Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
методическая разработка (старшая группа)

Федорова Татьяна Викторовна

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

          Задачи:

          Образовательные:

  • Развивать умение детей выступать в роли экскурсоводов
  • Закрепить умение рассказывать об истории возникновения хохломского промысла, об основных элементах хохломской росписи и изделиях хохломской росписи.

Развивающие:

  • Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

              Задачи:

              Образовательные:

    < >Развивать умение детей выступать в роли экскурсоводовЗакрепить умение рассказывать об истории возникновения хохломского промысла, об основных элементах хохломской росписи и изделиях хохломской росписи.Развивающие:

     

    < >Совершенствовать  диалогическую речь, развивать связную речь, умение логически правильно строить предложение. Развивать интерес к изучению народных промысловВоспитательные:

     

    < >Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать и не мешать другим детямВоспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцевРазвивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать и не мешать другим детям
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Я – экскурсовод»

(в Мини – музее «Золотая Хохлома»)

        Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

          Задачи:

          Образовательные:

  • Развивать умение детей выступать в роли экскурсоводов
  • Закрепить умение рассказывать об истории возникновения хохломского промысла, об основных элементах хохломской росписи и изделиях хохломской росписи.

Развивающие:

  • Совершенствовать  диалогическую речь, развивать связную речь, умение логически правильно строить предложение. 
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать и не мешать другим детям
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

        Ход НОД

Доброе утро! Мы очень рады видеть вас в нашем музее. Наш мини - музей называется «Золотая Хохлома». В нашем музее представлены разнообразные предметы Хохломской росписи.

Воспитатель:

Сегодня экскурсоводами будут наши дети. Они познакомят вас с видом народного промысла Хохломой, с основными элементами и изделиями Хохломской росписи. расскажут об истории возникновения Хохломского промысла, Я думаю наша экскурсия будет познавательная и интересная.

 Ангелина

Наш музей открыт для всех,

Каких здесь предметов только нет

Есть и ложки и кувшины

И тарелки и подносы

И стаканчики, игрушки

И свистульки. господа.

Наш музей открыт лишь днем,

  Приходите, мы вас ждем.

- Как волшебница Жар-птица

  Не выходит из ума

  Чародейка – мастерица,

  Золотая … Хохлома.

Сегодня мы познакомимся с работой мастеров деревянного промысла. Я приглашаю вас на экскурсию в наш мини-музей «Золотая Хохлома».

- А почему Хохлому называют золотой мы с вами узнаем немного позже

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

А, как же начинался этот удивительно красивый промысел? Об этом у нас знает Эвелина и она сейчас об этом расскажет.

Рассказывают, жил в давние  времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы  дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.

Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

 

Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. В селе Хохлома делают посуду из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Посуду изготавливали и во многих окрестных сёлах, а затем свозили в Хохлому. И уже оттуда она отправлялась на ярмарки.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда 

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Давайте и мы с вами рассмотрим изделия хохломских мастеров

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин,

Маки солнечного света

И ромашки луговин.

Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая  она яркая, нарядная. Это хохлома    

Какие цвета использует художник? Правильно, есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше золотого. Теперь вы понимаете, почему говорят «Золотая Хохлома»?

Назовите элементы узора (есть ягоды, листья, цветы, травка).

Обратите внимание на композицию: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая. Узор занимает почти всю поверхность. Край изделия украшен прямой каймой.

Итог: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать. Но даже самый умный и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел. Есть даже такая пословица: «Всему можно научиться – важно только не лениться».

     На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за внимание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-музей "Золотая хохлома"

В нашем детском саду ведется большая работа по ознакомлению с декоративно -прикладным искусством.В нашей группе был создан музей "Золотая хохлома"....

Мини-музей "Золотая хохлома"

Создание мини-музея  в старшей группе "Золотая хохлома"с активным участием  детей и привлечением родителей....

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

ООД "День экскурсовода в мини - музее русского платка"

Цель: приобщение   детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через ознакомление с  русским платком....

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Мини музей «Золотая хохлома»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....