Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Киселева Татьяна Владимировна

В данном материале представлена организованная образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте на тему: "Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях". Данное занятие организовано в форме квест-игры.  Дети в поисках посылки от кондитера, которую спрятал Карлсон, выполняют интересные задания со звуками и буквами. Занятие построено на материале лексической темы "Профессии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_igra-kvest_v_poiskah_posylki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ООД: Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Виды деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Тема: Дифференциация звуков [р] - [л] в словах и предложениях

(занятие - квест «В поисках посылки» на основе изучаемой  лексической темы «Профессии»)

Цели:         - расширять представления детей о профессиях, учить правильно произносить звуки [р] - [л],   сравнивать их и различать на материале слов;

совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов, слогового анализа, понимание предложно-падежных конструкций;

- развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь), фонематического восприятия развивать речеслуховой и речедвигательный анализаторы, речеслуховое внимание и память, развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;  формировать личностные качества, умение работать в коллективе; формировать навыки самоконтроля.

Планируемый результат:        - овладение умением различать звуки [р] - [л] в словах и предложениях;

- овладение умением определять позицию звука в слове, выполнять звуковой анализ слова;

- овладение умением строить правильное предложение и выполнять его разбор.

Оборудование:        - предметные картинки с изображением людей разных профессий, в том числе «кондитер», «почтальон», костюм почтальона; конверт с письмом от Карлсона, предметные картинки для каждого ребенка, в названии которых присутствуют звуки [р] - [л] в начале, в середине и в конце слова, а также для выполнения звукового анализа слов; схемы для анализа предложения и звукового анализа слов; буквы – подсказки, посылка от кондитера.

        

Организация деятельности

I Организационный момент

Логопед: Скажите, какую тему мы изучаем на этой неделе? (профессии) Назовите, какие профессии вы знаете?

(дети перечисляют знакомые им профессии людей)

Логопед: Отгадайте загадку и мы узнаем, знакома ли вам профессия этого человека?

Торты готовит и пирожные,

Бизе, печенья всевозможные.

Творит шедевры он из сладостей,

Его изделия покупают с радостью.

                                                       (кондитер)

Выставляется картинка с изображением кондитера

Логопед: Вчера я получила сообщение от кондитера. Он узнал, что мы изучаем профессии людей и захотел, чтобы его профессию мы выучили лучше всех. Поэтому кондитер выслал нам посылку с его изделиями. Почтальон должен с минуты на минуту ее доставить.

Стук в дверь. Входит почтальон, у него в руках вместо посылки письмо.

Логопед в недоумении открывает письмо и читает:

Здравствуйте, ребята! Ждёте посылку со сладостями? Я ее спрятал в надежном месте. Ведь я тоже очень люблю вкусненькое и сладенькое. Я знаю, что вы многому в этом году научились, многое узнали. Если вы выполните все мои задания, то получите буквы –подсказки и сможете отыскать посылку. Тогда, так и быть, отдам вам вашу посылку.  А если не справитесь, я сам съем все сладости.

                                                                                           Карлсон.

Логопед: Ну, что, ребята. Будем искать нашу посылку?

Дети: Да

Логопед: Тогда вот первое задание.

II Основная часть

1. Определение позиции звуков [р] - [л] в словах

Игровое упражнение «Покажи картинку»

Детям раздаются предметные картинки

Логопед: Вы получили картинки. Произнесите слово и определите, у кого в слове звук [р] стоит в середине, назовите слово, звук [л] – в начале слова, назовите его, звук [р] – в начале слова, звук [л] – в конце слова, звук [р] – в конце слова,  звук [л] – в середине слова.

Логопед: Какие звуки мы искали в словах? Дайте им характеристику:

Дети: Звуки [р] и [л]. Звук [р] – согласный, звонкий, твердый, звук [л] – согласный, звонкий, твердый. Есть ли у них мягкие пары? (да - [р’] и [л’])

Логопед: Молодцы! Вы заслужили первую букву-подсказку. Ее и следующее задание мы можете найти в речевом уголке, где «живет» весна. (буква-подсказка «Р»)

2. Игровое упражнение «Вставь нужную букву»

Логопед: В словах «потерялись» буквы. Нужно вставить подходящую букву Р или Л.

…АК              ГО…ОД

…АМА          ИГ…А

ГО…ОД             …АК

ИГ…А           ЖА…КО

ЖА…КО        …АМА

Логопед: Найдите слова, которые звучат похоже, соедините их в пары и прочитайте их. Объясните их значение.

Дети: Лак-рак, голод-город, жалко-жарко, игла-игра, рама-лама.

Логопед: Молодцы! Вторую букву-подсказку и следующее задание вы можете найти в книжном уголке (буква-подсказка «Ч»).

3. Совершенствование навыка слогового анализа

Игра «Веселый поезд»

На магнитную доску вывешивается картинка с изображением поезда, в котором 4 вагончика с разным количеством окон, а также предметные картинки, в названии которых есть звуки [р]  и [л].

Логопед: Помогите пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Определите количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет (количество слогов совпадает с количеством окошек вагончика).

Дети: КЛО-УН. В этом слове 2 слога, значит клоун поедет во втором вагончике. и т.д.

Каждый ребенок выполняет задание и составляет предложение.

Логопед: Молодцы! Третью букву-подсказку и следующее задание вы можете найти в театрализованном уголке у дедушки и бабушки, которые испекли колобок (буква-подсказка «П»)

4. Физкультминутка

Игра на внимание «Хлопни - топни»

Логопед: Если вы услышите звук [р] – хлопните в ладоши над головой, а если звук [л] – топните прыжком двумя ногами.

Логопед называет сначала звуки изолированно, затем слоги и слова со звуками [р] - [л]

Логопед: Молодцы! И с этим заданием справились. Четвертую букву – подсказку и следующее задание вы можете найти среди цифр на магнитной доске (буква–подсказка «А»).

5. Работа с деформированным предложением

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: Карлсон решил подшутить и прислал нам неправильные предложения. Нужно найти ошибку, исправить предложение и составить к нему схему.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

Бревно ползёт по муравью.

На белке сидит ёлка.  

Ватрушка кушает старушку.

Халат надел маму.

В розах растут сады.

Красный шарф надел Егора.

Дети: Рома стирает рубашку. В этом предложении три слова: первое – Рома, второе – стирает, третье – рубашку. В этом предложении нет предлога.

Каждый ребенок читает предложение, исправляет ошибку и составляет к нему схему.

Логопед: Молодцы! Пятую букву-подсказку  и следующее задание можете найти в бочонке у медведя (Буква-подсказка «К»)

6. Совершенствование навыка звукового анализа

Упражнение «Звуковая схема слова»

Логопед: Каждый из вас получит картинку. Вам необходимо составить звуковую схему к названию картинки. Кто первый выполнит задание правильно, тот и получит последнюю букву-подсказку («А»), ее можно будет отыскать в игровом уголке «Кухня».

 Слова для звукового анализа: мармелад, пирог, печенье, ватрушка, рогалик, плюшка, торт и т.п.

Дети: Слово «плюшка» - звуки [п][л'][у][ш][к][а]. В этом слове всего шесть звуков, из них два гласных и 4 согласных звука. В слове «плюшка», два слога, т.к. два гласных звука.

Аналогично каждый ребенок выполняет звуковой анализ своего слова. 

Логопед: Молодцы! Вы собрали все буквы – подсказки. А теперь сложите из них слово, и вы узнаете, где нужно искать посылку от кондитера:      П Р А Ч К А

III Итог занятия

Дети идут в помещение прачечной комнаты, узнают, кто там работает, какие трудовые действия выполняет. Находят там посылку от кондитера со сладостями и все вместе угощаются.

Список литературы:

  1. З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Издательство: Детство-Пресс, 2001
  2. О.С. Гомзяк Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе /  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  3. Н.В. Нищева. Примерная адаптированная основная  образовательная программа для детей  с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.   Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

Конспект занятия по развитию ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук в средней группе.

Цель: - освоение действия интонационного выделения звука в слове;Задачи: - развивать  умения подбирать слова с заданным звуком...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»

Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....

Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД:  Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...