Консультация для родителей «Могут ли игрушки быть опасными для ребенка»
консультация (средняя группа)

Куц Наталья Николаевна

При организации игрового пространства для ребенка необходимо учитывать риски (которые могут возникнуть) для физического и психического развития ребенка, несоответствие  игровой продукции возрасту и интересам ребенка. Игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы могут негативно воздействовать  на ребенка. Это грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mogut_li_igrushki_byt_opasnymi_dlya_rebenka.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Могут ли игрушки быть опасными для ребенка»

Какие игрушки нужны ребенку, решаете только вы. Пусть игрушек будет мало, зато они точно будут полезными и качественными. При всей кажущейся безобидности плохие игрушки могут нанести вред и физическому здоровью малыша, сказаться на его психике, мировоззрении, развитии вкуса и эстетического чувства. Покупать все подряд без разбора просто опасно для детей!
Начнем с очевидного: некачественные игрушки могут привести к серьезным проблемам со здоровьем ребенка.
Материалы и покрытия дешевых китайских игрушек могут содержать вредные химические вещества, вплоть до тяжелых металлов. И аллергические реакции – даже не самые неприятные последствия от контакта с такими игрушками.

При организации игрового пространства для ребенка необходимо учитывать риски (которые могут возникнуть) для физического и психического развития ребенка, несоответствие  игровой продукции возрасту и интересам ребенка. Игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы могут негативно воздействовать  на ребенка. Это грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития. На игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия

Игрушки не должны:

 провоцировать ребенка на агрессивные действия;

 вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры,

в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);

 провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

 вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

 провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к

расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Существуют объективные показатели негативного влияния на ребенка:

1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего

развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности

(гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные

способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Для отбора игровой продукции для детей-дошкольников существуют общие принципы:

1).Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

физические риски,

психологические риски,

нравственные риски.

2).Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

3). Принцип соответствия

возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

индивидуальным особенностям,

специальным особенностям ребенка.

Принципы оценки безопасности игровой продукции.

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев;

прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность

игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной

работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов

для формирования негативных установок детского поведения.

Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку

следующих критериев:

1. Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет

умения, творческие, способности?

2. Психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение?

Какие чувства пробудит?

3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, раз-

вивает ли чувства прекрасного, гармоничного?

4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?

Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам,

имеющим следующие конструктивные особенности:

1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

 оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных

повреждений или совершение самоубийства;

 содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.

2. Игрушки устрашающего характера:

 способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых

страхов, тревоги;

 детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,

 травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,

 детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства;

 детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;

 изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию

человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и

агонии.

3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию,

либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:

 связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости,

предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании

актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;

 побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

 провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

 изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или живот-

ному

4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.

5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного.

6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.

7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

8.Игрушкам, затрагивающие  духовно-нравственную сферу:

Игрушки, которые  изображают или моделируют оккультно-мистические практики или

магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных

магических ритуалов;

 посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные

чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;

 связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства

или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в та-

ком моделировании;

 способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их

расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;

 явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм,

терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.

9.Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:

 сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных

отношений;

 провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком;

 формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни;

 изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;

 связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).

10.Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.

Изучите информацию
Инструкцию по использованию надо изучить. Она может быть нанесена на саму игрушку, на упаковку, на этикетку или быть в форме вкладыша. Должна быть указана примерно такая информация:
• о необходимости сборки и установки игрушки именно взрослым (для игрушек, которые не должны собираться ребенком);
• по наличию деталей, потенциально представляющих опасность для ребенка в случае неправильной установки игрушки (для горки с доской для скольжения, подвесных качелей, колец, трапеций, канатов и прочего);
• по эксплуатации игрушки;
• предупреждение о возможности возникновения несчастных случаев при несоблюдении мер предосторожности;
• указание о хранении игрушки в местах, не доступных для детей до трех лет;
• о необходимости регулярных проверок основных элементов игрушек (подвесных устройств, креплений, оттяжек);
• указания по осторожному пользованию игрушкой, чтобы избежать падений или столкновений, вызывающих травмы;
• рекомендации по использованию защитного оборудования: шлемов, перчаток, налокотников, наколенников (для игрушек – роликовых коньков и роликовых досок).

Советы по избавлению от неправильных игрушек

Как бы родители не старались оградить ребенка от неправильных игрушек, они так или иначе все равно попадают в дом. То бабушка захочет причинить добро, то еще какие-нибудь случайные дарители. Не стоит делать сильный акцент на нежелательной игрушке, чтобы не привлекать к ней внимания ребенка и не обидеть дарителя. Действовать нужно спокойно и деликатно.
Бабушке и другим близким родственникам нужно постараться вежливо 
донести ваши принципы. Возможно, с ними согласятся, и будут впредь дарить нужные игрушки или деньги на них. Случайному дарителю можно просто сказать спасибо и закрыть тему.
С игрушкой можно поступить по-разному 
в зависимости от ситуации. Если ребенка она не заинтересовала, то можно просто убрать ее повыше, а потом и совсем удалить из дома. Если внимание малыша привлечено, что часто случается, если в дом попало громкое и яркое китайское «чудо», придется потерпеть несколько дней, пока не пройдет интерес. Только убедитесь, что игрушка не опасна для здоровья (запах пластмассы, отваливающиеся детали и т.д.). В тяжелых случаях, если подарена вожделенная и социально одобряемая игрушка, которую не одобряете вы, можно через несколько недель организовать «случайную потерю». Только потом надо помочь ребенку отгоревать по утрате и заменить чем-то приемлемым в вашей семье и столь же ценным в глазах ребенка.

Быть хорошими родителями нелегко, надо успевать разбираться в тысяче животрепещущих вопросов. Да, выбору правильных игрушек тоже придется уделить внимание. И точно понять, какие игрушки не нужны вашему ребенка. И приложить усилия для того, чтобы оградить ребенка от вредного влияния общества потребления. И защитить дом от неконтролируемого проникновения полчищ зомби и тонн пластмассы. Зато благодаря вашим усилиям ребенок разовьет хороший вкус, запечатлеет правильные образы и усвоит образцы поведения, а значит, вырастет здоровой и сильной личностью. И помните, что счастлив не тот ребенок, который обладает горой игрушек, а тот, с кем играют мама и папа.
Играйте вместе и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка»

Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, - сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченно...

консультация для родителей "Как родители могут повлиять на музыкальное развитие своего ребенка"

Данная косультация поможет родителям приобщить ребенка к музыкальной культуре. Правильно развивать его творческое мышление, художественный вкус и заложить глубокое чувство к музыке....

консультация: "Как родители могут помочь ребенку в период адаптации к ДОУ"

консультация: "Как родители могут помочь ребенку в период адаптации к ДОУ". Практические рекомендации и советы родителей, материал могут использовать педагоги как на родительских собраниях, ...

Консультация для родителей по теме "Открытое окно-опасность для ребенка"

Летом вопрос безопасности ребенка при открытых окнах особенно актуален. Малыши тянутся к открытым окнам, как к дверям, открытым в огромный мир....

Консультация для родителей. Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребенка.

quot;Кто не знает своего прошлого- тот не имеет будущего".(Гласит народная мудрость).Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного нар...