Консультация для родителей "Что нам поможет в школе? Развиваем мышление, внимание, память"
консультация (подготовительная группа)

"
В данной консультации родителям предложены простые задания на развитие мышления, внимания и памяти. Родители могут делать упражнения в домашних условиях, что сможет подготовить детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx143.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что нам поможет в школе?

Развиваем мышление, внимание, память.

Картинки ДЕТИ (100 нарисованных КАРТОЧЕК про детей). | Семейная Кучка

Уважаемые мамы и папы!

Позвольте задать вам вопрос. С какой целью вы выбираете развивающие стратегии для своего чада? Не торопитесь с ответом, задумайтесь. Почему вы решили практиковать развивающие занятия в домашних условиях?

  • это хороший способ занять ребёнка;
  • это полезно для него;
  • это интересно для ребёнка;
  • это интересно для меня;
  • это помогает мне быть ближе к моему ребёнку;
  • это становится прочным фундаментом для нашего общения;
  • это помогает мне лучше понять моего ребёнка;
  • это сделает ребёнка успешнее в будущем;
  • это научит ребёнка мыслить.

Вариантов ответа может быть много. Тут нет правильных и неправильных. Мы не на экзамене. Мы живём. Жизнь многогранна. Ежедневно она ставит перед нами множество задач, требующих решения. И чем более развитым мышлением мы обладаем, тем проще нам найти решение эффективное и удобное, тем легче мы справляемся с любыми задачами и трудностями, тем насыщеннее, богаче, ярче, интереснее и успешнее становится наша жизнь.

Сегодня мы предлагаем 5 несложных, но очень интересных игр-упражнений в копилку родителей, которые хотят развивать мышление дошкольника.

Упражнение 1: «Кладоискатели»

Упражнение формирует основы ориентирования в пространстве, прививает навык считывания схематичного плана, стимулирует развитие образного мышления.

Предложите ребёнку стать кладоискателем. Для этого вместе с ним или заблаговременно начертите карту той местности, где планируется игра. Это может быть небольшая полянка в вашем любимом парке, детская площадка во дворе, отдельная комната в вашем доме или весь дом целиком. Чем старше ребёнок, тем больше может быть карта. Для малышей, конечно, лучше ограничиться небольшим помещением или открытым участком с малым количеством объектов. Затем спрячьте реальный предмет в местности, изображённой на карте. Сделайте на карте отметку. Ребёнок должен найти «клад».

Версий этого упражнения масса.

  • Поменяйтесь местами с малышом (он прячет и отмечает, а вы ищете).
  • Играйте с несколькими детьми, приправив выполнение упражнения азартом соревновательного момента.
  • Выберите в качестве клада любимое угощение ребёнка, которое победитель получит в качестве реального десерта после обеда.
  • Придумайте вместе с ребёнком историю, почему клад оказался потерян.

Упражнение 2: «Куда спрятать»

Упражнение развивает воображение и речь, тренирует способности к узнаванию и сопоставлению, стимулирует креативное мышление.

Выбираете любой объект, живой или неживой. Задача ребёнка — придумать, куда этот объект можно спрятать.

Например:

  • Куда мы спрячем папу? Папа поместится в карман?
  • Папа поместится в шкаф?
  • Папа поместится в мамину сумочку?
  • Папу можно спрятать в кладовой?

Упражнение, как правило, вызывает массу восторга. Задавайте вопросы поочерёдно. Предоставьте ребёнку возможность «покреативить», придумывая самые невероятные места, куда можно спрятать папу. В следующий раз «прятать» можно любимую машинку, мамино колечко, телевизор, самолёт… Ни в чём себе не отказывайте 🙂

Упражнение 3: «Угадай что»

В эту игру вы наверняка с удовольствием играли в своём детстве. Правда, тогда вы вряд ли задумывались, что в процессе угадывания вы развивали целенаправленность мыслительного процесса и стимулировали познавательную активность.

Напомним правила.

Ведущий прячет некий объект, а участники должны при помощи наводящих вопросов выяснить, что же спрятано. Если предмет маленький, спрятать его можно в ладонях. Можно прятать крупные предметы в коробке или непрозрачном мешке.

Цепочка наводящих вопросов должна привести к правильному умозаключению:

  • Это съедобное? Да!
  • Это овощ? Нет!
  • Это ягода? Да!
  • Это черешня? Да!

Если бы на первый вопрос был ответ «нет», то второй вопрос теряет смысл. По аналогии, теряет смысл четвёртый вопрос, если ответ на третий отрицателен.

В этом упражнении можно задавать вопросы так, чтобы ответ был только «да» или «нет». Можно задавать вопросы, требующие развёрнутого ответа (описывать вид, категорию, свойства спрятанного объекта, но не называть сам объект). Можно меняться ролями с ребёнком или играть с группой детей.

Упражнение 4: «Данетки»

Это упражнение, по большому счёту, очень напоминает предыдущее. Но его настолько удобно использовать в ситуации, когда экстренно всплывает необходимость увлечь ребёнка чем-то спокойным и интересным, что не рассказать о нём в данном материале было бы непростительным упущением.

Суть игры в следующем: нужно отвечать на вопросы, не используя запретные слова. Обычно под запрет попадают «да» и «нет», но вы можете придумать свой список стоп-слов. Задача ведущего — вывести игрока на слово из списка запретных. Игрок, в свою очередь, должен сопротивляться.

Пример:

  • Сегодня солнечная погода? На улице пасмурно!
  • Ты хочешь пойти гулять? Конечно!
  • Ты пойдёшь на улицу в своей любимой яркой курточке с паровозиком? Да!

После запретного слова игра останавливается. Можно поменяться ролями ведущий/игрок, придумать для проигравшего какой-то штраф или ввести иные элементы, добавляющие упражнению ещё большей увлекательности. Как показывает опыт, при развитом мышлении, хорошем словарном запасе и высокой скорости реакции игра может продолжаться очень долго. Очередь к любимому стоматологу пролетает так быстро, что даже испугаться не успеваешь.

Упражнение 5: Плоский конструктор

Для следующего упражнения заранее подготовьте комплект вырезанных из плотного картона геометрических фигур. Треугольники, прямоугольники, квадраты, фигуры произвольной формы должны быть представлены в разных цветах и размерах. Из имеющихся деталей ребёнку нужно собрать некую плоскую конструкцию, рисунок.

развитие мышления у ребёнка 6-7 летПользу этого упражнения невозможно переоценить:

  • изучение многообразия геометрических фигур;
  • закрепление понятий «большой» и «маленький»;
  • развитие памяти и внимательности;
  • развитие графических навыков;
  • тренировка пространственного мышления.

Реализовать упражнение в форме игры можно по-разному:

  • Вместе с ребёнком сложите несколько произвольных рисунков. Например, домик и паровозик. Накройте образец так, чтобы ребёнок его не видел, и попросите малыша воспроизвести рисунок самостоятельно.
  • Продемонстрируйте готовый образец, спрячьте его и попросите ребёнка повторить увиденное.
  • Предложите ребёнку из имеющихся фигур изобразить заданные объекты. Пусть малыш сделает, например, машинку. При этом образец не предоставляется. Это уже более высокий уровень упражнения, который отлично развивает воображение и творческое мышление.
  • Предоставьте малышу полную свободу действий. Пусть он выкладывает фигуры в целые полотна, попутно рассказывая вам, что у него получается. Не подавляйте полёт фантазии и не загоняйте юного творца в унылые рамки традиционных образов.

Советы

  1. Упражнения ориентированы на детей 6-7 лет, но интересны они будут и ребятам младшего дошкольного возраста. Просто адаптируйте правила под малыша, давайте ему больше подсказок и поддержки.
  2. Не забывайте: эффект занятий достигается при условии, что работа выполняется с некоторым усилием, напряжением. Чтобы развиваться, нужно поддерживать тонус.
  3. Развивайте своего ребёнка, учите его мыслить нестандартно, креативно, творчески и критически. Развивайте его логику, расширяйте кругозор, обогащайте чувственный опыт. Поверьте, это выгодные инвестиции в будущее вашего наследника.
  4. Не нужно подходить к упражнениям с ответственностью сурового наставника. Это прежде всего увлекательная игра. Должно быть интересно и ребёнку, и вам. Смело меняйте правила, вносите любые поправки. Главное, получайте удовольствие от самого процесса.
  5. Активно используя для развития ребёнка интересные, занимательные упражнения, приучайте его к мысли, что учёба — это весело и увлекательно.

Развиваем внимание у детей

 Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Старшие дошкольники ( младшие школьники ) легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

 

https://logiclike.com/files/media/hx/37/zl4mppv0_5c5040f8cbfbf.png

 

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Также можно использовать:

  • загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
  • логические задачи;
  • соты и судоку;
  • логические и пространственные головоломки.

Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.

Развиваем память у детей

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает  прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик.  Так же у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Двигательная память

Повтори движение. Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни. Приготовьте листок бумаги, простой  карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции. Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями.  Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова.  Так же отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— разучивание песен

— составление рассказов с опорой на картинку

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма

— упражнение «Запомни пару слов». Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок.  Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество.  Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте.  Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только развивать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание развитию психических функций на разных возрастных этапах.

Гармоничного развития вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"

Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...

Буклеты для родителей "Развиваем, играя. Внимание. Восприятие. Мышление. Память. Речь." I и II части

Буклеты в формате pub для родителей "Развиваем, играя. Внимание. Восприятие. Мышление. Память. Речь." I и II части: в буклетах дано небольшое описание данных познавательных процессов и представлены иг...

"Развиваем память, мышление, внимание у дошкольников"

Рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию памяти, мышления, внимания у детей дошкольного возраста....

Консультаци для родителей "Игры в кругу семьи - развиваем мышление"

Уважаемые родители!Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку  развить мышление, память, внимание.Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в ...

Консультация для родителей «Развиваем внимание, память, мышление детей 6–7 лет с задержкой психического развития»

Предлагаемые в данном материале игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоя...

Консультации логопеда для родителей и воспитателей "Как развивать слуховое внимание детей"

Консультации для родителей и воспитателей "Как развивать слуховое внимание детей" содержат подборку интересных игр и упражнений на развитие слухового внимания, важной особенности человека, б...

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды); Развив

Социально-коммуникативноеразвитие1.Дать возможность детям научиться слушать и понимать речь других людей, через «Детский совет».2.Формировать положительное отношение к окружающему миру, др...