Консультация для родителей «Как себя вести, если ребенок говорит неправду, обманывает взрослых, родителей»
консультация (средняя группа)

Куц Наталья Николаевна

    Если вдруг Вы обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на обман ребенка лишь усугубляет его желание дальше лгать и изворачиваться, чтобы избежать наказания. Не делайте вид, что вы поверили, а спокойно скажите, что эти слова вызывают у вас сомнение. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Обязательно расскажите ребенку о своих чувствах, которые вы испытали, раскрыв его обман. Ребенок должен услышать от вас о вашей обиде, увидеть, что вы искренне расстроены. Родительское отношение ко лжи должно быть вполне четким и определенным. С одной стороны, не надо требовать признаний, допросов и суда над «преступником». С другой стороны, нужно, не колеблясь, называть вещи своими именами.

 В любом случае ребенок должен знать, что лгать родителям нет необходимости. Задумайтесь, что мешает ребенку быть откровенным с вами, почему он скрывает те или иные факты. Постарайтесь стать со своим ребенком близкими людьми, которым ложь просто не нужна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sebya_vesti_esli_rebenok_govorit_nepravdu.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как себя вести, если ребенок говорит неправду,

обманывает взрослых, родителей».

    Если вдруг Вы обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на обман ребенка лишь усугубляет его желание дальше лгать и изворачиваться, чтобы избежать наказания. Не делайте вид, что вы поверили, а спокойно скажите, что эти слова вызывают у вас сомнение. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Обязательно расскажите ребенку о своих чувствах, которые вы испытали, раскрыв его обман. Ребенок должен услышать от вас о вашей обиде, увидеть, что вы искренне расстроены. Родительское отношение ко лжи должно быть вполне четким и определенным. С одной стороны, не надо требовать признаний, допросов и суда над «преступником». С другой стороны, нужно, не колеблясь, называть вещи своими именами.

 В любом случае ребенок должен знать, что лгать родителям нет необходимости. Задумайтесь, что мешает ребенку быть откровенным с вами, почему он скрывает те или иные факты. Постарайтесь стать со своим ребенком близкими людьми, которым ложь просто не нужна.

  • Чаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплошностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет. Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то вы должны быть готовы выслушать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно.
  • Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь.
  • Говорите ребенку правду. Не бойтесь быть искренним с ним, когда чего-то не знаете, признайтесь в этом.
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не прибегайте к наказанию. Лучше ободрите его, чтоб он поверил в себя – раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит он – честный и больше обманывать никого не станет. А вот если ребенок никак не хочет сознаваться в обмане, лучше не заставляйте его делать это, а расскажите ему сказку или придумайте вместе историю о том, к чему приводит ложь и сколько неприятностей она доставляет. Это будет для ребенка гораздо полезнее, чем пафосные рассуждения о добре и зле, о правде и лжи.
  • Не задавайте провокационные вопросы, которые вынуждают ребенка лгать. Провокационным является тот вопрос, ответ на который вы знаете заранее. Например, «Ты убрал в своей комнате?». Вместо этого лучше сказать: «Я заметила, что ты еще не убрал в своей комнате. Хочешь, мы вместе разработаем план, как это сделать в несколько этапов?».

  • Не навязывайте ребенку слишком много правил, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.
  • Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателем, но при этом не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь, необходимо возвращать его «на землю» и прививать вкус к настоящему делу.

Причины лжи

Дошколята (с 4-5 лет) уже могут представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. В этом возрасте у детей начинает бурно развиваться фантазия, и им ничего не стоит спутать, что было в реальности, а что «понарошку».

Взрослые часто пугаются этого, принимая фантазии ребенка за ложь. Но это совершенно разные вещи. Воображение — одно из ценных качеств личности, его нужно не разрушать, а направлять в нужное русло. И если ваш ребенок сегодня опять вдохновенно рассказывает небылицу, не спешите его обвинять, лучше скажите: «Ты придумал прекрасную историю, давай запишем ее, ты нарисуешь картинки, и у нас получится настоящая книжка».

Дети бывают захвачены своими фантазиями настолько, что сами верят в реальность своей фантазии. И другим детям с такими фантазерами очень даже интересно. Есть данные, что выдумщики пользуются большей популярностью в детском коллективе, чем их правдивые сверстники, имеют больше друзей, быстрее забывают конфликт, занявшись игрой или рисованием.

Слушая фантазии своего ребенка, вы можете легко установить, в чем он в данный момент нуждается. Ведь ребенок говорит о том, о чем мечтает. Из этих историй можно многое узнать о сущности, характере, восприятии ребенка, так как многое исходит из подсознательных глубин его души.

С развитием воображения и речи ребенок нередко начинает разыгрывать окружающих при помощи невинного обмана. Дети наслаждаются, вводя взрослых в заблуждение, и весело хохочут, разоблачая самих себя. Так выражается стремление показать, что они «уже выросли» и даже в чем-то «превосходят» нас (ведь мы поверили сказке, обману, фантазии!).

Однако в этот же самый период возникает и совсем другая ложь – настоящая. Примерно после четырех лет ребенок начинает лучше ориентироваться: за что и почему его сегодня наказали и похвалили; как повторить приятную для себя ситуацию. Ребенок ищет благоприятные для него варианты и непременно обнаруживает один из самых простых – обман.

Существуют действительные причины, которые заставляют идти на обман. Систематическая ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. Это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.

1.  Одна из главных причин лжи в любом возрасте — страх. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут. Малыши легко признаются в проступках, пока их за эти проступки не начинают наказывать. Если кроха молчит в ответ на грозный вопрос родителя: «Это ты сделал?», значит, опыт наказания у него уже есть. Это молчание — по сути, первая в жизни ложь. Придумать историю в свое оправдание малыш еще не может, остается только молчать или плакать, или отрицать очевидное.

Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособны принимать ребенка таким, какой он есть. Тогда ребенок вынужден прибегать ко лжи ради самосохранения. Такая ложь должна вызывать тревогу, потому что между вами и ребенком утрачивается доверие, он вас боится.

2. Детский обман может быть спровоцирован большим количеством запретов. Если взрослые постоянно твердят «нельзя», тогда, с трудом перенося обилие запретов и соблазнов, ребенок идет на хитрость. Так маленький обман становится способом получить то, о чем он мечтает, что невозможно добыть другим путем, или путь этот пока еще не ясен.

3. Важной причиной является желание добиться любви и похвалы. Ребенок начинает хвалиться несуществующими успехами, привирает, приукрашивает уже существующие, чтобы добиться поощрения родителей. Чаще всего в этом виноваты сами родители, которые требуют от ребенка слишком много.

Обман может быть связан с желанием самоутвердиться, выглядеть в глазах взрослых или детей необыкновенным. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказать о своих вымышленных подвигах, богатстве родителей и т. д. (что может быть признаком сниженной самооценки). Исследования показали, что дети из неблагополучных семей лгут чаще. Им объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, в наличии игрушек, интересном досуге, и они поддерживают свой статус ложью.

Побудить к обману может и задетое самолюбие. Например, если ребенок не может ответить своим обидчикам, он может начать придумывать истории, в которых выглядит героем. Такие истории имеют  психотерапевтический эффект и помогают малышу справиться с действительностью.

4. Очень часто причиной детской лжи становится слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений, родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит брата, он слышит: “Нельзя так говорить”.

5. Причиной детской лжи может быть пример взрослых, когда ребенок сталкивается с тем, что слова не всегда соответствуют поступкам, а обещания очень быстро забываются. День, когда ребенок обнаружит, что его обманывали, станет крахом родительского авторитета. С этого дня он внутренне разрешит себе также поступать и со взрослыми (не важно будет он это осознавать или нет).

Помните, подражание является одним из наиболее важных способов научения ребенка,  а родители — главный образец для подражания.

6. Дети могут лгать, чтобы защитить товарища.

7. И, конечно же, ребенок может врать просто назло. Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, и порой именно этого и добиваются — хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.

Как избежать подобных ситуаций в будущем

  • Для того чтобы дети не считали себя плохими и не думали, что им нужно скрывать свои ошибки, помогите им осознать, что допускать ошибки нормально, потому что они дают возможность чему-то научиться.
  • Покажите пример, рассказав детям правду о себе. Поделитесь с ними воспоминаниями о временах, когда вам самим было трудно всегда говорить правду, но вы решили, что лучше все же посмотреть в лицо последствиям своих действий и сохранить чувство собственного достоинства. Убедитесь, что вы предельно честны со своим ребенком, а не читаете ему лекцию.
  • Пусть дети знают, что вы любите их без каких-либо условий и что ничто не сможет уменьшить вашу любовь к ним. Многие дети лгут, потому что боятся, что правда разочарует их родителей.
  • Поощряйте готовность детей говорить правду: «Спасибо за то, что сказал мне правду. Я знаю, что это трудно. Я очень рада, что ты готов столкнуться с последствиями твоего поведения, и уверена, что ты сможешь справиться с ними и научиться на своих ошибках».
  • Перестаньте пытаться контролировать детей. С одной стороны, дети лгут, чтобы иметь возможность быть теми, кем им хочется быть и делать то, что им хочется делать. С другой – они лгут, чтобы порадовать своих родителей, заставляя их думать, что они делают то, чего от них ожидают.

Чему могут научиться дети?

Дети могут понять, что говорить правду в своей семье совершенно безопасно. И даже когда, они забывают об этом, им напоминают эту истину с любовью и уважением. Они могут понять, что родителям не безразличны их опасения и всевозможные ошибки, и они всегда помогут им справиться с ними.

Советы  родителям

  • Многие дети обманывают, чтобы защитить себя от осуждения и критики, потому что действительно думают, что они плохие, когда им говорят об этом взрослые. Конечно, они хотели бы избежать такого рода боли.
  • Помните, что ребенок не будет всегда таким, каким он является сейчас. Если ваш ребенок говорит неправду, старайтесь не перегибать палку, применяя корректирующие меры, например, называя его лжецом.
  • Сосредоточьте усилия на созидании близости и доверия в отношениях, а не на проблемах поведения. Как правило, это самый быстрый способ ослабить проявления нежелательного поведения.
  • Чаще говорите своему ребенку, что вы его любите, обнимайте; старайтесь уделять ребенку больше времени для совместных игр, прогулок; общайтесь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил красиво?"

Практические советы родителям для домашней обстановки....

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка говорить?»

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка говорить?»Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 18 «Радуга» Долбина Д.В. Первые слова малыша вдохновят большинс...

Памятка для педагогов «Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия»

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальны...

Консультация для родителей "Как себя вести в условиях пандемии COVID-19 для сохранения физического и психического здоровья"

Коронавирус, контагиозность, кризис, карантин - краткая подборка слов на букву К, вызывающих тревогу. Если одной буквой не ограничиваться и взглянуть более масштабно, происходящее сейчас в мире -эпиде...

Консультация для родителей "Как себя вести с гиперактивными детьми"

Гиперактивность— это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики...

Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия

Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия...