Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»
консультация по логопедии

Гуменюк Анна Вениаминовна

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум

«Некоторые аспекты формирования

звуковой культуры речи у дошкольников»

Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю быть активными, слушать внимательно, высказывать свое мнение. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с интересной игры!

Задание:

Передаем друг другу яблоко. Тот, у кого в руках яблоко, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало как личность. Например, Ирина – интересная.

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании

звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию

звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического

уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных

вариантов работы по звуковой культуре речи.

Аспекты звуковой культуры речи:

Слуховое внимание

Фонематический слух

Подвижный артикуляционный аппарат

Правильное речевое дыхание

Правильное звукопроизношение

Хорошая дикция

Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями

Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка

Интонационная выразительность речи

Группа раннего возраста (от 2-3 лет):

Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Младшая группа (от 3-4 лет):

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; с-з-ц).

Развивать моторику артикуляционного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Средняя группа (от 4-5 лет):

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков (р,л).

Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Старшая группа (от 5-6 лет):

Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков.

Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные

по артикуляции и звучанию согласные звуки (с-з,с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, з-ж, л-р).

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовительная группа (от 6-7 лет):

o Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

o Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

o Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

o Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развитие речевого дыхания:

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Целью формирования речевого дыхания

является тренировка длинного выдоха и тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Формирование направленной воздушной струи

ПАРАМЕТРЫ ПРАВИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА

выдоху предшествует сильный вдох через нос.

выдох происходит плавно, а не толчками.

во время выдоха губы вытягиваются трубочкой, нельзя надувать щёки.

воздух выходит через рот, нельзя выдыхать через нос.

Правила проведения работы по формированию дыхания

Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении, до еды не более 5 минут.

Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений (упр. повторять 3-5 раз).

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

1. Задание

Определи правильное выполнение упражнений.

2. Задание

Выполни правильно упражнения «Ветерок»

С детьми можно использовать рисование в технике «выдувания» или «кляксография». Рисование на листе бумаги, раздувая капельки краски через соломинку. Чудесное превращение «кляксы».

На плотную бумагу или картон ребенок чайной ложечкой выливает жидкую краску в виде лужи. Затем трубочкой для коктейля дует с разных сторон, цветная струя растекается и образует рисунок. Затем сюжет можно подрисовать кисточкой или добавить другие цветовые «лужицы» и выдуть абстракцию.

Артикуляционная гимнастика –

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики -

выработка полноценных движений и определённых положений речевых органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, в течение 3-5 минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Работу над упражнением организовать следующим образом:

- рассказать об упражнении, используя игровой приём;

- показать его выполнение;

- выполнить со всеми детьми;

- проконтролировать правильность выполнения упражнения (точность, плавность, темп, устойчивость);

- лучше проводить артикуляционную гимнастику по подгруппам.

Задание.

Выполнить артикуляционные упражнения для выработки правильного произношения звуков.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

1. Игра «Поймай рыбку на заданный звук» (2 человека)

2. Игра «Подбери рифму»

3. Игра «Назови слова» (с мячом)

Я говорю слово МАК и бросаю мяч напротив соседу, а он должен назвать слово на последний звук ит. д.

4. ЗАДАНИЕ:

«Найди ошибку»

1 команда:

Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РАН, СКАЗ-КА, КА-ША.

Ошибка: Неправильно дала инструкцию к заданию. Если нужно определить, сколько звуков, то произносим слова целыми, не разделяя на слоги.

2 команда:

Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.

Ошибка: Слово Арбуз не подходит, происходит оглушение звука З на С.

3 команда:

Воспитатель просит детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: КОТ, СУП, ЯМА, ДУШ.

Ошибка: ЯМА, т. к. в этом слове звук Я йотированный и состоит из двух звуков Й и А.

ИНТОНАЦИИ:

1. Кофе от заботливой коллеги содержал большое количество седативных веществ

2. Педагогам, после тяжелого трудового месяца, так хочется простых человеческих…денег

3. Педагоги на работу ходят очень быстро, чтобы не передумать.

4. Родители, пожалуйста, воспитывайте своих детей, а не педагогов.

5. Обычно награда за хорошо выполненную работу – это еще больше работы.

Итог:

Игра «Солнышко»

Все участники по очереди прикрепляют прищепки-лучики к солнышку и желают рядом сидящему добрые пожелания, чтобы были слова НАРЕЧИЯ.

Например: Ксения Георгиевна, я вам желаю жить ХОРОШО и БОГАТО!

Всем спасибо!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Некоторые аспекты формирования

звуковой культуры речи у дошкольников»

Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю быть активными, слушать внимательно, высказывать свое мнение. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с интересной игры!

Задание:

Передаем друг другу яблоко. Тот, у кого в руках яблоко, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало как личность. Например, Ирина – интересная.

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного  педагогического воздействия при формировании

звуковой культуры речи  и профилактики  речевых нарушений у дошкольников.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию

звуковой культуры речи у дошкольников.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического

уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных

вариантов работы по звуковой культуре речи.

Аспекты звуковой культуры речи:

  • Слуховое внимание
  • Фонематический слух
  • Подвижный артикуляционный аппарат
  • Правильное речевое дыхание
  • Правильное звукопроизношение
  • Хорошая дикция
  • Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями
  • Произношение слов согласно нормам орфоэпии  русского литературного языка
  • Интонационная выразительность речи

Группа раннего возраста (от 2-3 лет):

  • Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания, слухового внимания.
  • Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Младшая группа (от 3-4 лет):

  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; с-з-ц).
  • Развивать моторику артикуляционного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  • Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Средняя группа (от 4-5 лет):

  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков (р,л).
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Старшая группа (от 5-6 лет):

  •  Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков.
  •  Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные

     по артикуляции и звучанию согласные звуки (с-з,с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, з-ж, л-р).

  •  Продолжать развивать фонематический слух.

      Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

  •  Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовительная группа  (от 6-7 лет):

  •  Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
  •  Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развитие речевого дыхания:

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Целью формирования речевого дыхания

является тренировка длинного выдоха и тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Формирование направленной воздушной струи

ПАРАМЕТРЫ  ПРАВИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА

  •  выдоху предшествует сильный вдох через нос.
  •  выдох происходит плавно, а не толчками.
  •  во время выдоха губы вытягиваются трубочкой, нельзя надувать щёки.
  •  воздух выходит через рот, нельзя выдыхать через нос.

Правила проведения работы по формированию дыхания

  •  Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении,  до еды не более 5 минут.
  •  Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений (упр. повторять 3-5 раз).
  •  Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
  •  Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

1.Задание
Определи правильное выполнение упражнений.

2.Задание

Выполни правильно упражнения «Ветерок»

С детьми можно использовать рисование в технике «выдувания» или «кляксография». Рисование на листе бумаги, раздувая капельки краски через соломинку. Чудесное превращение «кляксы».
На плотную бумагу или картон ребенок чайной ложечкой выливает жидкую краску в виде лужи. Затем трубочкой для коктейля дует с разных сторон, цветная струя растекается и образует рисунок. Затем сюжет можно подрисовать кисточкой или добавить другие цветовые «лужицы» и выдуть абстракцию.

Артикуляционная гимнастика –

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики -

выработка полноценных движений и определённых положений речевых органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, в течение 3-5 минут.
  • При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. 
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Работу над упражнением организовать следующим образом:

    - рассказать об упражнении, используя игровой приём;

    - показать его выполнение;

    - выполнить со всеми детьми;

    - проконтролировать правильность выполнения упражнения (точность, плавность, темп, устойчивость);

    - лучше проводить артикуляционную гимнастику по подгруппам.

Задание.

Выполнить артикуляционные упражнения для выработки правильного произношения звуков.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

1.Игра « Поймай рыбку на заданный звук» (2 человека)

2.Игра «Подбери рифму»

3. Игра «Назови слова» (с мячом)

Я говорю слово МАК и бросаю мяч напротив соседу, а он должен назвать слово на последний звук ит.д.

4.ЗАДАНИЕ:

«Найди ошибку»

1 команда: 

Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РАН, СКАЗ-КА, КА-ША.

Ошибка: Неправильно дала инструкцию к заданию. Если нужно определить, сколько звуков, то произносим слова целыми, не разделяя на слоги.

2 команда:

Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.

Ошибка: Слово Арбуз не подходит, происходит оглушение звука З на С.

3 команда:

Воспитатель просит детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: КОТ, СУП, ЯМА, ДУШ.

Ошибка: ЯМА, т.к. в этом слове звук Я йотированный и состоит из двух звуков Й и А.

ИНТОНАЦИИ:

1. Кофе от заботливой коллеги содержал большое количество седативных веществ

2. Педагогам, после тяжелого трудового месяца, так хочется простых человеческих…денег

3. Педагоги на работу ходят очень быстро, чтобы не передумать.

4. Родители, пожалуйста, воспитывайте своих детей, а не педагогов.

5. Обычно награда за хорошо выполненную работу – это еще больше работы.

Итог:

Игра «Солнышко»

Все участники по очереди прикрепляют прищепки-лучики к солнышку и желают рядом сидящему добрые пожелания, чтобы были слова НАРЕЧИЯ.

Например: Ксения Георгиевна, я вам желаю жить ХОРОШО и БОГАТО!

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

вашему вниманию представлена разработка семинара - практикума с педагогами ДОУ, перечислено содержание семинара-практикума, составлено сообщение логопеда, практическая часть и раздаточный материал...

Презентация "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"

данная презентация является наглядным дополнением к семинару- практикуму...

Семинар – практикум с педагогами ДОУ «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».

Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....

Основные аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников

консультация для педагогов дошкольного учреждения...