31.05.2020 Консультация для родителей «Библиотека для домашнего чтения»
консультация

Гиззатуллина Лариса Петровна

Консультация для родителей

«Библиотека для домашнего чтения»

Гиззатуллина Л.П.

         Жизнь детей запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчёт. Поэтому семья, культурные отношения внутри её во многом определяют путь ребёнка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и  в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни,  отражённые в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biblioteka_domashnyaya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Библиотека для домашнего чтения»

Гиззатуллина Л.П.

        Жизнь детей запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчёт. Поэтому семья, культурные отношения внутри её во многом определяют путь ребёнка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и  в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни,  отражённые в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребёнок.

        Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребёнка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько  существует прекрасных произведений, стихов и рассказов ор любви  детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сёстрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин)!

        Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьёй, отцом, матерью – всё это ненавязчиво входит в сознание ребёнка при чтении хороших книг. Наконец, книги, которые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

        Ведь не секрет, что чтение – это процесс творческий, а читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги  для детей. То есть должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней библиотеки?

        Естественно, единственно верного, единого для всех  списка необходимых дома книг, который бы гарантировал формирование читателя из любого ребёнка, быть может. Однако определённые «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, всё-таки существуют. Их источники – родительские установки на воспитание в подрастающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребёнок, как постепенно формируется его представление об окружающем. Итак. Стремление родителей воспитать у своего ребёнка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые, литературные сказки писателей Х1Х столетия: К.Д. Ушинского,  В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого, В.И. Даля. Рассказы, созданные детскими и русскими писателями ХХ века В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности – они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности. Эти качества и в  наше время не потеряли своей ценности, а в нашей домашней, семейной жизни, пожалуй, стали цениться ещё больше.

        Для ребят постарше (примерно 5-6- лет) можно предложить басни И.А. Крылова, правда, чтение требует серьёзного отношения родителей к содержанию басен: язык басен очень сложен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребёнку, т.к. моральные и нравственные нормы только складываются у малыша.

        Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу всё знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребёнка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова, Г. Снегирёва и др.) или микроскопических существ (например, «Петька-микроб» Г. Остера). Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять  предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей является игра.

        Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки – игровую, «потешную» - это рассказы Н.Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внимательном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле.

        Таковы «три кита» современной домашней  библиотеки: книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

        Для круга домашнего чтения д.ф.н., профессор МПГУ Н.Г. Минералова рекомендует следующий список литературы:

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов «О маленьких для больших», «Шалуны и

                ротозеи», «Дети».

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.

Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества.

Андерсен Г.Х. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво.

                       Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Астафьев В. Последний поклон (или Ода русскому огороду).

Афанасьев В. Сказки.

Бажов П.П. Книга сказок «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы».

Белов В. Рассказы для детей.

Бианки В.В. Сказки и рассказы. Лесная газета. Руководство для игры в

                     «Новеллино».

Библия для детей.

Богомолов В.М.  Иван.

Брагин В. В стране дремучих трав.

Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

Габбе Т.Г. 1-2 пьесы0сказки. Переводы.

Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка.

                    Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н.Г. Тетство Тёмы. Исповедь отца. Аллочка. Дворец                         Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка.                         Счастье. Попугай. Чёрный принц.

Гаршин В.М. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о                         гордом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про                 Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Лёнька. Валашская                         сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери.                         

Симплонский туннель).

Гофман Э.Т. А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д.В. Гуттаперчивый мальчик.

Грим Я.и В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Даль В. Словарь пословиц русского народа.

Дж. Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П.П. Конёк-Горбунок.

Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма.                         Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я                         ловил человечков и др.

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об иване-                        царевиче и сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер М.М. Рассказы из циклов «Умные животные», «Смешные рассказы»,                 «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверзин В.А. О весёлом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий                         мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Карамзин Н.М. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочкаи кувшинчик. Белеет парус                                 одинокий. Сын полка.

Каплинг В.Г. Книга джунглей.

Коваль Ю.И. Недопесок. Самая лёгкая лодка в мире и др.

Короленко В.Г. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-                ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагарлеф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин-Сибиряк Д.И. Зимовье на Студёной. Приёмыш. Емеля-охотник. Серая                 Шейка. Богач и Ерёмка. Вертел. Алёнушкины сказки.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы.                         Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В. В. Стихи для детей в школьном изучении.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX-XVIII веков (или                         Рассказы о русском флоте).

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

Михалков С. В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Некрасов А С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские                         дети. Стихи.

Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса.                         Юмористические рассказы и повести для детей.

Одоевский В. Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о                         четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Иго-ша.

Олеша Ю. К. Три толстяка.

Панъкин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Писахов С. Ледяная колокольня (3-4 сказки).

Погорельский А Черная курица, или Подземные жители.

Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий.

Пришвин М. М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная                                 трубочка. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Пушкин А. С. Все сказки, поэма «Руслан и Людмила».

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А М. Посолонь.

Русские народные сказки (3-4 каждого жанра).

Сахарное С. В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А И. Рыжик.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

Сказки народов мира (7-10).

Станюкович К. М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка,                 Нянька и др.

Толстой А. Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство                 Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино.                                 Фантастические повести.

Толстой Л. Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Тургенев И. С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа. Мальчик-Звезда.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Ушинский К. Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко                         сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Фрэнк Bay ж. Мудрец из страны Оз.

Хъю Лофтинг. Доктор Дулитл.

Чарская Л. Сказки и стихи.

Чарушин Е. И., Скребицкий Г., Сладкое Н. И., Паустовский К., Чаплина В. 2-                3 произведения каждого автора по выбору.

Чехов А. П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каш-танка.                                 Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский К. И. Стихотворные сказки. Доктор Айболит (в прозе).

Шварц Е. Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный                                 волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева.                         Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Шим Э. Ю. Рассказы и сказки.

Шмелев И. Рассказы. Лето Господне.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение» Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин.

Консультация для родителей«Как организовать домашнее чтение»Воспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин....

Консультация для родителей "Как организовать домашнее чтение"

Чтение - процесс творческий. Чтение ребенку вслух - задача не из легких....

Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....

Консультация для родителей на тему "Домашнее чтение"

Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский...

Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение»

laquo;Книга для детей– это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский...