Музыкально - ритмические игры в детском саду. Сказки - шумелки.
консультация

Елена Владимировна Власова

Автором представлена консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко

Музыкально – ритмические игры в детском саду. Сказки-шумелки

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказки-шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития речи и внимания у детей дошкольного возраста. Такие сказки дети очень любят, ведь малыши сами участвуют в процессе их создания. «Шумовое» сопровождение не требует особых музыкальных навыков. 

Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также музыкальный слух, ритм, память. Звучащие сказки – это одновременно и восприятие художественной литературы,  музыкальная деятельность, игровая и коммуникативная.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.  

Как работать со сказкой – шумелкой?

Знакомство со сказкой начинаем с чтения или просмотра мультфильма. Затем выбираем музыкальные и шумовые инструменты для озвучивания. Обязательно выделять в тексте паузы для звукоподражания и музицирования. Предлагаем детям выбрать музыкальные инструменты,  и опробовать их звучания. И наконец, озвучиваем сказку.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков. Что же такое шумовые инструменты? В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.  Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками: пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан.

  Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. 

Все кажется очень просто, но не стоит забывать, что сказка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и «поиграть» на нем.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы ваш рассказ, и шумовое оформление заинтересовали  детей.  Во время исполнения говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы, чаще глядите детям в глаза.
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу, идеи. 
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением. 
Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Дети должны научиться бережному обращению с инструментами, после занятий положить их на место.

Вот несколько несложных сказок – шумелок.

«Зима в лесу»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)        

И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону )

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

 «Медведь»


«Шел однажды медведь по лесу (барабан).

Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска)

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). 

Завыл медведь, застонал.(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан). 
–Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук  (барабан)  

И начал его пилить. (тёрка)
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.(барабан) 

Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Так же можно детям предложить озвучить любую знакомую сказку, например:

«Три поросенка»

Жили-были три маленьких поросёнка, три брата. Целыми днями они бегали, (ксилофон)

прыгали  по лужам (металлофон)

и выкапывали из земли вкусные корешки. (маракас)

Но наступила осень, и стал часто идти дождь. (треугольник)

Поросята мокли и мёрзли.

Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней.(барабан)

Средний брат построил себе домик из дощечек. (ксилофон)

А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех. (трещетка)

 А потом  пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой  волка. (повыть: у-у-у)

Волку  захотелось есть, и он побежал за  младшим поросёнком. (колотушка)

Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: (голос: рррррр)

В дверь застучал. (барабан)

Волк подул! (подуть)

И соломенный домик разлетелся! (трещетка)

Поросёнок бросился бежать, (колотушка)

а волк  за ним! (барабанить пальцами по барабану)

Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь! (удар в бубен)

Волк подбежал к дому и зарычал, (голос: рррррр)

В дверь застучал. (барабан)

Волк подул!! (подуть)

И деревянный домик развалился! (ксилофон глиссандо)

Поросята бросились бежать,(колотушка) 

а волк за ними! (барабанить пальцами по барабану)

Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь! (барабан)

Волк подбежал к дому и зарычал, (голос: рррррр)

в дверь застучал, (барабан)

волк подул! (подуть)

Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней. (подуть)

Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!! (подуть)

Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.

 Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на  крыше.(бубен)

Они сняли крышку с большого котла, (тарелки)

а в котле грелся суп.

Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз! (ксилофон глиссандо нисходящее)

Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом! (тарелки)

Волк выпрыгнул из котла! (барабан)

Выскочил из дома!

(ксилофон глиссандо восходящее)

Побежал в лес! (барабанить пальцами по барабану)

И поросята его больше никогда не видели!


А можно предложить детям придумать сказку самим. Для детей это очень увлекательный и интересный процесс. Они с удовольствием используют сказки-шумелки в самостоятельной деятельности. Ребята разыгрывают такие сказки за столами и на полу, учатся сами подбирать звучащие предметы для своей истории.

Таким образом, в процессе работы стало заметно, что дети сотрудничают друг с другом, придумывая сказки. Они с удовольствием играют на музыкальных инструментах, распределяя роли между собой. С помощью звучащих сказок они стали с большой активностью включаться в совместное музицирование. Детей вдохновляет то, что они могут создавать что-то новое и интересное все вместе.

Интернет источники:

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/17994

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/14/kartoteka-skazki-shumelki-dlya-samostoyatelnoy-deyatelnosti

https://multiurok.ru/files/skazki-shumielki-kak-innovatsionnaia-forma-muzykal.html

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskaia_kopilka_skazki_shumielki_na_muzykal_nykh_zaniatiiakh

https://egorova-dmdou11.edumsko.ru/articles/post/1945701

Музыкальный руководитель: Власова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическое занятие в детском саду

Программные задачи и репертуар занятия.Порядок проведения занятия....

Музыкально -ритмические занятия в детском саду.

Мурзахметова Жанна Юрьевна.Музыкальный руководитель.Детский сад №114. Тверь....

Музыкально- ритмические движения в детском саду.

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец- это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точ...

Музыкально-ритмические движения в детском саду

Развитие музыкально ритмических движений способствует  гамоничному развитию личности ребенка....

Музыкально-ритмические движения в детском саду

консультация для музыкальных руководителей и воспитателей...

Музыкально-ритмические игры в детском саду И

В данной публикации рассматриваются различные варианты ритмических игр на музыкальных занятиях в ДОУ...