КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей На тему: «Чему учат сказки?»
консультация (младшая группа)

Мартынова Алёна Александровна

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

 

Сказка –это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.                                          

В.А.Сухомлинский.

Народная сказка–одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой. Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую –либо психологическую проблему. Не для забавы созданы народные сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Чему учат сказки?»19.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Для родителей

На тему: «Чему учат сказки?»

Воспитатель: Мартынова А. А.

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

 Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

  Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно.

   Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

   Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

   Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые  не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это   «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д.».

   Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду  неделя мая посвящена театрализованной деятельности, так как она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

   В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

   Основная цель - создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей посредством приобщения их к регулярным занятиям театрализованной деятельностью при взаимодействии педагогов и родителей!

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка –это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.                                           В.А.Сухомлинский.

В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.

Народная сказка–одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой. Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую –либо психологическую проблему. Не для забавы созданы народные сказки.

Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Любая сказка –это рассказ об отношениях между людьми. 

Язык сказок понятен малышу.

Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира. У каждой сказки свой возраст. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами.

Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях. В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь: козлятушки –ребятушки, отопритеся, отворитеся...

Ваша мать пришла, молочка принесла Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» -поет веселую песню:

Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен... Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной. Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям: лисичка –сестричка, лягушка –квакушка, мышка –норушка.

Слова –прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: петух в сказке поёт: «Ку –ка –ре –ку», собачка лает «ав –ав –ав».

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

1.Она легкая –у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

2. Размер книжки -ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

3. Прочность –обычный или ламинированный картон.

4.В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

Вот несколько предложений -как правильно читать ребенку сказку:

1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2.Рассказывайте сказку с удовольствием.

3.Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку –рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.

4.Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.

Например: сказка «Репка» Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголкиплатка) Внучка( на макушке изобразите бантик –пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой). Жучка (пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки –это « морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх –это « уши» ). Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, -это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи « ушки»)Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить –получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу.

Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку. Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.

Можно превратить празднование дня рождения малыша в своеобразный домашний спектакль. Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.

Не забывайте читать детям сказки на ночь. Сказка на ночь –это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь –это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке. Чтение «ночных» сказок –удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком. Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении. Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы. «Сказки учат, сказки лечат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

консультация для родителей "Чему учат куклы"

В статье рассказывается о том, как выбрать правильную куклу для социально-коммуникативного развития ребенка, какие игрушки нужны детям младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему "Чему и как учить до школы"

Прочитав данную консультацию вы сможете правильно и грамотно подготовить ребенка к школе...

Исследовательская работа на тему "Чему учат мультфильмы?"

Исследовательская работа-презентация о пользе мультфильмов, чему можно научится, благодаря просмотру мультфильмов....

Консультация для родителей на тему "Чему учить будущего первоклассника"

консультация для родителей будущих первокласскиников...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Паспотр проекта на тему "Чему нас учат сказки?"

Цель данного проекта: познакомить детей с русскими народными сказками, сказочными героями, развивать интерес к русским народным сказкам, расширять знания детей, развивать зрительную и слуховую память,...