Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»
материал (старшая группа)

Шемякова Людмила Николаевна

В наше время  родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в  ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций ,крайне необходимы для будущих  представителей  многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_shahmaty.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Сказка»

Мастер – класс

«Обучение дошкольников игре в шахматы»

Подготовила:

Воспитатель:

Шемякова Л. Н.

Мегион 2019 г.

Цель: Познакомить педагогов  с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.
  2. Формировать умение играть в шахматы.

Оборудование и материалы:

Видеопроектор, компьютер, шахматное поле, магнитная шахматная доска, мольберт, диаграммы,  атрибуты для игр (шапочки с шахматными фигурами, игрушечные мухоморы, домик шахматных фигур, стрелки, цветные фишки, набор магнитных шахматных фигур).

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребёнку увлекательный мир шахмат.

Приступая к обучению детей нужно взять за правило три обстоятельства.

Во-первых, занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере.  Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – это задача первоначального обучения.

Во- вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребёнка с изучаемым материалом.  

В – третьих, особенно на первых порах не забудьте…сказку. Ведь: «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…»

Работа по обучению дошкольников игре в шахматы выстроена поэтапно. Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца происходит исключительно в игровой форме.

На первом этапе обучения, который направлен на знакомство с шахматной доской,  я использую игры:

  • «Собери доску»
  • «Прогулка по шахматным улицам»
  • «Подъем на лифте»
  • «Ракеты на старте»
  • «Раскрась шахматную доску»
  • «Назови поле»

С первого знакомства с шахматной доской дети обучаются навыкам схематизации. С этой целью шахматная доска представлена в трех вариантах: демонстрационные шахматы, на которых объясняет воспитатель; реальные шахматы, на которых работают дети и графическая модель шахматной доски. Хочу отметить, что все предложенные игры могут проводиться как на шахматной доске, так и на диаграмме.  

Второй этап обучения игре в шахматы - знакомство с шахматными фигурами и их положение до игры.

  • «Чудесный мешочек»
  • «Что изменилось»
  • «Прятки»
  • «Шахматная репка»
  • «Что общего»
  • «ШахматнаяДа, Нет-ка»

Закрепить  положение фигур позволяют игры:

  • «Фигуры – почтальоны»
  • «Домики для фигур»
  • «Кто быстрее и точнее»
  • «Чей домик?»
  • «Мяч»

Освоить важнейшую тему  - «возможности  фигур» - детям помогают следующие игры:

  • «Игра на уничтожение»
  • «Один в поле воин»
  • «Лабиринт»
  • «Перехитри часовых»
  • «Кратчайший путь»
  • «Захват контрольного поля»

Заключительный этап  направлен на понимание цели  шахматной партии:

«Шах или не шах»

«Дай шах»

«Пять шахов»

«Защита от шаха»

«Мат или не мат»

«Первый шах»

«Найди лишнюю»

Эти игры я использую в организованной деятельности, как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Сегодня у меня появилась возможность поделиться с вами педагогическими находками в деле обучения дошкольников игре шахматы.

Итак,  предлагаю вам окунуться в волшебный мир шахмат. Приглашаю 2 участника. Присаживайтесь.

Знакомить детей с игрой мы начинаем с шахматной доски.

Вся в квадратах — белых, чёрных — деревянная доска,

а ряды фигур точёных — деревянные войска.

Смотрите! Вот дана доска

64- магических квадрата,

На ней, по мере сил своих

Ведут сражения ребята!

Посмотрите внимательно на неё и скажите, из чего состоит шахматная доска?  На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим  линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Правильное положение доски - белое поле находится справа внизу.

Предлагаю вам попробовать собрать шахматную доску. Подходите к мольберту.

Игра «Собери доску».

Уважаемые педагоги, вам необходимо собрать шахматную доску, чередую белые и чёрные  поля, будьте внимательны. Вам также необходимо обозначить вертикали латинскими буквами (a, b, c, d, e, f, g, h), а горизонталь цифрами от 1до 8. В нижнем правом углу должно быть белое поле. Соблюдено ли это правило у вас? Замечательно, вы были внимательны. Эта игра развивает умение ориентироваться на шахматной доске, внимание и способность действовать по правилам.                                                                                                          

Теперь пора познакомиться с жителями шахматного королевства.

У него большая роль,
А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и  … (слон)

Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Представляю вашему вниманию игру «Волшебный мешочек»

Уважаемые коллеги! Шахматные фигуры спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если только вы с каждой поздороваетесь и  назовете по имени. Как обычно здороваются люди? Правильно, жмут друг другу руки. А вы, с помощью рук, попробуйте угадать, какая фигура здоровается с вами, и позовите её по имени.  Вы  справились с заданием. Было сложно отгадать?

Эта игра используется  для закрепления названий фигур и развития восприятия через тактильные ощущения.У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.

Для изучения возможностей фигур я использую игры с шахматным материалом. Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в игре «Шахматный лес». Приглашаю 2 участников. Прежде чем начать играть, хочу познакомить вас с ходом ладьи.

Ладья двигается по шахматной доске вперед, назад, вправо и влево на любое количество полей. То есть по горизонталям и вертикалям. Перепрыгнуть через другие фигуры ладья не может.

Итак, условие этой игры такое:    Ладья  живет в доме в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ладье ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы она не может. Теперь распределим роли. Кто угадает в какой руке фигура, тот и поведёт её до дома.

Обращается к первому игроку.

 Поставьте домик ладьи  и посадите  в шахматном лесу мухоморы, а стрелочкой  покажите вход в шахматный лес.

Обращается к другому игроку

 Итак, вы поможете ладье добраться до дома.  Вот вам стрелочки, чтобы вы могли выложить дорожку . Спасибо, присаживайтесь..                                                                                          

Данная игра предназначена для закрепления хода фигур,  а так же развивает у детей внимание и наблюдательность. Играть в нее можно 2 игрокам, а можно командами.

Рефлексия

В завершении нашего путешествия по королевству шахмат предлагаю дополнить высказывания шахматных фигур, варианты:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

     Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального  развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре. Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что  «прикоснулись к прекрасному».

Благодарю всех за участие.

Литература:

  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  2. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
  3. И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
  4. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
  5. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы

Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....

Мастер-класс "Обучение дошкольников игре не блокфлейте"

Мой мастер-класс был всем интересен,Он детям доступен, понятен и нов!Я всех призывала:«Скорей, овладейте!» -«Обучение дошкольников игре на блокфлейте» Флейта – сказо...

Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"

Шахматы   - это не увлечение, шахматы - это жизнь....

Семинар-практикум для педагогов «Обучение дошкольников игре в шахматы»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....