Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"
статья (старшая группа) на тему

Алиева Гавар Хасановна

Шахматы   - это не увлечение, шахматы - это жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alieva-_statya_iz_opyta_raboty_shahmaty_.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: обучение дошкольников игре в шахматы

Алиева Гавар Хасановна,

воспитатель МАДОУ ДС№34

«Дюймовочка», г. Нижневартовск

Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки. Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Занятия шахматами —  это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только пользу, но и удовольствие ее участникам и зрителям.

 Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

В программе развития нашего дошкольного образовательного учреждения стоит такая цель, как реализация способностей каждого ребенка через разные виды деятельности, обусловленные индивидуальной активностью. Для раскрытия потенциала дошкольников организованы различные дополнительные образовательные услуги, которые предоставляются в форме кружковой деятельности. Программа кружка «Юный шахматист» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе методического пособия В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

  1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
  2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
  3. Активизировать мыслительную деятельность.
  4. Развивать внимание, память.
  5. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.

Ожидаемые результаты:

  • Сформированы знания по овладению основных шахматных понятий;
  • Сформировано умение применять элементарные правила игры на практике;
  • Активизированы познавательные процессы:  память, наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
  • Сформированы эмоционально-волевые качества.

Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы по обучению детей  игре в шахматы «Юный шахматист»

Кол-во

детей в группе

Количество занятий на группу

в неделю

в месяц

8

2

 (1ч)

8

 (4 часа)

Дополнительная образовательная платная услуга для старших дошкольников по обучению детей игре в шахматы, кружок «Юный шахматист», проводится воспитателем высшей квалификационной категории 2 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся с группой детей (8 человек) в игровой форме длительностью 30 минут.

        Наряду с занятиями проводятся викторины, соревнования и досуги, посвящённые шахматам.

        Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.

        Программа по обучению детей игре в шахматы рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя четыре раздела, на основе которых строится обучение детей игре в шахматы.

  1. История возникновения игры в шахматы.
  2. Знакомство с фигурами и их назначением, шахматной доской.
  3. Правила игры.
  4. Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций.

        Игровые занятия зпервого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием «шахматы», с шахматной доской и фигурами.

         На втором этапе обучения дошкольники получают представления о возможностях фигур, изучают шахматный алфавит, названия полей.

        На третьем этапе обучения дети учатся решать несложные шахматные задачи, разыгрывают мини-партии.

        Реализация данной программы способствует развитию у детей мышления, восприятия, усидчивости, формирует самостоятельность при принятии решений, умение доводить начатое дело до конца.

        Поскольку подготовка к соревнованиям, как правило, проходит в индивидуальном порядке, требуется отличная самоорганизация и работоспособность.

        В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, дидактические игры и задания, игровое состязание, шахматный турнир и другие.

Перед формированием групп проводятся собеседование, тестирование детей, чтобы определить уровень подготовки каждого из них.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать  переутомления.

Список литературы

  1. Гришин В.Г. Методическое пособие. Книга для воспитателя детского сада.
  2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр, 1979.
  4. Саркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение дошкольников основам компьютерной грамотности в процессе реализации программы «Развитие» Л.А. Венгера"

Основная цель проводимой работы – разумное внедрение компьютера в дошкольное учреждение, основанное на требовании приоритета развития личности каждого ребенка....

Доклад (из опыта работы) "Обучение детей рисованию и лепке в игре"

В своем опыте я поделилась методами и приемами обучения детей рисованию и лепке в домашних условиях....

Выступление из опыта работы "Обучение старших дошкольников сочинению сказок"

Сочинение сказок - эффективное средство развития речи дошкольников...

Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

Сообщение из опыта работы  «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...

Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"

презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...

Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"

Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников....