Консультации
консультация

Колесникова Наталья Александровна

Консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_harakteristika_igrushek.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка

Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. 

§ 1.  История игрушки

Возникновение игрушки в человеческом обществе учёные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времён известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

В древнем Риме игрушки делали из дерева, ткани.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считались важным средством воспитания. Их изготавливали из слоновой кости, янтаря, терракоты. Для развития силы, ловкости производились Мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времён были  игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющихся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для знати и их детей. Много игрушек военного содержания.

Существовали игрушки и для бедноты, но они не дошли до наших  дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьёзное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребёнка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребёнок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы…

В летописях, относящихся к 12 в., содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17 вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиеева монастыря. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрберге в 19 в. Здесь в 1880 году стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешёвую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург, Лимож.

Конец 19 начало 20 в – время развития технических игрушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.)

Со времён Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много – разнообразных размеров, конструкций. В 1901 году в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Войны, прокатившиеся по Европе в 20 в., повысили интерес к созданию военной игрушке.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании игрушки. Так в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки.

§ 2.  Педагогическая классификация игрушек по видам и качественным показателям их свойств

Искусствоведом, кандидатом педагогических наук Г.Г.Локуциевской,

доктором психологических наук С.Л.Новосёловой, кандидатом педагогических наук Е.В.Зворыгиной и старшим научным сотрудником центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца» Н.А. Реуцкой была разработана педагогическая классификация игрушек.

Часть,

разряд,

позиция

 

Классификационные термины

Определение терминов

I

ИГРУШКА

Предмет, изготовленный для игры, средство игры, её объект

III

ВИДЫ ИГРУШЕК

Подразделение игрушек по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями

1.

А)

Б)

В)

Г)

        

        Д)

Е)

Ж)

З)

Дидактические игрушки

Собственно дидактические игрушки

Дидактические игры (игровые наборы с правилами)

Конструкторы и строительные наборы

Игры-головоломки

Музыкальные игрушки

Развивающие компьютерные игры

Игрушки-репетиторы

Игрушки для экспериментирования

Игрушки, предназначенные для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи  

Дидактические игрушки, основанные на принципе самоконтроля

Обучающие игровые наборы с занимательными задачами и правилами. Игры, предназначенные преимущественно для игр на столе (полиграфические)

Наборы деталей, приспособлений и материалов, предназначенные для сборки различных конструкций, сооружений, художественного конструирования

Развивающие игры, предназначенные для решения задач на сообразительность

Игрушки, изображающие музыкальные инструменты, предназначены для музыкальных и других игр и занятий

Компьютерные, режиссёрские игры, направленные на решение дидактических и досуговых задач, детское творчество

Обучающие, упражняющие игрушки с различными функциональными устройствами

Игрушки, устройства и материалы, позволяющие детям исследовать их свойства

2.

А)

Б)

В)

Г)

Сюжетно-образные игрушки

Куклы

Фигурки людей и животных

Предметы игрового обихода

Технические игрушки

Игрушки, предназначенные преимущественно  для сюжетно-отобразительных, сюжетно-ролевых и режиссерских игр

Игрушки, имеющие прообраз человека

Игрушки в виде скульптуры, изображающие человека или животного

Игрушки, атрибуты, изображающие предметы быта и культуры

Игрушки, изображающие средства, орудия труда (от простейших до технически сложных), передвижения

3.

Театральные игрушки

Игрушки, предназначенные для театрализованных игр, в том числе для кукольного театра

4.

Празднично-карнавальные игрушки

Игрушки и атрибуты, предназначенные для детских праздников, карнавалов и шествий

5.

Спортивные игрушки

Игрушки, свойства и особенности которых предназначены для физического развития, подвижных и спортивных игр, в том числе народных

6.

Игрушки-забавы

Игрушки, предназначенные для игр-развлечений и забав

7.

Игровые модули

Крупные средообразующие предметы, позволяющие менять игровую ситуацию по собственному замыслу детей

8.

Предметы-заместители

Мелкие предметы для обозначения реальных предметов в воображаемом плане игры

9.

Игровое оборудование

Крупные игровые сооружения

II.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРУШЕК

1.

А)

Б)

В)

Г)

Степень готовности игрушек

Готовые игрушки

Сборно-разборные игрушки

Заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок

Материалы для создания игрушки

Мера завершённости игрушки, определяющая участие и творческий вклад играющих в процессе подготовки её к игре

Игрушки готовые к игре

Игрушки из трансформирующихся частей и деталей

Совокупность деталей, предназначенных для изготовления игрушки

Набор различных материалов, предназначенных для изготовления игрушек

2.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Материалы и композиции материалов, используемые для изготовления игрушек

Дерево, фанера

Ткань, в том числе искусственный мех

Пластмассы

Металл

Бумага, картон

Фарфор, керамика, стекло, композиционные материалы

3.

А)

Б)

В)

Величина игрушек

Игрушки мелкие

Игрушки средние

Игрушки крупногабаритные

Определение игрушек по размеру

Игрушки размером от 3 до 10 сантиметров, удобные для рук ребёнка

Игрушки размером от 10 до 50 сантиметров

Игрушки размером свыше 50 сантиметров

4.

Цветовое решение игрушек

Цвет, сочетание цветов в окраске и оформлении игрушек

5.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

И)

К)

Функциональные свойства игрушек

Игрушки простые, без подвижных деталей

Игрушки с подвижными деталями, механические (в т.ч. с заводными и инерционными механизмами)

Игрушки гидравлические

 Игрушки пневматические

Игрушки магнитные

Игрушки электрифици-рованные (в т.ч. электро-технические, элекромеха-нические, радиофицирован-ные, на элементарной электронной основе)

Игрушки электронные (с автономным микропроцессо-ром и управляемые компьютером)

 Игрушки с дополнительными атрибутами

Наборы игрушек

Игровые комплекты, комплексы и серии

Свойства игрушек, расширяющие спектр игровых задач и действий за счёт подвижности, совокупности деталей и специальных устройств

Совокупность деталей одной игрушки и игрушек, связанных между собой по назначению или по функциональному признаку

Наборы игрушек (игр), объединенных единым образом, темой, задачей

6.

А)

Б)

В)

Художественно-образное решение игрушек

        

Реалистический образ

Конструктивный образ

Условный образ

Свойства, отражающие специфику внешнего вида игрушек

Наиболее достоверное отражение в игрушке типичных и индивидуализированных признаков предмета

Образ, возникающий в результате конструирования, преобразования деталей

Обобщенное отображение в игрушке типичных черт предмета, видовых особенностей в утрированной или сглаженной форме

7.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Место возникновения игрушки

Архаичные

Народные

Ремесленные        

Самодельные

Промышленные

Место, где производится (откуда происходит) данный вид игрушки

Игрушки, возникшие на заре человеческой цивилизации

Производимые кустарно и традиционно народом или в народном стиле художниками

 

Производимые вручную мастерами

Изготовленные вручную умельцами

Производимые на производстве с использованием промышленных технологий

Помимо указанных разрядов и позиций авторы-разработчики предлагают ввести также позиции, отражающие технологии изготовления игрушки, технический уровень исполнения, специальное назначение игрушки и др.

§ 3. Особенности игрушек.

Особенностью игрушек является то, что в них:

  • в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок играя, воспроизводит те или иные действия ( кукла обобщенный образ человека; ребёнок, играя с ней, выполняет действия , свойственные образу человека: укладывает спать, кормит, купает, катает в коляске и т.д.);
  • присутствует условность изображения предмета, которая позволяет выполнять с ней разнообразные действия. По наблюдениям К.Д. Ушинского, «дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии…» Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием;
  • ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Е.А. Флёрина отмечала, что игрушка «учит ребёнка жить и действовать»;
  • раскрывается  цель разностороннего развития ребёнка. Широкий круг  воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материала, технике исполнения, возрастному назначению.

§ 4. Педагогические требования к игрушке.

  1. Игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. Это требование определила Н.К.Крупская в своей статье «Об игрушках для дошколят».
  2. Тематика и содержание игрушки (что она отражает), должны быть разнообразны,  поскольку от этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Е.А. Флёрина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребёнка, увлекать образами современной действительности.
  3. Динамичность игрушки побуждает ребёнка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности.
  4. Оформление игрушки должно быть привлекательным, красочным, чтобы вызвать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
  5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать гигиеническим требованиям.

Вопросы и задания 

1. Сформулируйте воспитательное значение игрушки для детей раннего и дошкольного возраста.

2. Используя таблицу педагогической классификации игрушки, дайте письменную характеристику 3-4 игрушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....