План взаимодействия с родителями воспитанников
учебно-методический материал

Грицай Ольга Борисовна

Планы взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 г.ХИМКИ

       План взаимодействия учителя-логопеда

   с родителями и законными представителями

                                                                   

                                                                        Учитель-логопед Грицай О.Б.

 

                                               2023-2024 уч.год.

Цель работы учителя-логопеда с родителями: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

Задачи, решаемые в результате работы учителя-логопеда и родителей:

- оказание квалифицированной поддержки родителям;

- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

-  вовлечение родителей в речевую работу с ребёнком;

- организация правильного отношения к речи детей в домашней обстановке;

- создание комфортной семейной среды для речевого развития ребёнка;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и (или) лиц их заменяющих.

- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

Совместная работа логопедов с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Формами организации работы учителя-логопеда с родителями являются:

1. Информационно-аналитические:

- анкетирование;

- опрос;

- тестирование.

2. Наглядно-информационные:

- мини-библиотека;

- информационные стенды;

- размещение информации на сайте ДОУ

3. Познавательные:

- родительские собрания

- тематические консультации для родителей;

- круглые столы;

- индивидуальные консультации для родителей.

4. Практико-ориентированные:

- открытые занятия для родителей группы;

- семинары-практикумы для родителей.

5. Досуговые:

- праздники;

- акции;

- участие родителей в конкурсах, выставках.


Организация работы учителя-логопеда с родителями

 

Цель взаимодействия

Формы взаимодействия

 

Информационно-аналитический и диагностический этап

 

Цель: создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения.

 

1.      Распространение информации о работе детского сада: сайт дошкольного образовательного учреждения.

2.      Сбор информации:

 о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;

- протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- выявление детей и семей группы «риска».

о семье:

- состав семьи;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги;

- позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту;

- социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр).

Опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в работе учителя-логопеда.

3.      Анализ информации.

Организационно-методический этап 

Цель: создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением речи и социальной адаптации их в обществе.

Повышение педагогической культуры родителей.

 

 

1.       Просветительская деятельность:

- наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, буклеты, листовки),

- мини-библиотека (методическая и художественная литература),

- родительские собрания

- тематические консультации для родителей;

- круглые столы;

- индивидуальные консультации для родителей;

- семинары-практикумы для родителей.

2.       Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- дни открытых дверей;

- организация досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление группы.

3.       Участие родителей в управлении ДОУ:

- работа родительского комитета.

 

Контрольно-оценочный этап

 

Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.

1.  Родительские собрания

2.  Круглые столы

3.  Анкетирование

 

Перспективный план работы с родителями на 2023 – 2024 учебный год

 

№ п/п

Форма работы

Сроки выполнения

1.             

Предоставление сведений о результатах логопедического обследования

Октябрь, январь, май

По запросу родителей

2.             

Ознакомление родителей с направлениями коррекционной работы

В течение года

3.             

Индивидуальное анкетирование, опрос, тестирование родителей

В течение года

4.             

Мини-библиотека

 

Март

5.             

Информационные стенды, папки-передвижки

 

Постоянно

В течение года

6.             

Размещение информации на сайте ДОУ

 

Постоянно

В течение года

7.             

Родительские собрания

 

В течение года

8.             

Тематические консультации для родителей

 

В течение года

9.             

Круглые столы:

«Роль моторного планирования в коррекции звукопроизношения детей»

 

«Роль детской книги в речевом развитии детей»

  

 

Февраль

 

 

Апрель

10.         

Индивидуальные консультации для родителей

 

В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности

11.         

Открытые занятия для родителей группы

 

Февраль, апрель

12.         

Семинары-практикумы для родителей:

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

«Нейроупражнения для развития ребенка»

«Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте»

«Развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

«Развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактика оптической дисграфии»

 

Сентябрь

 

Декабрь

 

Февраль

 

Апрель

 

Июнь

 

 

13.         

Праздники:

Праздник «Правильной речи»

 

Май

14.         

Акции

«Настольные игры по развитию речи»

 

Март

15.         

Участие родителей в конкурсах, выставках

 

Февраль

16.         

Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей

В течение года.

По запросу родителей

 



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 Учитель-логопед Грицай О.Б.

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Проведение анкетирования для определения уровня педагогической грамотности родителей по основным направлениям коррекционной работы. (Анкета )

Индивидуальные беседы с родителями по результатам обследования состояния общего и речевого развития детей.

Экран звукопроизношения.

1. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме « Осень. Признаки осени». «Деревья осенью».  Звуки [А], [О], [У], [И]. Буквы А, У, О, И.

2. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

3. Размещение на стенде рекомендаций по обучению грамоте детей в домашних условиях.

Октябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Родительское собрание №1

Проведение родительского собрания на тему «ОНР у детей 6–7 лет: основные направления коррекционной работы».

2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах».  

3.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

4.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Т], [П]. Буквы Т, П».

1. Индивидуальные беседы. Ознакомление родителей с индивидуальным планом-программой коррекционной работы.

2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Фрукты. Труд взрослых в садах».  

3. Размещение на стенде консультации  «Обучаем грамоте дошколят».

4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Н], [Н’], [М], [М’]. Буквы Н, М».

1. Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики; ознакомление с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

2. Размещение на стенде  совета «Правила проведения занятий по рекомендациям учителя-логопеда в домашних условиях».

3.  Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».  

4. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [К], [К’]».

1. Консультация «Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков».

2. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Перелетные и водоплавающие птицы. Подготовка к отлету». 

3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса «Развитие навыка звукового  анализа и синтеза слов».

2. Знакомство с мультимедийным пособием «Развиваемся, играя».

3. Стендовые консультации «Дыхание и речь», «Развитие дыхания».

4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Грибы. Ягоды. Лес осенью». 

5. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  Звуки [Д], [Д’]. Буква Д.

1. Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа слов.

2. Консультация «Введение в ортодонтию. Что нужно знать о прикусе».

3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Звуки [Г], [Г’]. Буква Г».

4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Домашние животные». 

5.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Размещение на стенде  совета «Развитие фонематического восприятия у детей  с ОНР».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [В], [В’], [Ф], [Ф’]. Буквы Ф, В».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Дикие животные наших лесов». 

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Стендовая консультация «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей с ОНР».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Осенняя одежда, обувь,  головные уборы, материалы,  из которых они сделаны». 

  4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Индивидуальные беседы  о необходимости закрепления правильных речевых навыков в домашних условиях.

2. Стендовая консультация «Готовим руку к письму».

3.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Звук и буква [Ы]».

4.  Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Зима» (Зимние месяцы. Зимующие  птицы.  Дикие  животные зимой.)

5.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Индивидуальные практикумы по автоматизации поставленных звуков.

2. Стендовая консультация «Синдром нарушения внимания и гиперактивности детей».

3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [С], [С’]. Буква С».

 3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мебель».

 4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Размещение на стенде  совета «Скоро в школу. Развиваем речь».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звуки [З], [З’]. Буква З».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Посуда».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Открытое занятие для родителей «Виды работ при коррекции речевых нарушений».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Ш]]. Буква Ш».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Новогодний праздник».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Январь

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Родительское собрание №2

Родительское собрание в познавательно-игровой форме «Как, почему, зачем?». Встреча со специалистами. Подведение итогов за первое полугодие. Определение основных путей дальнейшего коррекционного обучения.

2. Индивидуальные беседы об итогах коррекционного обучения за I период. Знакомство с планом индивидуальной коррекционной работы на II период обучения.

3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук  [Ж]. Буква Ж».

4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Транспорт» (Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия.)                            

5.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Стендовая консультация «Слоговая структура слова».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Э]. Буква Э».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних  условиях по теме «Профессии» (Трудовые действия.) 

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Консультация «Непокорные звуки. Автоматизируем грамотно».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме                         Звук [Й]. Буква Й.

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических  категорий у детей в домашних условиях по теме «Труд на селе зимой» (Трудовые действия.)

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Тематическая консультация с проведением  мастер-класса «Пересказ текста по опорным картинкам».

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Буква Е».

 3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Орудия труда. Инструменты».

4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Консультация «О профилактике нарушений письма и чтения».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Буква Ё».

 3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Животные жарких стран».   

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Размещение на стенде  совета  «Что может сказка?»

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях  по теме «Буква Ю».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме  «Военная техника. Профессии. День защитника Отечества».

4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Размещение на стенде  совета  «Особенности развития речи мальчиков и девочек».

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Буква Я».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»

4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Март

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса «Развитие высших психических функций в игре».

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях             по теме              «Звук [Ц]. Буква Ц».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Индивидуальные практикумы по развитию внимания, памяти, мышления у детей.

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Ч]. Буква Ч».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Наша Родина - Россия».

4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Индивидуальные беседы с родителями об итогах коррекционного обучения детей за II период. Знакомство с планом индивидуальной коррекционной работы на III период обучения.

2. Размещение на стенде  совета «Рука развивает мозг».

3.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Звук [Щ]. Буква Щ.

4. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Столица Родины – Москва».

5.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Стендовая консультация «Игры для   развития мышления у детей».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Кубань – моя малая родина. Хутор Коржевский»

4. Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1. Тематическая консультация с проведением мастер-класса «Игры с буквами».

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Звуки [Р], [Р’]. Буква Р».  

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мы читаем С.Я. Маршака».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

5. Экран звукопроизношения.

1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости и приемах формирования у детей положительной мотивации к школе.

2.  Методические рекомендации по обучению  грамоте детей в домашних условиях по теме  «Звуки [Р], [Р’] – [Л], [Л’]. Буквы Рр, Лл».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мы читаем К.И.Чуковского».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Размещение на стенде  совета «Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?»

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме «Буква Ь».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мы читаем С.В. Михалкова».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

5. Анкетирование «Результаты совместной работы учителя-логопеда и родителей».

1. Папка-передвижка «Игры с буквами».

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях  по теме «Буква Ъ».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мы читаем А.Л.Барто».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

Май

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1.  Собрание №3

Подведение итогов за год. Рекомендации по исправлению неправильного стереотипа говорения.

2.  Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Повторение букв русского алфавита. Чтение и звуковой анализ слов».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы».

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1.  Размещение на стенде  совета «Скороговорка для красивой речи».

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Повторение букв русского алфавита. Чтение и звуковой анализ слов».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Мы читаем А.С.Пушкина»

4.  Методические рекомендации  для родителей по работе с детьми в домашних тетрадях.

1. Индивидуальные беседы с родителями об итогах коррекционной работы и перспективах школьного обучения.

2. Методические рекомендации по обучению грамоте детей в домашних условиях по теме  «Повторение букв русского алфавита. Чтение и звуковой анализ слов».

3. Консультация «Как предотвратить школьные трудности?»

4. Методические рекомендации  для родителей в домашних тетрадях детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия с родителями воспитанников подготовительной группы

рекомендации, консультации и помощь родителям в воспитании детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Тематический план взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ по рабочей программе  Веракса "От рождения до школы" с ФГОС...

План взаимодействия с родителями воспитанников

Семья играет главную роль в жизни ребенка.Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.Главной должна стать атмосфера добра...

План взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

совершенствование содержания и механизмов взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства....

План взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы на учебный год.

Подробный план работы с родителями: родительские собрания, консультации, информация для стенда, папки передвижки....