рекомендации родителям на летний период
статья

Зарубина Наталья Анатольевна

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала. Данные рекомендации помогут  этого избежать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_na_leto_3-5_let.docx19.97 КБ
Файл rekomendatsii_na_leto_6_let.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Вот и закончился учебный год.

Впереди лето – пора отпусков, детского и взрослого отдыха. Но родителям детей с речевыми нарушениями нельзя забывать о своих проблемах даже в этот период. Для нас с Вами важно, чтобы дети не только отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но и чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

 Я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, занимаясь за столом или перед зеркалом, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам, отдых на даче и т. д.

1. Тренируем артикуляционный аппарат.

Важно помнить, что сформированные в течение года артикуляционные  навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться», и нужно будет все начинать сначала.. Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями,  то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т. д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

- Рекомендуется регулярно выполнять артикуляционные упражнения, разученные с детьми в течение года (данные упражнения подробно расписаны в индивидуальных тетрадях).

- Для того, чтобы выполнение артикуляционных упражнений сделать наиболее увлекательным для вашего ребенка, я предлагаю вам придумывать и проигрывать вместе с ребенком «артикуляционные сказки» на основе изученных упражнений (примеры таких сказок вы можете найти в интернете или придумать самостоятельно)

2.Развиваем слуховое внимание:

Слуховое внимание – умение ребенка сосредотачиваться на определенном звуке.

Советую вам дома или на прогулках с ребенком вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д.

3.Развиваем речевое дыхание:

Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Обращайте внимание на то, как ребенок дышит, дыхание не должно быть резким, скачкообразным, кроме того, делать вдох нужно непременно через нос.

- Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается, выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по тазику с водой.

Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. «Султанчик»«Сдуй ватку»«Забей гол».

Все эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

«Чайник закипел» («Шторм в стакане»). В стакан  налейте 150 граммов воды и вставьте  трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать, щеки не надувать!

4. Словарный запас и грамматические категории.

По возможности повторяйте с ребенком весь пройденный материал в тетради. Кроме того:

- Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

- Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик и т.д. Расскажите о своей профессии.

- Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: транспорт, верхняя одежда, чайная посуда, комнатные растения, мебель и т.д.

- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

- Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.

- В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки (василек (какой?) – красивый, синий).

- Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: большой стул, а маленький - стульчик, флаг – флажок.

- Учите детей образовывать форму мн. ч. существительных в И. п. и Р. п.: цветок – цветы – много цветов…

5. Развитие самостоятельной активной и связной речи.

- Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

- Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

- Учите детей говорить слова приветствия и прощания. Расспрашивайте о важных для него событиях. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

- Читайте детям книжки. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.

6. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно переплетается с развитием артикуляционной моторик и соответственно с развитием речи. Поэтому:

- Рисуйте и раскрашивайте с ребенком, особенно цветными карандашами. Учите правильно держать карандаш, двигать кистью во время рисования, следите внимательно за нажимом на карандаш.

- Лепите из пластилина. Играйте с прищепками…

7.Занимаемся на кухне:

- На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья»«Овощи»«Фрукты»«Посуда»«Продукты питания» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.).

Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?»«Что мы ещё забыли положить в суп?»«Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю»«солю»«обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши словаПоручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

8.Занимаемся на даче:

Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна»,  «Лето»«Осень»«Растения         сада»«Цветы»,«Деревья»«Насекомые»«Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

 Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать»«подрыхлить»«прополоть»«удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний»«Чего не стало?»«Что поменялось местами?»«Что изменилось?»«Подбери пару»«Назови ласково»«Угадай, о чём я говорю» и т. д.

Желаю Вам успехов,

веселых каникул,

хорошего отдыха

и отличного настроения!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Впереди лето – пора отпусков, детского и взрослого отдыха.

 Но для того, чтобы наша с Вами совместная работа, наши  результаты за лето не пропали, предлагаю Вам  повторять, закреплять те знания и умения, которые приобрели дети за учебный год.                                           

  1. Развивать общую и мелкую моторику:

- делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;

- выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

- лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

- вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

- расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

2. Развивать речевое дыхание:

- выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;

- надувать шарики, надувные игрушки;

- дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

- сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;

- играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

  1. Выполнять артикуляционную гимнастику (см. Индивидуальную тетрадь).
  2. Повторять все изученные буквы и звуки:  гласные звуки  обозначаем красным цветом, согласные твердые  - синим, мягкие - зеленым.  

5. Развивать фонематический слух:

- «поймать» заданный звук среди других звуков;

- назвать слово на заданный звук;

- разделить слово «прохлопыванием» на  слоги;

- назвать первый (последний) звук в заданном слове,

определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

- назвать в заданном слове только гласные звуки;

- повторить за взрослым «слоговые дорожки», например:  са-су-сы;  то-та-тэ-ту;  ша-шу-ша-ши;  па-па-ба;  ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы  и т.д.

6. Закреплять (автоматизировать) поставленные звуки в словах, чистоговорках, стихах,  контролировать их в речи  (см.  индивидуальные тетради).

7. Развивать словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей  - повторять темы, изученные на занятиях.

8. Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлениях природы, о животном и т.д.

Желаю Вам успехов,

веселых каникул,

хорошего отдыха

и отличного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям на летний период

Не за горами- долгожданное лето! Надеюсь, что краткие рекомендации помогут родителям занять своё любимое чадо в летний период и в увлекательной, игровой форме, позволят закрепить полученные знания и н...

Рекомендации родителям на летний период

Уважаемые родители! Лето – это пора отпусков и каникул, и , конечно, хочется отдохнуть за весь трудоемкий год… Но не стоит забывать и о делах, а в нашем случае – о занятиях! Чтобы Ваш ребенок не утеря...

Рекомендации родителям на летний период

Памятка для родителей с рекомендациями логопеда на летний период...

рекомендации родителям на летний период

Подвижные игры с детьми на летнем отдыхеПроводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хор...

рекомендации родителям в летний период

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...

Рекомендации родителям на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...

Рекомендации родителям на летний период

картотека рекомендаций родителям о проведении лета детьми...