Как воспитывать послушание
статья (старшая группа)

Таурит Анастасия Анатольевна

Советы родителям для организации послушания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslushanie.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения «слушаться» невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребёнок станет понимать требования окружающих.
Однако, есть родители, которые считают, как человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воли. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребёнка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определённым требованиям. Ребёнку недоступно ещё понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воли старших, он вырастает своевольным человеком. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребёнок признаёт справедливость, предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.
Воспитание послушания требует от родителей прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребёнка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребёнок становится плохим. Ребёнку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладание. При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушать его вопросы, серьёзно и умело отвечать на них, верить в возможности ребёнка, доверять ему, проявлять такт в обращении с ним. Надо научиться смотреть на ребёнка как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, но и всё- же человека, притом, человека будущего.
Любовь и уважение к ребёнку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребёнка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и прочее. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребёнку должны быть едины. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда ребёнок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требования к ребёнку, но и попытаться объяснить ему, для чего они, убедить в необходимости определённого поведения. Ребёнку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и т.д. беседы с ребёнком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребёнок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. В частности, дети, например, реагируют не на то, что вы потребовали. Ребёнок отказывается выполнять требования, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребёнка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребёнка желание выполнять требование, следует обращаться к нему спокойным, ровным, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает в них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребёнка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребёнок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение, следует его повторить ещё раз, но уже более категорично. Если и в этом случае ребёнок не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдёт к вам со своими делами, обратится с вопросом, вы спокойно потребуйте исполнения своей просьбы и, пока он её не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категоричное требование – исполни то, о чём прошу. «Но это так трудно», - нередко говорят родители. Трудно, но надо тренировать себя и перестраивать своё отношение к ребёнку, заставив его считаться с вашим требованием. Пусть не этот раз он даже не поест своевременно, но зато поймёт, что со взрослыми, их заданиями надо считаться. В таких случаях очень важна единая линия всех взрослых семьи. Если ребёнок начнёт искать поддержки у других, он должен у всех встретить отказ, твёрдый и определённый. Самое главное следить, чтобы у ребёнка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжение родителей как на нечто необязательное. Недопустимо применять требовательность упрашиванием: «Ну, будь умником, ты же обещал слушаться». Дети выражают много различных желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошее желание ребёнка – довести начатое дело до конца: помочь маме в уборке квартиры, помыть посуду и т.д. но дети выражают и много таких желаний, которые по разным причинам не выполнены. Поэтому, запрещая, надо быть твёрдыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребёнок должен научиться подчиняться слову «нельзя». Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребёнка стремление противодействовать им. Ребёнок задаёт вопросы, а родители, вместо того, чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него: «Положи – порежешься». И так на каждом шагу. В результате радость ребёнка сменяется унынием, его энергия – бездеятельностью. Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещённое настолько сильно, что ребёнок не в состоянии ему противиться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребёнок продолжает настаивать на своём, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребёнок увидит, что его слёзы остаются без внимания, и постепенно успокоится. Иногда следует отказаться от применения прямых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чём он настаивает: например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет, с одной стороны, выработать у ребёнка доверие к советам старших, с другой – самому разобраться, что получится из задуманного, приучает соизмерять цель и средство, пробуждает чувство ответственности за свои поступки. Послушание ребёнка формируется в деятельности, в процессе упражнений, в хороших поступках. Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными делами, нормализует поведение ребёнка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения. Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребёнок, который скучает, который должен сидеть тихо и быть «паинькой», становится капризным, непослушным, так как его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Но стремление ребёнка к деятельности должно быть направлено по разумному пути. Покажите ему, как из спичечных коробков, природного материала сделать разные вещицы для игры в подарок брату, сестре, кому-то из взрослых, помогите, например, сделать из коры лодочку, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребёнок. Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение в его жизни: ребёнок отражает в ней окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется первое понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умения уступать, считаться с другими и т.д. Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Однако, детей надо учить играть и самостоятельно, чтобы в дальнейшем они могли сами организовывать разнообразные игры и занятия. У ребёнка должны быть обязательно постоянные трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п., ребёнок делает это всё без принуждения, с охотой. Жизненный опыт детей очень незначителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

О детском послушании

Досуг с родителями...

Консультация для родителей: "Как воспитать послушание у детей?"

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. А в наше время эта тема, на мой взгляд, очень актуальна. Послу...

Консультация для родителей. "Воспитание послушания у детей."

Послушание маленького ребенка является основой развития у него драгоценного качества_- дисциплинированности. В послушании  выражаеться уважение и доверие ребенка   к воспитате...

Как воспитывать у детей послушание.

     Большинство родителей волнует вопрос: «Как воспитывать послушание, стоит ли наказывать ребёнка, чтобы он слушался?» Послушание – это залог дисциплинированности. При разумном...

Консультация на тему: "Как воспитывать готовность к послушанию".

Методические рекомендации для воспитателей....

Консультация для родителей "Как воспитывать послушание у ребёнка"

Послушание - это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения "слушаться" невозможна никакая дисциплина....