Консультация «Десять шагов на пути к письму»
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей и педагогов.

Тема: «Десять шагов на пути к письму»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyat_shagov_na_puti_k_pismu.docx393.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»

Консультация для родителей и педагогов.

Тема: «Десять шагов на пути к письму»

Подготовила: Чебанаш Екатерина Андреевна,  воспитатель

Дата ознакомления: 08.10.2019

Курсивное письмо – это связные ритмические координированные движения. Среди них можно выделить два основных вида. Во – первых это прямые или диагональные линии и соединительные штрихи. Рука отрабатывает нужный для написания буквы навык движения даже тогда, когда мы пишем каждый соединительный штрих отдельно.  Поэтому писать штрихи, соединяющие буквы в курсивном письме, нужно с учетом траектории движения руки, чтобы у ребенка выработался определенный навык.

Во – вторых, это овалы, или циклические движения. Следовательно, ребенок должен научиться свободно и четко писать вертикальные штрихи, наклонные линии, полуовалы и овалы. И хотя в курсивном письме почти нет горизонтальных овалов, следует помнить, что движения руки при написании горизонтальных штрихов такие же, как и при написании вертикальных.

Существует определенная последовательность выполнения и совершенствования разного рода движений при подготовке руки к курсивному письму.  Мы будем назвать ее шагами.

ПЕРВЫЙ ШАГ:       «Учимся правильно сидеть».

ВТОРОЙ ШАГ:        «Учимся правильно держать ручку и бумагу».

ТРЕТИЙ ШАГ:         «Учимся рисовать правильно прямые линии: вертикальные

                                 горизонтальные наклонные».

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ:  «Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии».

ПЯТЫЙ ШАГ:          «Учимся рисовать полуовалы – верхние нижние».

ШЕСТОЙ ШАГ:       «Учимся рисовать круги и овалы».

СЕДЬМОЙ ШАГ:      «Учимся рисовать зигзаги» (плавно передвигая руку).

ВОСЬМОЙ ШАГ:      «Учимся рисовать линии полуовалы овалы определенной

                                  величины» (вводим ограничительную линейку – строку).

ДЕВЯТЫЙ ШАГ:      «Знакомство с печатными буквами и учимся писать и правильно».

ДЕСЯТЫЙ ШАГ:     «Знакомимся с элементами письменных букв».

Параллельно не забывайте учить детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать свойство и различия; рисовать схемы и схематически изображать все, о чем идет речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать) сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки, а также вырезать различные фигуры, лепить, работать с мозаикой, мелкими деталями конструкторов и пр.

Несколько конкретных подготовительных советов

  • Перед каждым заданием объясните ребенку цель занятия: что предстоит сделать для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова, объяснив – обязательно покажите или выполните задание вместе.
  • Убедитесь, что ребенок понял ваши инструкции.
  • Соблюдайте последовательность заданий не торопитесь, не меняйте и не пропускайте шаги.
  • Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие.
  • Не забывайте, что дети пяти – шести лет лучше осваивают  все в игре.
  • Помните: продолжительность выполнения графических заданий не должно превышать 3 – 5 минут.
  • Не требуйте, чтоб ребенок работал на причину «делай, как я»; он может усвоить движения по – своему.
  • Не забывайте поощрять ребенка за правильно выпоенное задание, за старание и прилежание.

А теперь переедем непосредственно к обучению

ШАГ ПЕРВЫЙ

Учим ребенка постоянно правильно сидеть, держать ручку и лист бумаги. На первых порах даем ему возможность просто порисовать, не выполняя конкретное графическое задание. Просим ребенка зафиксировать внимание на том, как он сидит, держит карандаш, бумагу. (Чтобы помочь ему в этом, посадите его правильно, обведите цветным мелком контуры тетради, положение правой и левой руки – для него это будут ориентиры на первых порах.)

ШАГ ВТОРОЙ

Учим ребенка ставить точки, с которых начинается движения руки, затем – рисовать стрелочки, которые указывают, куда она движется, (Фиксируйте внимание ребенка на правильном направлении движения (по стрелке)и основном требовании: линии должны быть ровными, длину же штриха ребенок выбирает сам.)

Учим ребенка начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении куда показывает стрелка, а затем осваиваем более сложные движения, которые начинаются в определенной точке и заканчиваются в центре крестика. Отрабатываем эти умение, чтобы ребенок научился различать, понимать чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях и что он сам может координировать движения пальцев, кисти.

На этом этапе еще раз закрепляем у ребенка понимание того, где на листе бумаги «верх», «низ», «справа», «сбоку», «слева», что значит «вести руку направо», (по направлению стрелки) «налево», «вверх», «вниз», «направо вверх», «налево вниз», «закругляем вниз налево»  и т. д. – эти навыки помогут ему в дальнейшем при обучении в школе письму.

ШАГ ТРЕТИЙ

Учим ребенка нарисовать ровные, четкие линии, при систематическом выполнении заданий штрих станет и ровнее, и четче, а рука – увереннее. (Приучайте ребенка расслабляться после выполнения любого графического задания: разжать, расслабить пальцы кисть, ровно и глубоко вдохнуть – выдохнуть.) Если он напряженно держит ручку, штрихи у него неровные, неуверенные («дрожащие линии»), то ему еще рано выполнять графические движения. Не настаивайте на их выполнении, не подчеркиваете неловкость ребенка,  а постарайтесь, прежде всего, выяснить причины этих трудностей.

Если же проблема только в том, чтоб ребенок неправильно держит ручку и упорно настаивает на   неправильном, но более удобном и привычном для него способе, проявите твердость (разумеется, без крика угроз обид). Правильный взятый карандаш – это правильный упор,   более естественные движения, а значит хорошая основа для правильного письма.

  ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать такие линии – очень важный этап подготовки к письму. Именно параллельность всех штрихов придает письму (почерку) четкость, аккуратность способствует легкости его восприятия и чтения. Непараллельность штрихов – наиболее частное проявление нарушения почерка, но, как правило, дети не понимают, в чем дело, почему они «некрасиво» пишут, а взрослые не могут им объяснить. Стремление написать параллельные штрихи без понимания того, как это правильно сделать, а чисто «механическое», с помощью внешней ориентиров в виде косых направляющих в тетради или частой косой разлиновки с помощью трафаретов, которые подкладываются под лист (что очень вредит зрению), на практике не дает желаемого эффекта. Угол наклона штрихов у каждого человека в значительной степени определяется индивидуальными особенностями положения ручки, бумаги, различными нюансами письма, позой и т.д. Поэтому необходимо сначала, до написания букв, научить ребенка написать параллельные вертикальные, наклонные и горизонтальные линии.

Внимание!  Обязательно объясните ребенку, прежде всего, какие линии считаются параллельными. Используйте самое простое, доступное для него определение:  параллельные линии располагаются на одинаковом расстоянии  друг от друга и при продолжении не пересекаются, а непараллельные – пересекаются. Затем объясните, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные – слева направо, и покажите, как это делается. Это умение хорошо формируется и закрепляется в процессе выполнения разновариантных  упражнений по штриховке. не забывайте и в этом случае наглядно показывать ребенку нарушение параллельности.

ШАГ ПЯТЫЙ

Следующий этап – письмо верхних и нижних, правых и левых полуовалов с направлениями движений вправо и влево. При выполнении ребенком полуовалов обратите внимание на положение его руки и особо – на правильность опоры кисти (только на мизинец!). Для тренировки можно использовать задание «Дорисуй подсолнухи» или подобные ему.http://www.bilingual.ru/goods/enginpictures/drawing/images/flowers4.jpg

ШАГ ШЕСТОЙ

При выполнении же овалов и кругов обратите внимание ребенка на их различие, предложите ему мысленно вписать овал в прямоугольник, а круг в квадрат. На этом этапе обучения эффективны такие графические задания, как «Раскрути спираль» (движения от середины) и «Закрути спираль» (движения к середине). Выполнения таких заданий позволит ребенку почувствовать новые варианты свободных движений руки при манипуляциях карандашом или ручкой (следите за тем, чтоб он это сделал свободно, без опоры на мизинец и не меняя положение ручки).http://www.rostok-cher.ru/images/original/24249e2ef9b3097fd1019d6803e3a23b.jpghttp://olgasergeeff.ru/wp-content/uploads/2012/08/234.jpg

ШАГ СЕДЬМОЙ

При выполнении этих заданий ребенок научится свободно передвигать руку в строке с лево направо, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если он будет работать с более крупными графическими элементами: это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками», «лабиринты». проведите занятие по отработке этого навыка в игровой форме – предложите ребенку сначала «проехать» по широкой дороге, а потом, постепенно, - по узкой тропинке и по горной дороге. https://doc4web.ru/uploads/files/160/161331/hello_html_248701d5.gif

ШАГ ВОСЬМОЙ

Этот этап подготовки уже приближает ребенка к письму как таковому.  Написание буквы связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширены каждого графического элемента  (при обучения дети пишут на разлинованных листах). Поэтому им обязательное нужно объяснить, что такое строка, как располагаются элементы,  где середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, и где нижняя.

Конечно, рисовать и писать не ограниченные строкой вертикальные и горизонтальные линии легче, чем располагать их на строке, соблюдая определенную высоту и протяжность (ширину). Дети уже научились начинать движения в определенной точке, теперь им нужно научиться так же точно заканчивать его. Это новая задача. поэтому объясните ее ребенку, покажите, как надо выполнять задание, уточните, что должен делать. Для тренировки навыка видеть строку используйте и упражнение с рисованием овала.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ

Почти все дети  в возрасте пяти – шести лет знают печатные буквы и умеют их рисовать (не писать!), но, как правило, рисует (не пишут!), неправильно, коряво, штрихи несоразмерны, неверно соотношение элементов, очень часто отмечается зеркальное начертание многих букв и элементов. Вот почему так важно на этапе подготовки к курсивному письму научить детей писать печатные буквы, соотносить их со звуками, понимать, что буква – это условный знак, обозначающий звук. При подготовке детей к письму можно использовать специальную методику «дополнения» («достраивание») букв, которая позволяет совершенствовать зрительное восприятие и зрительно – моторную координацию ребенка.    

      ШАГ ДЕСЯТЫЙ

Переходить к последнему этапу подготовки к письму – освоению написания элементов письменных букв – до школы не рекомендуется. Это уже этап обучения письму. Прежде всего, нужно показать ребенку сходство и различие в начертании печатных и письменных букв, строчных и заглавных, а также букв, написанных разным шрифтом; объяснить, что основные элементы (части), из которых состоят буквы. При обучении учитывайте некоторую последовательность действий.

  1. Объясните, как пишется графический элемент (буква): в какой точке начинается движение, куда оно направлено, как изменяется траектория, где окончание движения (например, в овалах движение заканчивается в той же точке, где начинается).

Помните:  в вашем объяснении не должно быть ни одного или незнакомого слова. Нельзя использовать слова, не имеющие чётких значений, типа «чуть – чуть отступи», «немного не доводя». Предварительно объясните, что это значит.

  1. Не ждите, что ребенок выполнит все задания только по словесной инструкции, необходим показ движения.
  2. Следующий этап – замедленное выполнение под диктовку. Диктовка может отвлекать ребенка, который будет внимательно слушать ваше объяснение, от его собственного действия. Поэтому после объяснения и показа попросите ребенка «продиктовать» вам, что и как делать, при этом задание выполните вы.
  3. Повторение инструкции. Ребенок может сам выполнять действие или это действие выполняет взрослый «под контролем» и под инструкции ребенка.
  4. Самостоятельное выполнение действия ребенком. Элементы (части элемента), которые выполняются неправильно, следует разобрать и зафиксировать внимание на правильном способе написания и правильном результате. Действие выполняется под контролем взрослого, но при условии самостоятельной оценки ребенком правильности написания.

В заключение выделим то, чему должен научиться ребенок в подготовительный период обучения письму:

  1. правильно сидеть (правильная поза, положение тетради и листа);
  2. правильно держать ручку;
  3. четко дифференцировать строку (верхняя, нижняя, средняя линии), умение писать печатные буквы в строке;
  4. умение выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
  5. уметь писать основные элементы букв: вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево), овалы, линии с закруглением внизу и вверху;
  6. уметь хорошо различать и писать вертикальные (правые и левые) элементы;
  7. уметь выполнять связные ритмические движения (количество движений в цикле ребенок выбирает сам, темп работы не задается);
  8. уметь копировать сложные сочетания извилистых линий;
  9.  уметь скопировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
  10. уметь различать буквы, написанные  курсивом.

 

Литература: Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник» 2004 год №3,4,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"

"Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"- консультация для родителей по правилам дорожного движения, которая содержит в себе как памятки, так и рекомендации для родителей. Данную инфор...

Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”

Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”...

Информационный лист "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"

Оформленный информационный лист на тему "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге" для оформления стенда....

Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

В семье не жалеют времени на то, чтоб поиграть с ребенком, погулять,научить читать или рисовать, определитьего в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят 5 минут в день, полчаса в н...

Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге

Мы убеждены, что вы поддержите нас в стремлении уберечь детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. ...

Консультация для родителей "Познакомьтесь с букашкой! или 10 шагов на пути открытий"

Консультация для родителей поможет развить у воспитанников социально-бытовую ориентировку, так как из-за нарушенного зрения ребенок испытывает затруднение в восприятии окружающего мира и ориентировки ...

Консультация для родителе "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге".

Консультация для родителей детей подготовительной группы детского сада....