Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».
консультация по логопедии

Алексеева Наталья Владимировна
Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звукова культура речи31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования  

г. Долгопрудного  центр развития ребёнка - детский сад №4 «Рябинка»

Семинар – практикум с педагогами ДОУ

«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Долгопрудный,

2.11.2016

Содержание:

  1. Организационный момент:
  • Тезис незаконченного предложения: «Мне приятно тебе сказать»
  • Игра: «Молекулы» (участники по команде разбиваются на группы)
  • Распределение по группам: определить место звука (К) в слове.
  1. Сообщение логопеда о поэтапном развитии звуковой культуры речи по возрастным группам.
  2. Практическая часть
  3. Подведение итогов – методика «Телеграмма»:
  • На 1 карточке - «довольная рожица» отмечаем, что понравилось, что интересного было на семинаре.
  • На 2 карточки – «грустная рожица» отмечаем, что требует доработки.

Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.

Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя:

  • Формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения.
  • Формирование правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка:

  • Он становится замкнутым, резким, неусидчивым
  • У него пропадает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, т.к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Занятия по развитию звуковой культуры речи проводится как отдельное (в младших группах), так и как часть занятия по развитию речи (преимущественно в старших группах)

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  • Звуковысотный слух (изменение голоса в соответствии с эмоциональной окраской речи)
  • Слуховое внимание (определять на слух звучание и направление звука)
  • Фонематический слух (отличать одни речевые звуки от других)
  • Восприятие темпа и ритма речи (способность слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру)
  1. Формировать произносительную сторону речи:
  • Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка
  • Развивать артикуляционный аппарат (посредством артикуляционной гимнастики)
  • Работа над речевым дыханием (умение воспроизводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох)
  • Воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения

Этапы работы над звуком:

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение движения органов артикуляционного аппарата. В игровой форме уточняются положения органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произнесения звуков

Уточнение произношения изолированного звука. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произношение изолированного звука, фиксируя внимание ребёнка на звучание и артикуляцию звука.

Этап усвоения звука. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно по усмотрению воспитателя.

Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи.

Формы работы:

  1. занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
  2. игры-драмматизации
  3. праздники и развлечения
  4. артикуляционная гимнастика
  5. дидактические игры
  6. шутки-скорогооворки

Методы:

  1. игры (дидактические, подвижные, хороводные с текстом)
  2. упражнения («Подуем на пушистики»)

Приёмы:

  1. образец педагога
  2. объяснение
  3. образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара)
  4. хоровые и индивидуальные повторения
  5. совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя
  6. оценка, исправления
  7. образная физкультурная пауза

Последовательность изучения звуков.

Первая младшая группа

  • Отрабатываются гласные: (А), (У), (И), (О), (Э).
  • Согласные: (М), (Н), (П), (Б).
  • Воспитание слухового внимания, речевого дыхания.

Вторая младшая группа

  • Гласны: (Ы)
  • Согласные: (Ф), (В), (Т), (Д), (К), (Г), (Х)
  • Допускается: смягчённое произношение звуков; замены свистящих и шипящих звуков на простые: (В), (Т); отсутствие соноров.
  • Выработка чёткого произношения слов, предложений
  • Развитие темпа и ритма речи

Средняя группа

  • Закрепляется произношение простых звуков, изученных ранее.
  • Уточнение произношения звука (Й).
  • Подготовка и постановка свистящих звуков, шипящих звуков.
  • Исчезает смягчённость речи, однако обычно отсутствуют звуки (Л), (Р), которые или пропускаются, или заменяются
  • Выработка спокойного и размеренного темпа речи

Старшая группа

  • Отработка звуков, которые поздно появляются: (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), (Л), (Р).
  • Развитие фонематического слуха на поставленных звуках.
  • Чёткость движений речевого аппарата в процессе арт/гимнастики
  • Развитие фонематического слуха
  • Выделение голосом отдельного звука

Подготовительная группа

  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Постановка звуков (Л), (Р).
  • Дифференциация часто смешиваемых звуков: (С-З-Ц), (Ш-Ж), (С-Ш), (З-Ж), (Ч-Ц), (Сь-Ц); звонких и глухих: (В-Ф), (Д-Т), (П-Б), (К-Г)
  • Развитие навыков звукового анализа.

Практическая часть.

  1. работа органов речи: губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков (артикуляция)
  • показ разных форм проведения артикуляционной гимнастики (по образцу, под счёт, по картинкам, называниями, в контексте сказки)
  1. одно из 5-тивнешних чувств, дающих возможность воспринимать звуки (слух)
  • развитие фонематической функции во время физкультминутки:

** и.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук (Б), хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (звук в разной позиции)

** и.п. – основная стойка. На слово со звуком (З) наклон вперёд, со звуком (С) наклон назад (звуки в разных позициях)

** сядет на место тот, кто назовёт слово со звуком (М) в середине или в конце слова

Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.

  • Развитие фонематической функции на занятиях по математике:

- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слово со звуком (Л), положите фишку перед собой. Затем подсчитывают количество фишек.

-какое слово было самое короткое? Составьте задачу с этим словом.

  • Развитие фонематического восприятия вне занятий:

** игра «Запомни, повтори» - с мячом

Мак – бак – так

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Дым – дам – дом

Ком – дом –гном

**игра «Внимательные ушки» - взрослый не торопясь внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:

Мак – дом – ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

  1. манера произношения слов, слогов, звуков (дикция)
  • выбор скороговорок:

**для разучивания в средней группе:

Тортила тортами не торгует.

Опятки не на пятке.

Болтун болтает, а нытик ноет

Метатель метал молот, а Митя молоток

**для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют С на Ш, Ш на С.

Саша шла по шоссе и сосала сушку.

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Сорок ворон воровали горох.

Сорок орлов напугали ворон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

**для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова:

**Женя не «вагоноуважаемый»

И не «вагоноуважатый»,

А уважаемый вагоноуважаетый.

**Жанна обожает мороженное и пирожные, а Олежек обожает Жанну.

** Я гляжу на бережок –

Не лежит ли пирожок?

  • Выбор стихотворения:

**для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звуков (Р), (Рь)

**для детей подготовительной группы с недостатками в произношении (Л)

**для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука (Ш)

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Абсолютно не похож.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы,

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пёстрой буковкой синица

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок

Ёлка в блёстках ледяных,

В тёплых слёзках смоляных.

Свежая, зелёная, солнцем озаренная.

Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на ёлке.

Не растут на ёлке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге

  • Блиц - опрос: найди ошибку:

**воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: БА-РА-БА-Н, С-КА-З-КА, МА-К.

**воспитатель просит определить место звука (З) в словах: ЗОНТ, ЗЕМЛЯ, АРБУЗ, ВАЗА.

  1. один из методов формирования звуковой культуры речи (игра).
  • Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобны те слова в которых есть звук (?), а остальные не съедобные.
  • Игра с предметом «Звуковая цепочка»
  • Измени слово (дети должны назвать картинку так, чтобы в названии появился звук (Ш) – ХЛЕБ, ОРЕХИ, МУРАВЕЙ, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, ГОРОХ, РЫБА, ПЕТУХ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, КАМНИ, МАМА.
  1. единица речи (звук)
  • уточнение произношения изолированного звука  по картинке или подбором предметов:

** свистящие звуки – (С), (З), (Ц); гласные – (А), (У);

**шипящие звуки – (Ш), (Ж), (Ч), (Щ); гласные – (О), (И);

**соноры – (Л), (Р); гласные – (Ы), (Э);

Раздаточный материал.

  • развитие фонематической функции во время физкультминутки:

** и.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук (Б), хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (звук в разной позиции)

** и.п. – основная стойка. На слово со звуком (З) наклон вперёд, со звуком (С) наклон назад (звуки в разных позициях)

** сядет на место тот, кто назовёт слово со звуком (М) в середине или в конце слова

  • Развитие фонематической функции на занятиях по математике:

- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слово со звуком (Л), положите фишку перед собой. Затем подсчитывают количество фишек.

-какое слово было самое короткое? Составьте задачу с этим словом.

  • Развитие фонематического восприятия вне занятий:

** игра «Запомни, повтори» - с мячом

Мак – бак – так

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Дым – дам – дом

Ком – дом –гном

**игра «Внимательные ушки» - взрослый не торопясь внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:

Мак – дом – ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

**для разучивания в средней группе:

Тортила тортами не торгует.

Опятки не на пятке.

Болтун болтает, а нытик ноет

Метатель метал молот, а Митя молоток

**для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют С на Ш, Ш на С.

Саша шла по шоссе и сосала сушку.

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Сорок ворон воровали горох.

Сорок орлов напугали ворон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

**для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова:

Женя не «вагоноуважаемый»

И не «вагоноуважатый»,

А уважаемый вагоноуважаетый.

Жанна обожает мороженное и пирожные, а Олежек обожает Жанну.

Я гляжу на бережок –

Не лежит ли пирожок?

**для детей подготовительной группы с недостатками в произношении (Л)

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Абсолютно не похож.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы,

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пёстрой буковкой синица

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок

Ёлка в блёстках ледяных,

В тёплых слёзках смоляных.

Свежая, зелёная, солнцем озаренная.

Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на ёлке.

Не растут на ёлке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге

**для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука (Ш)

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Абсолютно не похож.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы,

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пёстрой буковкой синица

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок

Ёлка в блёстках ледяных,

В тёплых слёзках смоляных.

Свежая, зелёная, солнцем озаренная.

Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на ёлке.

Не растут на ёлке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге

  • Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобны те слова в которых есть звук (?), а остальные не съедобные.
  • Игра с предметом «Звуковая цепочка»
  • Измени слово (дети должны назвать картинку так, чтобы в названии появился звук (Ш) – ХЛЕБ, ОРЕХИ, МУРАВЕЙ, ВОРОБЕЙ, КОРОВА, ГОРОХ, РЫБА, ПЕТУХ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, КАМНИ, МАМА.

** свистящие звуки – (С), (З), (Ц); гласные – (А), (У);

**шипящие звуки – (Ш), (Ж), (Ч), (Щ); гласные – (О), (И);

**соноры – (Л), (Р); гласные – (Ы), (Э);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...

Презентация "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

данная презентация является наглядным дополнением к семинару- практикуму...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум«Некоторые аспекты формированиязвуковой культуры речи у дошколь...