Для вас, родители!
методическая разработка

Рабжаева Маргарита Эрдыниевна

Анкета для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок идти к школе?»


     С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1.    Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
2.    Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3.    Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4.    Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
5.    Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
6.    Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7.    Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
8.    Умеет ли считать до 20 и обратно?
9.    Может ли сравнивать числа и предметы?
10.    Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
11.    Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
12.    Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13.    Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
14.    Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?
15.    Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
16.    Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
17.    Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
18.    Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
19.    Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
20.    Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
21.    Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22.    Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
23.    Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)?
24.    Считаете ли вы, что ваш малыш не любознателен и плохо осведомлен?
 

     Соотнесите свои ответы с ключом:
-    если на вопросы і, 3, 4, 5, 6, 8, 9, Ю, и, 12,13,14,15,16,18,19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
-    если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

     Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15-19    баллов - вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе    14 баллов и менее - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика готовности детей-выпускников ДОУ

к обучению в школе

В ходе педагогической диагностики проверяется:

  • состояние пространственного восприятия;
  •  состояние зрительного восприятия;
  •   состояние моторики и зрительно-моторных координации;
  •   умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена
  •   наличие интуитивных дочисловых представлений;
  •   овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
  •  умение сравнивать два множества по числу элементов;
  •   развитие фонематического слуха и восприятия;
  •   сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Групповая работа включает в себя обследование:

  •  уровень развития  зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно- моторных координаций (задания № 1, 9);
  •   уровень развития пространственных представлений (задания № 2,4,):

  уровень умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания и перейти   от числа к конечному множестве предметов  (задание №3);                        

  •   умения сравнять два множества по числу элементов и выполнить задание в точном соответствии с инструкцией (задание №5);
  •   умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание №6);
  •   сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания №7,8);
  •   геометрическая наблюдательность (зоркость) (задание №10).

Условия для проведения групповой педагогической диагностики:

  1. Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
  2. На каждой парте сидит один ребёнок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.
  3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
  4. Рассаживая детей по местам, необходимо обратить особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
  5. Работа начинается с краткого объяснения:»Дети, приготовьте листы, карандаши.  Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, не расстраивайтесь, оставьте это задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
  6. Каждое задание даётся в точном соответствии с инструкцией, никаких слов «от себя» добавлять не нужно.
  7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но, не отклоняясь от текста.
  8. Переходить к чтению следующего задания следует тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего.
  9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёх минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: « Слушайте следующее задание»
  10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).
  11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 3-35 минут (с учётом 3–5 –минутной паузы)
  12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносит оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы», «Я вижу, у вас всё хорошо получается!»

Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе

Данные педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе

Диагностические методики, определяющие готовность детей

к школьному обучению

Первый этап – фронтальное обследование

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.

2

 Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине листа одна клетка закрашена чёрным цветом.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.

3

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов – задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания №3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Материал для выполнения задания: лист бумаги на нём фигуры.

Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию №4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

5

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине или в конце круг пустой.

6

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова  и ворона) в другой 5 зверей (лиса. Заяц, ёж, кот, бобёр). Между двумя рамками белка.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);

2 балла – линия проведена к птицам;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Материал для выполнения задания: картинки: солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один лист бумаги, под каждой нарисован кружок.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Материал для выполнения задания: на листе схемы звукового состава слова:          

Вокруг неё картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

Задание 9

Цель. Обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: «Ann can play».

Текст задания. Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы ещё не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как  на нашем листе написаны буквы, ниже перерисуйте так же.

Оценка выполнения задания:

3 балла – хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из 3 слов.

2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы; неверно написаны 2-3 буквы.

1 балл – с образцом совпадают 2-3 буквы.

0 баллов – каракули.

Задание 10

Цель. Выявить уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости).

Материал для выполнения задания: лист бумаги на нём фигуры.

 

Текст задания. Здесь вы будете выполнять следующее задание. Вы видите многоугольник. Сколько треугольников вы видите на этом рисунке? Запишите в кружочек свой ответ.

Оценка выполнения задания:

3 балла – найдены все четыре треугольника.

2 балла – найдены три треугольника.

1 балл – найдены один, или два треугольника.

0 баллов – нет ответа

На этом первый этап педагогической диагностики - групповое обследование - заканчивается. Анализ результатов этой диагностики должен показать, кому из детей нужно дать дополнительные задания в ходе индивидуальной беседы (второй этап педагогической диагностики - индивидуальная беседа) для выяснения причин допущенных ошибок.

II этап – индивидуальное обследование

Условия при проведении индивидуального обследования

1. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы  они не вмешивались в беседу, не подсказывали, не комментировали ответы своего ребенка, не делали ему замечаний.

2.        Приглашая ребенка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

3. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

4. Данные индивидуальной педагогической диагностики    результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи - необходимо сразу же заносить в протокол обследования.

5. Общая   продолжительность   индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5-И

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6-И

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7-И

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка (как его групповой, так и индивидуальной формы) заносятся в бланк обследования класса. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого задания. На горизонтальной – номера диагностических заданий:

1 – уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

2 – уровень развития пространственных представлений;

3 – уровень умения выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов;

4 – уровень сформированности интуитивных топологических представлений;

 5 – уровень умения сравнивать два множества по числу элементов;

6 – умение провести классификацию;

7 – уровень развития фонематического слуха и восприятия;

8 – сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом;

9 – развитие графического навыка;

10 - уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости).

Бланк обследования

Школа ______________класс_____ 

Ф.И.

Месяц, год рождения

Пол

М/Ж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е.Журовой.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.Вентана Граф,2007
  2. Газета «Начальная школа»  №3 январь. 2002года: Методика проведения педагогической диагностики.
  3. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей/ Л. Е. Журова, Е.Э. Кочурова. М. И. Кузнецова/ Журнал «Начальная школа» №8 – 1999:
  4. http://raduga.rkc-74.ru/p20aa1.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ёлочка»

Деловая игра с участием родителей:

«Педагогические условия становления событийной общности семьи и ДОУ»

п. Потанино, 2016.

1-я часть игры:

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: устанавливает, что родители являются участниками реализации образовательной программы детского сада. Перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в образовательном процессе ДОУ.Решению стратегических и тактических задач введения ФГОС способствует обновление форм и методов работы с родителями.  

Современный детский сад  является  центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа педагогов, детей и родителей.

Согласуя свои действия с семьей, как ближайшим партнёром, мы стараемся создать условия для повышения активности родителей как участников образовательного процесса, оказать помощь в овладении практическими навыками и умениями педагогической деятельности,  дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.  

Деятельность в рамках проекта «Событийный подход как продуктивная технология включения семьи в образовательную деятельность   ДОУ» предполагает:

- изучение (посредством опроса, анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей;

- апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения посредством реализации образовательных со-бытий.

Проект направлен на:

1. формирование практики организации  образовательных событий в ДОУ, являющихся новым способом взаимодействия  всех субъектов образовательного процесса;

2. моделирование и выстраивание практики инициирования образовательных событий и анализ практической деятельности по итогам реализации со-бытий.

В процессе игры  мы рассмотрим,что такое событийный подход? Как спроектировать и реализовать образовательное событие? Педагогические условия становления со-бытийной общности семьи и ДОУ.

При событийном подходе или  технологии организации и управления событиями единицей проектирования выступает образовательное событие и  решение всех образовательных задач направленно на достижение определённого события. В Большой советской энциклопедии событием называется важное явление, происшедшее в общественной или личной жизни, то, что произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.

Вопрос педагогам, родителям:

  - Какие значимые для вас события вы бы назвали? (личные и  профессиональные).

Образовательное событие рассматривается как ограниченное во времени социальное явление, направленное на взаимодействие субъектов и учитывающее  образовательные запросы и личностные возможности обучающихся; пространство совместного творчества (интеллектуального, художественного, технического, спортивного и др. детей и взрослых).

-  Какое мероприятие с участием детей прошло  недавно в детском саду? (Масленица).    Чем отличается мероприятие от образовательного события?

Педагоги совместно с родителями заполняют таблицу.

Основная форма

Мероприятие

Образовательное событие

Содержание

Контролируемая и организуемая взрослым деятельность

Совместное проживание

Цели

Как данность

Наличие у ребёнка собственных целей, смыслов, планов

Средства

Доминанта на себя

Доминанта на другого

В случае, если цели деятельности спущены взрослым, если они известны и ясны только ему, тогда жизнь ребёнка пытаются  занять,  заполнить. Образовательное событие – наполнено смыслом, а цели ясны и приняты ребёнком, а значит, порождают опыт.

Сущность  образовательного события  заключается в том, что организуются специальные условия для  детского действия, а полученный опыт, осмысленный и осознанный превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Образовательное пространство расширяется благодаря:

 -  общению ребенка со сверстниками из других групп и взрослыми, которое дает ему возможность взглянуть на себя как представителя своего поколения и ощутить сопричастности к личностно значимому;

- встречам со взрослыми — мастерами своего дела, успешными людьми (художниками, актерами, спортсменами, бизнесменами, учеными);

-        погружению детей в разнообразные социокультурные практики (что я узнал о своём городе, про мир взрослых). При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле деятельности такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

В основе событийного подхода лежит комплексно-тематическая модель  построения образовательного процесса.

Вопрос педагогам:                

- Какие ещё модели построения вам знакомы? (учебный, предметно-средовой). Попробуйте коротко охарактеризовать каждую из них.

Современные эксперты рассматривают событийную коммуникацию в самом широком смысле, относя к ее формам самые различные события — и происходящие естественным образом — "подлинные" (например, как итоговое мероприятие темы) и "специальные" — те, которые были созданы искусственно.  На основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы.

При  планировании за основу могут браться важные события в жизни детско-взрослого коллектива. Образовательные события могут иметь различную структуру сюжета; проводиться как в помещении ДОУ, так и на природе (улица, парк, территория ДОУ).

Поводом для проведения мероприятия могут стать:

 общественные, групповые или семейные праздники;

годовые циклы (например, начало  сезона);

 годовщины, юбилеи, памятные даты;

важные события, новости; традиции;исследования;

новый продукт (рекламная акция).

Презентация для педагогов и родителей: «Технологическая карта образовательного события или алгоритм проектирования  и организации социально-культурных событий»  (подготовка к реализации событийного подхода):

Шаг первый — определение ключевого со-бытия (выделение события недели), разработка креативной идеи; формулировка цели и индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и участника  группы в целом;выбор целевой аудитории,  планирование этапов подготовки, специальные задания для детей и родителей.

Шаг второй – обсуждение и планирование с указанием временных интервалов, отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей). Определение форм и способов работы с родителями в рамках проведения события. Дети, родители, педагоги ДОУ на правах партнёров вносят предложения содержательного и организационного характера со-бытия, организуют его рекламу (важна самореализация каждого).

Шаг третий - рефлексия, эффект от участия в образовательном событии, обмен мнениями, высказывания и фиксация точек зрения участников.

2.Практическая часть  деловой игры  (работа педагогов  и родителей в подгруппах: пошаговое планирование образовательного события в соответствии с технологической картой.

Педагогам и родителям предлагаются формы событийности, как возможные варианты: тематический журнал для родителей «Крепыш», спортивные портфолио, аукцион талантов, Карнавал; Спектакль, социальные акции; Фестиваль  творческих работ; Виртуальный музей, Историческая ролевая игра. Новоселье, день красоты.

Технологическая карта образовательного события

Образовательное событие (форма проведения, название):_________________________

Участники:________________________________________________________________

Дата проведения ___________________________________________________________

Место проведения__________________________________________________________

п/п

Планирование образовательного события

Период проведения

1.

Постановка  цели и задач.Составление программы,  совместное продумывание ролевого участия детей, родителей.

2.

Определение времени и места проведения.

3.

Подготовка: изготовление атрибутики (афиши, вымпела, значки, программки, приглашения и др.)

3.

Обсуждение события.                                                                 Пути достижения целей;

необходимые ресурсы и распределение работ.

4.

Освещение хода подготовки и проведения событий в прессе, реклама в СМИ

Проектирование и реализация образовательного события

Шаг № 1

Ради чего?

Определите целевой ориентир, ради достижения которого вы планируете организовать образовательное событие в группе.

Шаг № 2

Что хотелось бы получить?

Проанализируйте, какими будут возможные  результаты осуществления запланированного образовательного события?

Шаг № 3

Какой дорогой идти?

Определите, в рамках какого направления вы планируете организовать образовательное событие? (социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое)

Шаг № 4

Как подготовиться?

Составьте краткий план подготовки детей и родителей к предстоящему событию (беседы, ситуативные диалоги, исследовательская деятельность, просмотр презентации, НОД и др.)

Шаг № 5

Что будет происходить во время образовательного события?

Опишите краткое содержание образовательного события:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть.

Шаг № 6

Ролевое участие детей родителей в разных видах деятельности в рамках  реализации события

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-

Исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественная

Двигательная

Количество участников

Необходимые материалы, подготовка.

Шаг № 7

Какая форма ИКТ будет использована в процессе образовательного события?

Этап

Название

Цель

Шаг № 8

Рефлексия

Укажите способы фиксации (оценки) планируемых результатов.

 «Если тебе все равно, куда ты хочешь попасть, девочка, тебе не важно, куда идти», – говорил Алисе улыбающийся Чеширский Кот.

Концепция образовательного события поможет понять, куда вы хотите попасть.В концепции могут быть описаны цели и задачи события, его целевая аудитория. Техническая информация: дата и место проведения, сведения об организаторах и партнерах.

Обобщение опыта работы: создание электронных технологических карт образовательных событий в ДОУ,  оформление дневника образовательного  события, проведение  конкурса на сайте ДОУ в номинациях:

лучшее событие в области культуры

лучшее событие в области спорта

лучшее событие по популяризации народных традиций и промыслов

лучшее событие деловой направленности

лучшее событие в области  туризма и др.

Презентация опыта

В проекте «Театр открывает двери» родители стали участниками совместных театрализованных игровых действий, что  дало  возможность родителям включиться в детскую игру, попробовать на себе  роли  героев сказок,  которые они придумывали сами и  создать положительную эмоциональную атмосферу для общения с детьми.

2.В проекте «Чудесные превращения» в старшей  группе родители делились секретами организации экспериментирования в домашних условиях, демонстрировали  игры-превращения, фокусы, занимательные опыты,  пополнили экспонатами  центр «Песочные фантазии».

3.Проект «Вот какие наши мамы» создал атмосферу праздника, дал детям и родителям представление о том, что каждый праздник имеет свою событийную историю и особенности, что есть у них и общие стороны: связь с окружающей природой, трудом людей, познакомил детей и родителей с традициями  праздника. Работа предварялась большой организационной подготовкой: совместными  творческими работами детей  и родителей, организацией  выставки рисунков  «Мамин портрет», разучиванием танцев, песен, стихов.

4. Приобщение  ребёнка  к  миру  взрослых, знакомство его с разнообразием профессий - одна  из  сложных  и  значимых  проблем  в  современной  жизни. Её решению помогла реализация проекта «Все работы хороши, выбирай на вкус» в подготовительной к школе группе.

Проведя  анализ  игровой  деятельности,  решая  годовые  задачи,  педагоги  поставили   цель – привлечь  родителей  к  обогащению  игровой  среды  и  общими  усилиями  помочь  детям                               « проникнуть»  в  мир труда  взрослых, расширить знания о том,   что  все  профессии  интересны и  доступны, что  любой  труд  важен  и  почётен.

5.Проект «Пальчики, ладошки-помогают крошке» в младшей группе ставил целью привлечь родителей к проблеме развития крупной и мелкой моторики у детей, что является важным моментом готовности ребёнка к школьному обучению, включить родителей в совместную игровую деятельность, дать возможность проявить творчество, фантазию при разработке картотеки пальчиковых игр.

Эффективной формой  работы детского сада  с родителями  являются детско-родительские акции. Как показала практика, такая форма работы наиболее интересна родителям, потому что позволяет без назиданий познакомить их с методами и приемами педагогического воздействия, погрузить родителей в среду гармоничного общения, создать единое образовательное сообщество для всех её участников.  Все  акции объединяет одно правило-сделай добро другому, и оно обязательно вернётся к тебе.  

Наши дети вместе с родителями  делали солнышко из маленьких детских ладошек с добрыми пожеланиями для всех сотрудников детского сада, родителям, делали кукол в подарок малышам. Важность и значимость доброго дела для каждого ребёнка будет полной, если рядом самые близкие люди, если ребёнок видит их заинтересованность, чувствует поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...