Мастер-класс для родителей "Волшебный мир шахмат"
методическая разработка

Адамова Ольга Ивановна

Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;

- формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Волшебный мир шахмат»

Мастер-класс подготовила:

воспитатель МКДОУ д/с «Ёлочка»

Адамова Ольга Ивановна

Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;

- формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

Оборудование и материалы: видеопроектор, компьютер, шахматное поле, магнитная шахматная доска, шахматный кубик, мольберт, «Волшебный мешочек», указка.

Ход мероприятия

Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка.

Да, да и еще раз да. Шахматы это универсальный тренажер для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые я использую  при обучении детей игре в шахматы.

1. Воспитатель: - Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Моя цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

-Итак, рассмотрим некоторые приёмы.

- Посмотрите внимательно на шахматную доску и скажите, из чего она состоит. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски.

2. Воспитатель: - Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

- У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки - белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

- Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

- Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

- Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок - и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

- Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

- Король - самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

- Ферзь - это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

- Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

- В результате все фигуры занимают свои места.

3. «Загадки из шахматной шкатулки».

Воспитатель: - Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка?

- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

- Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Воспитатель: - Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.

- Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что вы «прикоснулись к прекрасному». В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебный мир шахмат» ШАХМАТНАЯ АЗБУКА Выполнила: воспитатель Адамова О.И.

Слайд 2

Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления». ( Г.Клаус )

Слайд 3

Познавательная деятельность Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Шахматы – настольная игра с многослойной логикой и своим игровым миром, живущим по строгим и, казалось бы, незыблемым законам. Партия течет спокойно и неторопливо, и вдруг взрыв, удар молнии – жертвуется одна фигура, вторая… На ровном месте возникает стремительная и сокрушительная матовая атака. Всего несколько ходов, а как изменилось течение игры! Армия противника в панике, и вражеский король вынужден склонить голову. Это и есть высшая логика шахматной игры и ее очарование! Вот что такое шахматы. Давайте и мы попробуем освоить азы этой замечательной игры.

Слайд 4

Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Слайд 5

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные. Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний воспитанников используются дидактические задания. «Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей»

Слайд 6

ИГРА В ШАХМАТЫ РЕШАЕТ ЗАДАЧИ 1)Расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать. Развивает изобретательность и логическое мышление. 2)Вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 3)Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Слайд 7

1.

Слайд 8

- Итак, следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, процесс обучения шахматам осуществляю в несколько этапов. 1. Знакомство с шахматной доской. Цель: овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле. 2. Знакомство с фигурами и пешками. Здесь можно использовать стихи, игры, сказки. Например - сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя. Можно поиграть в «ладью» , рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках используются разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются». 3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией. 4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе учимся решать различные задачи и этюды, знакомимся с дебютом и волшебным миром комбинаций. 5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Игроки познают дух соперничества и соревнования.

Слайд 9

Шахматная доска

Слайд 10

Шахматная доска

Слайд 11

Шахматная доска 64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных.

Слайд 12

Линии Восемь рядов идут слева направо. Эти ряды обозначены цифрами и называются горизонталями . Положи палец на любую клетку возле левого края доски и проведи пальцем по всем клеткам слева направо — он «прошёл» по дорожке из восьми клеток. Это горизонтальная линия.

Слайд 13

Линии Столбики клеток на шахматной доске, идущие снизу вверх, называются вертикалями . Вертикали обозначаются латинскими буквами . Такие же дорожки ведут от тебя в сторону противника. Они называются вертикальными линиями. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. Проведи пальцем по каждой вертикали.

Слайд 14

Диагональ Диагонали бывают белые и черные . * самая большая диагональ -8 полей. (Белого или чёрного цвета) * Самая маленькая диагональ имеет 2 поля (Белого или чёрного цвета)

Слайд 15

Центр

Слайд 16

Парад шахматных фигур Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия

Слайд 17

Игра «Куча-мала»

Слайд 18

Игра «Волшебный мешочек»

Слайд 19

Уважаемые родители! Учите своего ребенка шахматам, и, если даже он не станет впоследствии чемпионом мира или сильным гроссмейстером, хотя и это не возбраняется, систематические занятия и игра дадут много положительного в развитии интеллекта ребёнка. Если Вы сумеете увлечь его этой древней военной игрой и сделать со временем любимым занятием, то подарите на всю оставшуюся жизнь изумительное хобби. В каком ещё виде спорта возможно такое соединение искусства, науки и состязательности, да к тому же без ограничения возраста! Не забудьте! В начале знакомства с шахматами Вы должны внушить Вашему ребёнку, что это всего лишь игра, и никогда нельзя расстраиваться из-за проигрыша.

Слайд 20

Спасибо за внимание

Слайд 21

Литература: Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. Сухин И. Шахматы Полный курс для детей большой самоучитель для детей. –М: Издательство АСТ, 2016. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. – М: Поматур , 2000 . Интернет-ресурсы: Сайты: infourok.ru : https ://infourok.ru/prezentaciya-pedagogicheskaya-masterskaya-uchimsya-igrat-v-shahmati-igrovie-situacii-dlya-doshkolnikov-1222009.html urokinachalki.ru : https :// urokinachalki.ru/prezentaciya-uchimsya-igrat-v-shahmati-igrovie-situacii-dlya-doshkolnikov-380.html Сайт « Советы.ру » http://isoveti.ru/dlya-mam/obuchaem-malenkogo-rebenka-igre-shaxmaty.html Шахматный клуб «Стратегия» http://stchess.ru/new-page3/new-page31.html Картинки Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» http://isoveti.ru/raznoe/uchim-rebenka-pravilam-igry-v-shaxmaty.htm https:// infourok.ru/shahmatnaya-doska-shahmatnie-figuri-2484468.html Шахматная доска http://www.sunhome.ru/UsersGallery/wallpapers/89/16204503.jpg http://blog.kp.ru/users/2763549/post228533678/ Шаблон - https:// easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_shakhmatnaja/457-1-0-5760


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей воспитанников подготовительной группы по обучению игре в шахматы.

Познакомить родителей воспитанников с правилами игры в шахматы, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.

Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....

Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»

В наше время  родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся...

Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»

Методическая разработка представляет собой сценарий мастер -класса целью которого является мотивация родителей к совместной с детьми игре в шахматы....