит»-звук «Т» и т.п. Узнавание звука по зрительной опоре: «Узнай песенку». Узнавание звука по двигательному образу: «Мы поём». Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции: «Узнай песенку». Различение звуков по принципу контраста: «Угадай, чья песенка». Выделение звука из ряда звуков контрастных по артикуляции и звучанию. Игры: «Поющие горки», «Поймай звук». Выделение звука из ряда звуков сходных по артикуляции и звучанию: «Поймай звук». Выделение звука из ряда слогов, слов: «Поймай звук». 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза ( старший возраст) Методическая литература для педагога младшего дошкольного возраста: 1.Лукина Н.А., Никкенен И. И. Научи меня слышать. 2. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать .
Развитие слухового (фонематического) восприятия Различение неречевых звуков. Игра «Чуткое ушко» Послушай внимательно и скажи, что ты слышишь? 1.звон погремушки; 2. стук предметов (мяч, карандаш, ложка и др.) Игра «Что так звучит?» Воспитатель ставит ширму и располагает за ней (так, чтобы дети не видели) металлические, деревянные, стеклянные предметы. Затем предлагает малышам занять вместе с друзьями (игрушками) места перед ширмой, как в театре и попробовать отгадать загадки. Педагог ударяет по металлическому предмету и спрашивает: «Что так звучит?», затем—по деревянному. Потом—по стеклянному. В случае затруднений взрослый открывает секрет ребенку, который не смог отгадать предмет. Аналогично проводится игра со знакомыми детям музыкальными инструментами (пианино, металлофоном, гитарой, бубном, дудочкой и др. ) Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки.
Развитие слухового (фонематического) восприятия Игры: «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз». «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание –ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал. «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка. Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал. Сказки-звучалки (авторы: Сергей и Екатерина Железновы).
Обследование состояния звуковой культуры речи детей в группе от двух до трех лет
Особенности усвоения детьми звукопроизношения (ранний дошкольный возраст) первым осваивается звук «а» , затем звуки «и» и «у» , которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки «э» и «о» ; наибольшую трудность из гласных вызывает «ы» . Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки (например, звук «с» переходит в «ш» через стадии: «с» - «сь» - «ш» ). Детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускаетс я , либо искажается (хотя изолированно ребенок этим звуком владеет). Часто встречаются искажения за счет сокращения слов, пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «бабан», «тефон» Дети делают в слове перестановки звуков или целых слогов: «клювка», «карам», «каратан».
Младшая группа (от трех до четырех лет) Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей четвертого года В методической литературе представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг, Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Для развития артикуляционного аппарата используются звукоподражательные слова, голоса животных. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы») потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами») упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Ребенок к концу года: правильно и четко произносит гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи. правильно и четко произносит согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х», «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» и др. - изолированно, в словах и фразовой речи. произвольно регулирует силу голоса ( громко — тихо ), темп речи ( быстро — медленно ), речевое дыхание. использует выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации. понимает значение терминов «звук» и «слово».
Средняя группа (от четырех до пяти лет) Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года на пятом году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]) отчетливо произносить слова и фразы достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков удлиняется выдох, гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд дети произносят фразы, состоящие из большего количества слов пользоваться умеренным темпом речи менять громкость своего голоса (с учетом содержания высказывания) интонационными средствами выразительности высокий уровень развития у речевого слуха, который дает им возможность и самим применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых замечать ускорение и замедление темпа речи улавливать различные интонационные средства выразительности. дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи
развитие фонематического восприятия дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове, часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные звукосочетания Подготовка к обучению грамоте воспитатель формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины « слово » , « звук » , использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; обучает сравнивать слова по протяженности. Педагог помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
Особенности усвоения детьми звукопроизношения (средний возраст) Полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки. Большинство детей уже произносят звук «р» , однако они еще не владеют им прочно. Дошкольники уже могут вслушиваться в слова, пытаются найти сходство звучания некоторых слов. Дети способны повышать и понижать громкость голоса , ускорять и замедлять темп речи. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции . В среднем дошкольном возрасте у многих детей наблюдается смазанная, неясная речь за счет недостаточной артикуляции мышц речедвигательного аппарата (энергичного тонуса и точной координации движений). Так же необходимо большое внимание уделять работе над развитием у ребенка фонематического слуха для правильного восприятия звуков речи. Ребенок учится овладевать произношением наиболее трудных звуков — свистящих, шипящих, Л, Р К пяти годам чисто произносит все звуки, говорит внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, эмоционально, выразительно читает стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Работа по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста звуковой культуры речи ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ТЕРМИНАМИ «ЗВУК», «СЛОВО» ДОШКОЛЬНИКИ «ПОГРУЖАЮТСЯ» В ЗВУКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА: - УЧАТСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ В СЛОВАХ; - ОПРЕДЕЛЯТЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ; - ПОДБИРАТЬ СЛОВА С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЗВУКОМ И РАЗЛИЧАТЬ НА СЛУХ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ (БЕЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ САМИХ ТЕРМИНОВ). ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ: 1. ЗНАКОМСТВО СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ (ИДЕНТИФИКАЦИЯ СЛОВА С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРЕДМЕТА). ДЕТИ УЗНАЮТ, ЧТО ОДНО И ТОЖЕ СЛОВО МОЖНО ПРОИЗНЕСТИ ГРОМКО И ТИХО, ПОДОБРАТЬ СЛОВА- “ДРУЗЬЯ» (МИШКА—ШИШКА, ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА), ЧТО СЛОВА МОГУТ ЗВУЧАТЬ ПОХОЖЕ И РАЗЛИЧНО. 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОТЯЖНОСТИ СЛОВ (КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ). ЗНАКОМСТВО СО СЛОГОВЫМ ДЕЛЕНИЕМ СЛОВ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (ТЕРМИН СЛОГ НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ). ДЛЯ ЭТОГО ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ Д/ИГРЫ НА ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА ЧАСТИ, ПРОХЛОПЫВАЯ, ОТСТУКИВАЯ ИЛИ ПРОШАГИВАЯ РИТМИКО-СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА. В КАЧЕСТВЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЗАМЕСТИТЕЛИ—МЕЛКИЕ ФИШКИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРООБРАЗОМ ГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ СЛОГОВ. Воспитатель подводит детей к значкам, обозначающим слоги.
Работа по формированию интонационной выразительности речи Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности: 1. Интонации повествовательного предложения. характеризуются понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. На улице ранняя весна. т.д. Сначала интонации повествования отрабатываются на слове, а затем следует переходить к простым предложениям, постепенно наращивая количество слов. 2. Интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризуются резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Маша пришла? Маша пришла ? а) Выделение на слух предложений с интонацией вопроса. Педагог зачитывает предложения. Как только дети услышат вопросительное предложение – поднимают карточку со знаком «?» б) «О чем спрашиваю?» Педагог зачитывает вопросительное предложение ,делая ударение на разных словах. Задача детей -«угадать» о чем спрашивает педагог: Маша ела кашу ? Маша съела кашу? в) проговаривание за педагогом вопросительных предложений: Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню ? И т. д. 3. Интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризуется повышением тона на вопросительном слове: Как Маша поет? а) Сначала отрабатываются предложения с вопросительным словом в конце предложения: Это кто ? Маша какая ? б) Потом предложения с вопросительным словом в начале предложения: Когда он приедет? Сколько в саду детей? И т. д.
4. Интонация восклицательного предложения, характеризуется восходяще-нисходящей мелодикой: Это же мама! а) Выделение на слух предложений с интонацией восклицания. Педагог зачитывает предложения. Как только дети услышат восклицательное предложение – поднимают карточку со знаком «!» б) Интонирование восклицательной интонации, используя ,как речевой материал ,междометия: Ах! Ох! Ого! и т.д. б) Проговаривание за педагогом восклицательных предложений: Какая она красавица! Доброе утро! Если у ребенка интонация восклицания не получается, даем инструкцию: «Скажи громче, чем обычно» в) Включение упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просительности): За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение: Смотри! Начинай работу! И т. д. Громко спорят две лягушки , (повествовательно) Кто из них красавица? (вопросительно) Ква-ква, ква-ква-ква, (повествовательно) Как вам это нравится? (вопросительно)
Ребенок к концу года: правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах , во фразовой речи ; различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; делит слова на слоги ; дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно; определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного ); произвольно регулирует темп , силу голоса , речевое дыхание
Старшая группа (от пяти до шести лет) Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года - продолжать развивать фонематическое восприятие и фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению); - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) развитие восприятия речи - продолжать укреплять артикуляционный аппарат; совершенствовать речевое дыхание упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; - показывать образцы литературного произношения слов; - устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи; правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности Подготовка к обучению грамоте Учить производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
Работа по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи 1.ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕГО ПРОТЯЖНОСТИ (ИЗМЕРЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА ХЛОПКАМИ, ШАГАМИ). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления Д/упражнение «Подбери к схеме слово-картинку» 2. ДЕТЕЙ ЗНАКОМЯТ СО СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ ЗВУКА: ОБЪЯСНЯЮТ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ СЛОВА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЛИШЬ ОДНИМ ЗВУКОМ (ДОМ—СОМ, ВРАЧИ—ГРАЧИ, МАКИ– РАКИ, ЛЕВ—ЛЕС И Т.Д.). СЛОВА ДАЮТСЯ В СТИХОТВОРНОМ КОНТЕКСТЕ, ЧТОБЫ ДЕТЯМ НЕСЛОЖНО БЫЛО ДОГАДАТЬСЯ, КАКОЙ ЗВУК «хитрит». НА ПОЖЕЛТЕВШУЮ ТРАВУ РОНЯЕТ ЛЕВ (ЛЕС) СВОЮ ЛИСТВУ.
3. Научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Начать работу со слов, состоящих из трех звуков (дом, мак). Сначала все звуки (гласные и согласные) нужно обозначать фишками одного нейтрального цвета—серого. При этом термины не употребляются. Упражнения должны проводиться с опорой на картинки. 4 . Познакомить детей с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. гласные звуки - . «поющие». Вводится термин «гласный звук» и его обозначение—красная фишка. Позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные. Правильнее знакомить детей сразу с твердыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков: м-мь, л-ль и т.д. Вводятся понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения—синие и зеленые фишки С первых же занятий воспитатель учит детей вести указкой по клеточкам схемы в таком темпе и ритме, в котором произносится разбираемое слово: «В каждом домике (клеточке) живет звук. Звук произносим быстро, не тянем, мы не можем задерживаться в этом домике и переходим в другой». Хорошо взять руку ребенка (с указкой) и двигать ее вместе с ним, придерживая и направляя.
5. Переходим к словам, состоящим из пяти звуков (мишка, труба). При разборе можно использовать схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок. Игра «Живые звуки» на повторение и закрепление звукового анализа слова. Воспитатель с детьми разбирает по звукам слово, обозначает их соответствующими фишками. Затем предлагает стать детям звуками: одному дает зеленую фишку и говорит., что он будет звуком—ль, другому– красную, он звук –и, третьему - синюю, он звук с, четвертому—синюю, он звук –т. Чтобы получилось слово, дети встают в соответствующем порядке слева направо. Воспитатель предлагает задание: «гласный звук, назови себя громко. Мягкий согласный звук ль, назови своего «старшего братца». Первый твердый согласный назови слово со своим звуком. (самолет, собака). Второй твердый согласный, покружись.». В следующий раз роль ведущего можно предложить ребенку.
Дидактические игры «Что такое звук?» Цель: уточнить представления детей о звуковой стороне слова. Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие). «Найди звук» -Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а»? - Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный, на мягкий согласный. - Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. «Едем, летим, плывем» Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Рисунок с шестью картинками, изображающие транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай . — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет) и т.д.
К концу учебного года ребенок : понимает и использует в речи термины: «звук» и «слово», «предложение» ; определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце ; различает гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользуется графическим обозначением звуков ( гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые) ; проводит звуковой анализ слов ; составляет предложение из двух , трех слов , анализирует его; может читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты.
Подготовительная группа (от шести до семи лет) Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года развитие восприятия речи артикуляционного аппарата; голосового аппарата; речевого дыхания Подготовка к обучению грамоте развитие речевого слуха (фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи ); совершенствование фонематического восприятия. правильное произношение звуков; четкая дикция; интонационные средства выразительности упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами. Учить детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава.
Работа по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Ознакомление детей со знаковой системой языка. ДЕТИ ШЕСТИ ЛЕТ, ВЛАДЕЯ УМЕНИЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И ДАВАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЗВУКАМ, СВОБОДНО ОПЕРИРУЮТ УСЛОВНО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ МОДЕЛЯМИ: СОСТАВЛЯЮТ ЗВУКОВЫЕ МОДЕЛИ СЛОВ ИЗ ЦВЕТНЫХ ФИШЕК-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, ПОДБИРАЮТ К РАЗЛИЧНЫМ ЗВУКОВЫМ МОДЕЛЯМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВА (СОСТОЯЩИЕ ИЗ ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ И ПЯТИ ЗВУКОВ). Сначала детей знакомят со всеми гласными буквами попарно: а –я, о-ё, у-ю, э-е,ы-и и их употреблением после твердых и мягких согласных звуков. Дошкольникам объясняют., что есть заглавные и строчные буквы (большие и маленькие). Детей учат работать со смешанными моделями слов, учат изменять слова, заменяя гласные буквы в смешанных моделях (лук – люк, лак). Дошкольнику важно помнить, что гласные буквы и, е, ё, ю, я смягчают тот согласный, за которым стоят. Знакомить с гласными буквами нужно парами: а –я, о-ё, у-ю, э-е,ы-и . Сначала знакомят с буквой А. Воспитатель предлагает для разбора 2-3 слова: шар, кран. Педагог составляет эти слова из цветных фишек и просит детей найти одинаковые гласные звуки. Затем показывает детям строчную и заглавную букву а. Объяснить детям, что заглавная буква ставится в начале предложения; с большой буквы начинаются имена, клички животных, названия городов и др. Затем дети ставят строчные буквы а в схемах вместо фишек. а
Далее детей знакомят с буквой Я . Воспитатель предлагает разобрать слово мята (зеленая фишка, красная, синяя, красная).Потом просит заменить фишки буквой А там, где необходимо. Объяснить детям правило русского языка: после твердых согласных пишется буква а, после мягких согласных—я. Педагог показывает карточку со строчной буквой я и просит найти ей место на схеме. Затем показывает заглавную букву Я. На следующем этапе детей знакомят с другими парами гласных букв: О-Ё (кот, клён), У –Ю(жук, люк, салют), Ы-И(сыр, бык, кит, лиса), Э-Е (Эдик, лес, мел). На этом этапе обучения можно поиграть в игру «Кто самый внимательный». Игра является следующим шагом в обучении чтению. Воспитатель предлагает составить из серых фишек(для согласных звуков) и гласных букв слово лук. Получится: У Затем убирает букву у и ставят вместо нее букву ю . Педагог просит прочитать, что получилось (люк). Потом заменяет ю на а и вновь предлагает отгадать, что получилось. (лак). Можно использовать разные цепочки слов. Подобные игры очень важны при обучении детей чтению.
ДЕТЕЙ УЧАТ ДЕЛИТЬ РЕЧЕВОЙ ПОТОК НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ—НА ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ДЕЛАТЬ ГРАФИЧЕСКУЮ ЗАПИСЬ, МОДЕЛИРУЮЩУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ДЕТИ ОВЛАДЕВАЮТ АНАЛИЗОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СОСТОЯЩИХ ИЗ 3—5 СЛОВ. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. РАССКАЗ ПРОИЗНОСИТСЯ ЧЕТКО, С ИНТОНАЦИОННЫМ ВЫДЕЛЕНИЕМ КАЖДОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДАЛЕЕ К КАЖДОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СТАВЯТСЯ ВОПРОСЫ. ПЕДАГОГ ПРЕДЛАГАЕТ ЕЩЕ РАЗ ПОСЛУШАТЬ РАССКАЗ, СООБЩАЕТ, ЧТО В НЕМ ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТО НАША РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ; В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРО ЧТО-ТО ГОВОРИТСЯ. ЗАТЕМ ДЕТИ САМИ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КАРТИНКАМ, ИГРУШКАМ. И ВСЯКИЙ РАЗ ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМОГАЕТ ИМ УСТАНОВИТЬ, О КОМ ИЛИ О ЧЕМ СОСТАВЛЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ, Т.Е. ВЫЧЛЕНИТЬ СМЫСЛОВУЮ СТОРОНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДЕТЕЙ УПРАЖНЯЮТ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ГОТОВОМ ТЕКСТЕ. ТЕКСТ ПРОИЗНОСИТСЯ С ПАУЗАМИ, А ДЕТИ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СХЕМАХ. ЗАТЕМ ПРОВЕРЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДЛОЖЕНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИЕ ПРИЕМЫ, КАК: ПРИДУМЫВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЗАДАННЫМ СЛОВОМ; ПРИДУМЫВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРОЕ НАЧИНАЛОСЬ БЫ С ОПРЕДЕЛЕННОГО СЛОВА; СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДВУМ КАРТИНКАМ; СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВЫМ СЦЕНКАМ». РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПОДГОТАВЛИВАЕТ ДЕТЕЙ К АНАЛИЗУ СЛОВЕСНОГО СОСТАВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. . ГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Методика работы над предложением
Методика ознакомления со словесным составом предложений. Работа над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в трехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Используются следующие приемы: - четкое произнесение слов с паузой; - произнесение слов под хлопки; - последовательное называние слов в предложении; - составление предложений с заданным словом; - составление предложений по «живой сценке»; - перепрыгивание через скакалку; -отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении; -запись количества слов цифрой; -печатание первых букв или слов, с которых начинается предложение.
К концу учебного года ребенок: в норме должен овладеть правильными произносительными качествами речи; понимает и использует в речи термины “звук” и “слово”, “предложение”; определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце; Различает гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; Пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые); проводит звуковой анализ слов; читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"
В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...
Семинар-практикум для воспитателей "Аспекты формирования звуковой культуры речи детей"
Семинар состоит из двух частей. Цель первой части семинара: помочь в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Рассмотрен теоретический вопрос артикуляционной ги...
Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»
вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...
Презентация "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"
данная презентация является наглядным дополнением к семинару- практикуму...
Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».
Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....
Материалы к семинару-практикуму по теме: "Аспекты формирования звуковой культуры речи дошкольников"
Данный материал представлен в виде таблицы, в которой нашли свое отражение основные направления работы по данному вопросу. Формировать звуковую культуру речи или ЗКР у детей дошкольного возраста можно...
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум«Некоторые аспекты формированиязвуковой культуры речи у дошколь...