Консультация для родителей и педагогов " Игра спутник детства"
консультация (младшая группа)

Лифантьева Юлия Александровна

Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки, но не всегда представляют какое значение  имеют игры в воспитании детей. Именно в этой консультации вы найдете ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Консультация  « Игра спутник детства».

В отличие от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения, отдыха, для ребенка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы малыша интересует все: вещи, явления, люди, их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность игры в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Он начинает кормить, укладывать куклу, лечить ее. Однако как самостоятельная деятельность игра не появляется сама собой. Формирование ее идет постепенно, по мере роста и развития ребенка, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширения знаний об окружающем. На третьем году жизни не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, непродолжительные.

В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает мама: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти  действия она повторяет неоднократно. Мальчик возит купленную машину по полу, перевозит игрушки, гудит.

Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт использования их в игре малыши приобретают в совместных игровых действиях с взрослыми, которые показывают, как применить одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх. Например, мишка может быть «сыном» в игре в «дочкиматери», «зрителем» в игре в «театр», пассажиром в игре в «транспорт», покупателем в игре в «магазин» и т. д. Фантазия взрослых должна помочь детям в использовании различных игрушек, в комбинировании их в играх. Предложение взрослого не просто построить дом, а такой, в котором будет «жить» определенная кукла, вызывает необходимость подбирать детали по размеру, сравнивать их между собой, с размерами куклы. То же самое приходится делать, чтобы построить стол, за которым можно угостить чаем всех кукол, или сделать гаражи для разных машин.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для игр.

Игрушка побуждает малыша к совместным действиям с взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и ее педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку дороже красивой электрофициpованной игрушки, так как в играх ее можно использовать по-разному: устроить в коробке комнату для куклы, сделать из нее машину, пароход и т. д.

Для ценных  в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных), предметы домашнего обихода (посуда, мебель и др.), моторные,  двигательные, конструктивные, строительные, дидактические - обучающие (матрешки, башенки, мозаика и т. д.). Чем разнообразнее виды игрушек у младшего дошкольника, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам, и девочкам (настольно-печатные игры, мозаика, строительные наборы.) Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует и т. п.). Игры мальчиков только с машинами, игрушечным оружием обедняют игровой замысел,  перевозбуждают еще не окрепшую нервную систему ребенка. Не имея опыта игры с образными игрушками, мальчики и в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят общей темы для игры. Это затрудняет их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей.

В течение третьего года жизни у детей, особенно посещающих детский сад, появляется потребность играть вместе. Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают, как можно играть с куклой, мишкой, любой образной игрушкой.

В семье, особенно если ребенок растет один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что узнает сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с игрушкой. Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно образной. Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Такие игрушки имеют обычно свое имя, постоянное место в игровом хозяйстве (кукла Машенька, Мишутка, Чебурашка). Игры с образными игрушками способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе с взрослыми, дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок (игры в несложные лото, например «Ку-ка-реку»), последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.

Надо подчеркнуть важное положение дошкольной педагогики о связи игры с трудом, даже если речь идет о детях младшего дошкольного возраста. Поэтому-то так важно с самых ранних лет приучать детей к наведению порядка в игровом уголке. (Сначала, конечно, совместно со взрослыми, потом почти самостоятельно.) Но маленькие дети, наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, они (игрушки) тоже устали» или «Давай с тобой играть в «магазин». Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой» и т. п.         

Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей и педагогов "Игры для развития речи детей" (2 младшая группа)

В данной консультации представлена подборка дидактических игр для развития воспрития мелодики и  развития вопросительного речевого темпа речи дошкольников....

Консультация для родителей и педагогов "Игры для профилактики плоскостопия"

Консультация для родителей и педагогов "Игры для профилактики плоскостопия"...

Консультация для родителей и педагогов "Игры на преодоление детской агрессии"

Материал содержит информацию о причинах агрессии, формы проявления агрессии у ребенка, а также игры, которые можно использовать как родителям так и педагогам для направления агрессии в нужное русло....

Консультация для родителей и педагогов "Игры, создающие настроение"

Эти игры из книги Барбары ШЕР позволяют поднять детям настроение, справиться с раздражением, побороть нежелание заниматься повседневными делами и сделать обычный день ярче, радостнее и интереснее....

Консультация для родителей и педагогов "Играем в друдлы-развиваем воображение"

Консультация для родителей и педагогов "Играем в друдлы-развиваем воображение"...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...