Консультация "Сенсорное развитие детей"
консультация (младшая группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Консультация для родителей расскажет о том, что такое сенсорное воспитание, предложит дидактические игры по енсорике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx373.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Консультация для родителей
«Сенсорное развитие детей»

Подготовила:                                                                                                            

Хлебунова А.Ф.

    воспитатель

г. Нягань 2016 г.

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом. 

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т.д.

Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. К концу периода младенчества у ребенка формируются практически все свойства восприятия. Благодаря возможности  перемещаться в пространстве дети учатся видеть предмет под разным углом и узнавать его в разных сочетаниях. Именно тогда появляются первые сенсорные эталоны, то есть постоянные образы окружающих предметов, с которыми впоследствии малыши соотносят новые объекты окружающего мира. 

Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. 

Вплоть до младшего школьного возраста детям сложно иметь дело с абстракциями, а потому достаточно значимыми для них остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. То есть, формирующийся образ предмета или понятия для малыша складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и других ощущений. 

Целостное восприятие является движущей силой некоторых сторон причинного мышления ребенка. Это означает следующее: если ребенок детально представляет себе предмет с его частями, то он может осознать причины нарушения целого. Однако, создание целостного образа, который учитывает все свойства предмета, возможно лишь тогда, когда ребенок овладевает поисковыми способами ориентирования: рассматриванием, планомерным наблюдением, ощупыванием, обследованием и сравнением. Выделяют два основных сенсомоторных метода – обследование и сравнение.

Обследование – специально организованное восприятие предмета с целью использования его результатов в практической деятельности. Порядок обследования выглядит следующим образом:

  1. Восприятие целостного облика предмета (объекта).
  2. Выделение его главных частей и определение их свойств (величина, форма и др.).
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше или ниже, слева или справа и др.).
  4. Выделение мелких частей и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.
  5. Повторное целостное восприятие предмета.

Обследование, которое проводит ребенок, может быть:

  • контурным, определяющим контуры плоскостных предметов;
  • объемным, определяющим форму объемных предметов.

Сравнение объединяет в себе дидактический метод и мыслительную операцию, которые помогают ребенку установить черты сходства и различия между предметами и явлениями.

Сравнение может идти путем:

  • сопоставления предметов или их частей друг с другом;
  • наложения предметов друг на друга или приложения одного к другому;
  • ощупывания предметов;
  • группировке предметов по форме, цвету или другим признакам;
  • последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета.

Сравнение дает ребенку не общее, а более определенное и детальное восприятие предметов. Кроме того, сравнение помогает малышу усвоить систему сенсорных эталонов – своеобразных чувственных мерок, которые исторически сложились, для определения отношений выявленных свойств и качеств одного предмета к свойствам и качествам других. Сенсорные эталоны включают в себя системы геометрических форм, величины, пространственные и временные ориентировки, шкалы музыкальных звуков и фонетической системы языка, цветовой спектр, а также некоторые другие системы и шкалы. 

Действие соотнесения предмета с эталоном делают образ мира для ребенка целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, однако могут найти отличия между конкретным предметом и эталоном. Так ребенок может сказать, что, например, яблоко – это неправильный круг.  

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире у детей обязательно должны подкрепляться словесно. Знания, полученные ребенком с помощью обследования и сравнения, но не подкрепленные вербальным сопровождением (не озвучены действия, термины, планы деятельности), как и наоборот, не могут быть отчетливыми и прочными.

Важным фактором сенсорного развития является также эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.

Способы развития сенсорных способностей детей

Сегодня в магазинах можно встретить множество игрушек и книг, которые влияют на сенсорное развитие детей. Однако родителям необходимо понимать, что и книги, и игрушки являются лишь дополнительными средствами и не могут полностью заменить исследования реального мира, а также общение с окружающими. Дети очень любознательны и легко присоединяются к деятельности взрослых. Объясняя свои действия и рассказывая об окружающих предметах и явлениях (например, во время прогулки, приготовления пищи, игр и др.), взрослые помогают развиваться сенсорным способностям малышей. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. То есть, например, показывая малышу цветок, надо использовать все возможные органы чувств, которые можно задействовать в данной ситуации: рассказать о цвете, форме и дать понюхать.

Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. На следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.

 

Сенсорное развитие малышей-что это такое?

Немножко про «сенсорные игрушки»

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

f_4a9285718a0cc

         От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители. Такие как: звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину. 21a

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Сенсорные игрушки у современного человека вызывают ассоциации с новейшими технологиями. Телефон Айфон, сенсорный экран нетбука, беспроводная мышка уже давно стали любимыми игрушками для взрослых. Детские игрушки намного проще, удобнее и полезнее. Сейчас такой ассортимент сенсорных игрушек для детей, что иметь их все в доме практически невозможно. Но выделить и приобрести основные виды по силам каждому родителю.

Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:Zqd50fh82-Q (1)

• Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки.

• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.

• Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.

• Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)kxr60c4Dcng

Хорошо иметь в семье пластмассовую пирамидку большого размера для маленького ребенка. Такие кольца легко снимать даже непослушным пальчикам малыша. Для детей старшего возраста игрушки по сенсорике полезно покупать из дерева. Они практичные, красочные и экологически чистые.

Простые вкладыши из пластмассы есть, наверное, в каждой семье. Из них удобно строить башенку, вкладывать одну коробочку в другую. Можно изучать размеры и цвета. Наличие на дне дырочек позволяет играть с водой в ванной.

Более сложные вкладыши и сотерны встроены в домик или машину, что делает процесс занятий более интересным.

И напоследок - ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ!FB,105041,85,fisher-price-renkli-kaplar-sekilli-oyuncaklar-fisher-price

Заниматься сенсорным развитием детей  нужно постоянно, а не время от времени.

                         42182820-2227080.180269

Дидактические игры по развитию сенсорики

Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов.

«Конусная пирамидка»

Хороший тренажер для усвоения величины. Покажите ребенку, как она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их величины. Затем дайте ребенку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните, почему именно это кольцо не на своем месте.

"Разложи кубики по цветам"

 Предложите ребенку  выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам.

"Вспомни ощущение".

Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

"Угадай овощ".

В тряпичный мешок положите разные овощи и фрукты. Задача ребенка, опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощ или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), на что похож,  и т.д.

"Угадай, чья рука"

Эта игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки на ощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.

"Дразнилки"

Игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.