Возрастные особенности развития ребёнка в норме
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Этапы довербального и начального вербального развития, понимания речи; развитие тонкой моторики рук, обшей моторики, зрительно-моторной координации у детей от 0 до 6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка этапов довербального и начального

вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения на речевом общении

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при общении со взрослыми, гуление

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5 мес.

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6 мес.

Лепет

7 мес.

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов:

ба-ба, ма-ма

9 мес.

Общение при помощи жестов, игра в «ладушки»

10 мес.

Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией

11 мес.

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением

1 год

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

1 год 3 мес.

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

1 год 6 мес.

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

1 год 9 мес.

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов

2 года

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов

2 года 6 мес.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов

3 года

Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»

Оценка понимания речи

Возраст

Основные показатели

3-6 мес.

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

6-10 мес.

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)

10-12 мес.

Понимает названия отдельных предметов

12-14 мес.

Показывает их на сюжетных картинках

15-20 мес.

Узнает их на картинках

20-24 мес.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «Покажи, кто сидит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – «На чем ты сидишь?»

2 года 6 мес. – 3 года

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее)

3-4 года

Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа «Пойди в кухню, принеси чашку»

4-5 лет

Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа «Картина была нарисована Машей»

Возрастные особенности развития

тонкой моторики рук

Возраст

Навыки поведения

1-2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков

2-3 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы

3-4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков

4-5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки

Возрастные особенности развития

 общей моторики

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.)

6-12 мес.

Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на колени (8 мес.), встает, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.)

1-2 года

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда

2-3 года

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

3-4 года

Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях

4-5 лет

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице

5-6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей

Возрастные особенности развития

зрительно-моторной координации

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его

6-12 мес.

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку

 

1-2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий

2-3 года

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....

Возрастные особенности развития ребёнка раннего возраста

  В нашем детском саду состоялась первая встреча из цикла встреч в рамках «Школы для родителей», которая была организована для родителей группы присмотра и ухода для детей 2-3-х лет «Солны...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

консультация для родителей младшей группы "Возрастные особенности развития ребёнка в возрасте 3-4 лет"

особенности эмоционального, психического развития  ребёнка в возрасте 3-4 лет...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Возрастные и психологические особенности развития ребёнка 3-4 лет.

Три года – очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развити...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...