Игра как метод развития пространственных представлений у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Новикова Елена Анатольевна

Методическая консультация по использованию дидактических игр в процессе формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

        Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

        Дошкольный курс формирования у детей элементарных математических представлений состоит из нескольких разделов: арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий, к которым относится формирование пространственных представлений.

        Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относятся к таким методам. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

        Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

        Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять пространственные представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

        Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования пространственных представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию пространственных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования пространственных представлений.

По характеру познавательной деятельности игры, формирующие пространственные представления, можно разбить на группы.

  1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.». Затем вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

  1. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

  1. Дидактические игры и упражнения

Например: «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.

При проведении этих игр нельзя забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать их учащимся. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

        Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе формирования у дошкольников пространственных представлений игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Игры на развитие пространственных представлений у дошкольников

Развитие оптико пространственных представлений у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на речевую и познавательную деятельность, а также на процесс обучения ребёнка, особенно овладение...

Картотека "Нейропсихологические игры для развития пространственных представлений у дошкольников"

Картотека "Нейропсихологические игры для развития пространственных представлений у дошкольников"...

Нейропсихологические игры для развития пространственных представлений у дошкольников

Нейропсихология изучает, например, как мозг и нервная система влияют на поведение человека — и наоборот: как ощущения в теле влияют на тот же мозг и нервную систему. ...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...

Картотека «Нейропсихологические игры для развития пространственных представлений у дошкольников»

Комплекс игр и упражнений «Поиск клада»Цель: игра направлена на освоение пространства с опорой на схему собственного тела. Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля за сво...