О детском послушании
методическая разработка на тему

Досуг с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_dosuga_no1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг с родителями по теме: «О детском послушании»

I. Вводная  часть

1. Встреча родителей и других участников.

2. Организация чаепития.

3. Игра «Давайте познакомимся».

Цель: сплочение участников мероприятия.

Описание: Ведущий предлагает участникам познакомиться друг с другом, назвав себя тем именем, каким его называли в детстве родители.

4. Ознакомление с такой формой работы ГОУ детского сада комбинированного вида № 784 с родителями, как «досуги», а также с общей тематикой всех досугов.

Тема: «Семья и детский сад – активные методы совместного взаимодействия в воспитании детей».

Цель: установление доверительных отношений между родителями и педагогами детского сада, разработка совместных путей решения различных педагогических ситуаций.

Задачи:

Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.

Обмен опытом.

Формирование сознательного отношения и ответственности за жизнь и здоровье детей, их обучение и воспитание.

Повышение педагогической культуры родителей и педагогов.

Развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение у родителей и педагогов.

Задачи семейного воспитания

        Нарушения в личностном развитии ребенка, появление отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, нередко допускают серьезные ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях делового и межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.

        Все – хорошее и плохое – закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путем подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые воспитывают и развивают в ребенке. Поэтому не возникает сомнения в том, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

        Задачи всего воспитания и образования:

всестороннее развитие самодеятельной личности и, по возможности, гармоническое;

воспитание человека как члена общества в среде товарищей и сверстников, детских обществ, союзов и кружков;

воспитание человека в связи с внешней природой, среди природы, при помощи природы, как ее члена.

        Каждый младенец есть результат деятельности родителей, жизни предков, жизни и деятельности нации и всего человечества, насколько оно представляет собой связное целое. Но при этом каждый подчинен своей особой наследственности, в каждом живут его родители, близкие и отдаленные предки, каждый отличен от других, оригинален. Природное различие детей влечет неодинаковость реакций детей на впечатления, реакции каждого ребенка своеобразны. Каждый родившийся есть творец новой жизни, и его творчество новой жизни начинается с момента рождения, с оригинальности его реакций на впечатления, которая постепенно будет выясняться. В этом заключается исходный пункт всего семейного воспитания.

                Так как каждый родившийся организм своеобразен вследствие особенной наследственности, то нужно выследить и понять эту своеобразность.

        Поэтому родителям и воспитателям довольно долгое время придется быть не столько руководителями развития родившегося организма, сколько тщательными и совестливыми его наблюдателями. И не только нужно наблюдать, но и изучать, к чему дитя тянется и отчего отворачивается, чтобы понять его индивидуальность.

О наблюдении за детьми

Встречаясь ежедневно, почти на каждом шагу, с какими-либо явлениями, мы до того привыкаем к ним, что не обращаем на них ни малейшего внимания. Явления могут быть велики, грандиозны, поразительны, но мы остаемся к ним равнодушными, проходим мимо, не замечая их. Частая повторяемость явлений притупила впечатлительность нашего ума к ним, подавила любознательность по отношению к таким вещам, не удивляться которым, кажется, невозможно. Когда привлекательность и важность явлений утрачиваются, мы смотрим на них нередко как на источники и причины наших беспокойств и забот, не только не наблюдаем и не изучаем их, но прямо стараемся отделаться, устраниться от них, насколько это возможно. Таким, к сожалению, нередко бывает отношение родителей к своим детям.

Практическое значение рассматриваемого факта состоит в том, что отдельная личность может быть правильно понята только тогда, когда известна ее история развития в первые годы. Родители, желающие наблюдать своих детей, признающие важность этих наблюдений, должны непременно запастись некоторыми предварительными сведениями о физическом и психическом развитии детей.

Родители, плохо наблюдающие за своими детьми, не знают, когда какое-либо особенное впечатление, благоприятное или неблагоприятное, западает в детскую душу, пускает в ней ростки, укрепляется; они узнают о таких явлениях только тогда, когда запавшие в душу впечатления уже развились, окрепли, сформировались. В случае неблагоприятного характера этого явления родители начинают с ним борьбу, принимая меры к его искоренению. Но, не зная, как возникло явление, какие условия содействовали его развитию, родители не в состоянии придумать целесообразные меры к устранению недостатка, действуют наугад, часто невпопад и только раздражают детей. Начинается взаимное недовольство и непонимание между родителями и детьми.

                Пока тщательным наблюдением будут выясняться свойства личности, ее природная индивидуальность, будет постепенно вырисовываться другая существенная задача семейного воспитания – необходимость расширения индивидуальности.

        Каждая индивидуальность ограничена, ей присущ данный вид свойств и деятельностей далеко не исчерпывающих всех возможных человеческих свойств: у индивидуальности обыкновенно бывают некоторые свойства слабые, недостаточные. Недостатки и недочеты личности есть ее естественные свойства, поэтому к ним нужно относиться терпеливо, спокойно, без всякого гнева и раздражения. И следует помнить: борясь с недостатком, нужно постоянно опасаться, как бы не ослабить связанного с ним ценного качества (недостатки часто составляют только обратную сторону хороших свойств, например, нерешительность и боязливость – осмотрительность при сложности положения, необычайная раздражительность – тонкая чувствительность и т.д.). Расширение индивидуальности новыми желательными свойствами требует очень больших хлопот: многих строго обдуманных и последовательных упражнений, направленных к одной цели, и отыскания, по возможности, хотя бы слабой опоры в свойствах индивидуальности для созидания нового желательного свойства.

        Крупнейший недостаток семейного воспитания есть весьма малое изучение природы ребенка, малое к ней уважение, а потому полное подчинение ребенка какой-нибудь искусственной схеме, придуманной родителями по разным практическим соображениям.

Схема А: Превращение детства в подготовительный период к следующему, школьному возрасту.

        Детство само по себе не уважается, оно не имеет никаких прав, ничего самостоятельного, оно только маленькая станция на пути к дальнейшим возрастам, и чем меньше на ней останавливаться, тем лучше. Такой взгляд на детство сразу ставит ребенка в неестественное положение: занимайся не тем, что тебе любо и дорого сейчас, а тем, что тебе понадобится через несколько лет; веди себя не как 5-6-летнее дитя, а как 9-10-летнее, думай о школе, пренебреги настоящим, живым и веселым, и перенесись в будущее. От ребенка требуется скороспелость, недетская рассудительность и усидчивость.

        Схема Б: Особенная энергия в развитии одной какой-либо стороны в воспитываемом и малое внимание ко всем другим.

        Например, есть родители-гигиенисты, интеллектуалисты, эстеты, набожные, практики, выше всего ценящие в ребенке какую-либо одну категорию свойств, кажущихся им самыми важными, и на прочие обращающие мало внимания.

        Схема В: Семейный эгоизм и ограниченность кругозора.

        

5. Итак, подведем небольшой итог.

I. Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой 8 декабря 1995 г.):

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

/Конституция Российской Федерации (с изменениями от 9 января 1996г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.)/.

Статья 38.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

II. Закон Российской Федерации об образовании:

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. (Пункт утратил силу с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования (в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 года Л/е 71-ФЗ, вступает в силу с 28 июня 2002 года).

6. Тема нашего первого досуга звучит так: «О детском послушании».

Актуальность проблемы:

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребенок станет понимать мнения окружающих.

Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет».

А Лев Николаевич Толстой писал так: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях».

Цель: раскрыть причины детского непослушания.

Задачи:

Выработка единства требований к ребенку.

Осознание необходимости и правильности требований, предъявляемых к ребенку.

Наличие последовательности в требованиях.

II. О  детском  послушании

(основная  часть)

1. Определение сути послушания.

Вопросы к родителям:

- Что Вы понимаете под послушанием?

- Что такое «слепое» послушание?

- Существует ли у Вас в семье «круг запретов»?

По каким основаниям родители требуют послушания от детей?

        Если постараться собрать воедино все доводы, которые родители приводят в оправдание своего требования безусловного или вообще большого послушания детей, то эти доводы можно сформулировать так:

потому что родители есть родители, то есть родили, произвели детей;

потому что заботятся о детях, кормят, поят, одевают, учат их, ласкают, любят;

потому что дети не разумны, не опытны, слабы волей, а потому не могут сами управлять собой и своими действиями;

потому что детство есть вообще период послушания; период же свободы, самодеятельности, независимости придет потом, со зрелостью; сначала нужно слушаться, а потом самому руководить собой и другими – таков основной порядок развития человеческих существ.

Вопросы к родителям:

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь по этой проблеме?

- Находите ли пути решения?

2. Рассмотрение педагогических ситуаций, анализ, поиск путей решения.

 Ситуация 1 (дискуссия): «Неусидчивый ребенок».

        Ход работы: Предлагается ситуация (диалог мамы с 2-мя собеседниками и воспитателем), после зачитывания ситуации родителям задается вопрос: «А Что бы Вы посоветовали этой маме?». Начинается дискуссия. Итог подводит воспитатель – член творческой группы (см. «выводы»).

Мама: Вове 5 лет, он неусидчив, непослушен, не умеет сам организовать игру, требует к себе постоянного внимания. Начинаю что-нибудь делать по дому, он начинает «ныть», канючить».

1-й собеседник: Можно посоветовать ребенку сесть порисовать или посмотреть телевизор.

Мама: Он 5 минут посидит, потом снова за свое.

2-й собеседник: Покажите ребенку, как играть в настольную игру, поиграйте с ним, потом предложите ему поиграть самостоятельно.

Воспитатель: Существует множество игр и занятий, способных заинтересовать ребенка, к таким играм принадлежат – конструктивные.

        Выводы:

Приобретите 2-3 набора различных конструкторов, необходимые атрибуты к постройкам (машинки, куклы, игрушки) у Вас найдутся всегда. Играя в такие игры, ребенок учится самостоятельно, без помощи взрослого планировать игру, подбирать материал, обыгрывать постройку. На такие игры уходит достаточно большое количество времени.

        Правильно поступают те взрослые, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книги, вместе рисуют, придумывают сказки, загадки, разъясняют разные природные явления. Они вместе обсуждают то, что видели на прогулке – это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи.

 Ситуация 2 (сценка): «Единство требований» (роли: 1 - мама, 2 - папа, 3 - ребенок).

Ход работы: Разыгрывается ситуация. Задаются вопросы родителям. Анализ. Выводы.

Ребенок собирается идти гулять.

Папа: Надень пальто.

Мама: Не надо, на улице тепло.

Папа: Надень! Приказывает папа!

Мама: Не надо!

Папа: И шапку надень теплую!

Мама (обращаясь к отцу ребенка): Ты хочешь, чтобы ребенок вспотел и заболел?! (обращаясь к ребенку): Нет, надень осеннюю шапку - на улице не так уж и холодно!!!

Ребенок (в недоумении, обиженно): Так что же мне делать, кого слушать?

Вопросы к родителям:

- Каковы последствия подобных воздействий для ребенка?

- Какое важное педагогическое требование не рассмотрено?

Вывод: Не рассмотрено «единство требований» всех членов семьи.

         Ситуация 3 (сценка): «Молоко» (роли: 1- мама, 2 - ребенок).

        Ход работы: Родители по сценарию разыгрывают одну и ту же ситуацию в двух вариантах. Затем всем родителям предлагается выбрать вариант, который им больше понравился, и объяснить, почему. Дискуссия. Выводы.

Неправильно:

Ребенок: Мама, дай молока.

Мать: Возьми.

Ребенок: Я хочу печенье.

Мать: Не сейчас.

Ребенок: Нет, я хочу сейчас.

Мать: Хорошо, возьми свое печенье!

Ребенок: Еще молока.

Мать: Минутку, я занята с малышом.

Ребенок: Я хочу молока! Я хочу молока!

Мать (крича): Я СКАЗАЛА, ПОДОЖДИ МИНУТКУ!

Ребенок: Нет, не через минутку! Я сейчас хочу молока. Сейчас! Чашка пустая! Дай мне сейчас же молока.

Вариант решения:

Ребенок: Мама, дай молока.

Мать: Попроси, пожалуйста, вежливо. Ребенок: Можно взять молока, пожалуйста?

Мать: Конечно. Возьми.

Ребенок: Мама, ты не могла бы дать мне печенья, пожалуйста.

Мать: Ты попросил очень вежливо на этот раз. На обед ты обязательно получишь печенье. Ребенок: Но я хочу сейчас!

Мать: Я знаю, что тебе хочется сейчас. Ведь оно такое вкусное. Поэтому мы его и храним на обед.

Ребенок: Я хочу сейчас! Дай сейчас печенье!

Мать: Мы закончили разговор о печенье. Если ты снова попросишь — выйдешь из-за стола и займешься чем-нибудь другим.

         Ситуация 4 (дискуссия): «Оливковое масло».

Ход работы: Вниманию родителей предлагается диалог мамы с ребенком (неправильный вариант и один вариант решения проблемы данной ситуации). Анализ. Также родители могут предложить другие варианты правильного поведения мамы в данной ситуации. Выводы.

Неправильно:

Ребенок: Мама, я разлил кое-что на пол.

Мать: Что ты разлил?

Ребенок: Оливковое масло из большой бутылки.

Мать: ЧТО?! ПОКАЖИ-КА! НЕТ, Я ЭТОГО НЕ ПЕРЕНЕСУ! ТЫ ЗНАЕШЬ, СКОЛЬКО ЭТО МАСЛО СТОИТ? И ПОСМОТРИ НА ЭТУ ЛУЖУ! НЕУЖЕЛИ МОЖНО БЫТЬ ТАКИМ НЕУКЛЮЖИМ? ВЕДЬ ЭТО МАСЛО НЕВОЗМОЖНО ВЫТЕРЕТЬ! ОНО РАСТЕКАЕТСЯ ПО ВСЕМУ ПОЛУ, КАК НЕ ЗНАЮ ЧТО! НЕТ, ЭТО НЕВЫНОСИМО! ТЕБЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПОРУЧИТЬ! ПОЧЕМУ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ ОСТОРОЖНО?! ТЫ ВСЕГДА СОЗДАЕШЬ МНЕ РАБОТУ!

Вариант решения:

Ребенок: Мама, я разлил кое-что на пол.

Мать: Что ты разлил?

Ребенок: Оливковое масло из большой бутылки.

Мать (начинает медленно считать до десяти, делая глубокий вдох перед каждым счетом): Ну-ка

посмотрим... Да-а... недурная лужа, не правда ли? Принеси, пожалуйста, ведро с тряпкой и мыло.  Надо это быстро убрать.

III. Заключительная часть

        Итак, мы с Вами рассмотрели несколько ситуаций, с которыми часто сталкиваемся в повседневной жизни. В результате анализа ситуаций возникало много разных мнений, но все вместе мы выбирали оптимальные пути решения проблемы. В повседневной жизни Вы  остаетесь с возникающей проблемой один на один, и иногда решение той или иной проблемы вызывает у Вас затруднение.

        В нашем детском саду Вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку воспитателей, а также задать интересующие Вас вопросы или записаться на консультацию к педагогу-психологу нашего учреждения Петрухиной Ольге Юрьевне. (Раздаем визитки.)

        Поразмышляйте, пожалуйста, над словами писателя А.Платонова: «Чтите своего ребенка. Ему суждено остаться на Земле после Вас. Попробуйте испытать восхищение богатством и совершенством внутреннего мира ребенка и стать хотя бы немного ему ближе, чтобы глубже понять его».

        А сейчас мы хотим попросить Вас записать на листочке те вопросы, касающиеся воспитания и обучения ребенка, которые Вас наиболее интересуют, или обозначить те темы, на которые Вы хотели бы поговорить на следующих наших досугах.

        Спасибо!!!

Разработано творческой группой:

         Члены группы:  заведующая - Т.В. Кусакина

                               старший воспитатель – Ш. Г.Месропян

                                                           воспитатель – Е.С. Исаева

                                                           воспитатель – А.А. Комазенкова

                                                           воспитатель – Е.В. Разина-Иванова

                                                           воспитатель (спец. гр.) – И.А. Ролдугина

                                                           воспитатель (спец. гр.) – Л.Ю. Шапкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

Консультация для родителей: "Как воспитать послушание у детей?"

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. А в наше время эта тема, на мой взгляд, очень актуальна. Послу...

Консультация для родителей. "Воспитание послушания у детей."

Послушание маленького ребенка является основой развития у него драгоценного качества_- дисциплинированности. В послушании  выражаеться уважение и доверие ребенка   к воспитате...

Воспитание послушания.

Воспитание послушания. Рекомендации....

Буклет "Главный секрет послушания"

Буклет: "Главный секрет послушания"...

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности....

Практикум для родителей старшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Послушание – это царица детских добродетелей»

laquo;Понятие вера и послушание взаимосвязаны друг с другом, но первенствующее значение имеет вера. Она является первопричиной послушания, а послушание – это следствие веры; однако и сама &laqu...