Главные вкладки

    Консультация для родителей "Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей детей 5-7 лет"
    консультация (старшая группа)

    Ачкасова Ольга Борисовна

    Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ  детский сад №42  Приморского района

     города Санкт - Петербург

    Консультация для родителей

    «Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей 5-7 лет»

    Подготовила воспитатель

     2 старшей группы:

    Ачкасова О.Б.

                                                                  2020

    Санкт - Петербург

    «Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей 5-7 лет»

    Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

    Для того чтобы ребёнок прочувствовал сказку, взрослый во время чтения должен выражать эмоции и  чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь
    Во время чтения или рассказа нужно вставать или сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. При чтении нужно следить за исполнением, восприятием и вниманием ребёнка, нужно видеть его лицо, жесты, мимику, как он меняется в процессе слушания, наблюдать за детьми какие моменты его взволновали. По отношению ребёнка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, что его волнует в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у ребёнка усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Это вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями оценками. Во время чтения ребёнок может выражать свои мысли, эмоции, полноценно переживать события сказки. Когда ребёнок ведёт себя активно, высказывается, радуется и предаётся печали, его эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений. После чтения необходимо побеседовать с ребёнком, чтобы выяснить его эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть чувства. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного.
    Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.).

    Не менее важно
     рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения и т. д., можно узнать, кто из героев сказки вызвал у ребёнка наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляет себе ребёнок тот или иной сказочный персонаж и т. д. Таким образом сказка, услышанная  из уст взрослых может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений .



    Можно попросить ребенка
     вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

    Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее
     драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).

    Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.

    Игры со сказками
    В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

    Отгадай название сказки
    Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

    Сивка… Мальчик…
    Гадалка… Дюй…
    Царевна… Золотой…
    Гуси… Конек…
    Крошечка… Мороз…
    Аленький… Красный…
    Доктор… Цветик…

    Заюшкина… Бременские…
     

    Что лишнее?

    Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
    Лиса, заяц, избушка,
    дворец, собака петух(сказка «Лиса и заяц»).
    Дед, бабка, внучка, репка,
     огурец (сказка «Репка»).
    Машенька
    , утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
    Емеля, старик, щука, сыновья, 
    лебедь, Марья-царевна(сказка «По –щучьему велению»).
    Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    Сказочная чепуха
    Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

    Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:
    Репка – «Вау!»
    Дед – «Я вам покажу!»
    Бабка – «Что тебе…»
    Внучка – «Прикольно».
    Жучка – «Сейчас сплю».
    Кошка – «Бубльгум».
    Мышка – «Выходи, подлый трус!».

    Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая- пребольшая.
    Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.
    Позвала бабка (…) внучку (…) . Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут – вытащить не могут.
    Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку, дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т.д.

    Использованы материалы  сайта http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7401

    Литература: 1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 с.80 (Модули Программы ДОУ).

    2. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2013 – 123 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

    Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

    Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

    Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

    Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...