Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну "Развитие речи"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Катюнина Наталия Николаевна

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное родительское собрание

в подготовительной к школе группе

по теме «Путешествие в страну «Развитие речи».

Форма проведения: игровой практикум

Разработчики: Катюнина Наталия Николаевна

учитель-логопед

Горбатова Наталья Викторовна

воспитатель

Надым, 2022г.

Цель:  повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи:

- формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;

- закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;

- овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед

Место проведения: помещение группы.

  1. Логопед:

Членораздельная речь – это уникальная способность человека, приобретенная в процессе эволюции, отличающая нас от животных. Это форма общения. В дошкольном возрасте речь развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

- становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Развитие слухового внимания;

- Формирование звуковой культуры речи;

- Обогащение словарного запаса;

- Формирование грамматического строя речи;

- Обучение рассказыванию, связной речи;

- Развитие выразительности речи;

2. «Давайте поиграем».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить об играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры-соревнования.

Предлагаем вам распределиться на две команды,

1 команда – «Знайки»

2 команда – «Умейки»

За каждый правильный ответ команда получает смайлики.

 

Итак, забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем.

1. Вы читаете детям сказки?

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого ребенка, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

(Воспитатель зачитывает вслух для каждой команды по очереди)

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

2. Игра. «Эпитеты».

Цель: Формировать у детей умение подбирать эпитеты к словам.

Каждой команде раздаются карточки с 2 существительными. За 30 секунд нужно подобрать к ним связанные прилагательные.

- листья (желтые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные,

- лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый,

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ,

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д. ,

- луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т. д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

3.Пальчиковая гимнастика

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

4. Игры на развитие речевого дыхания

 Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание.

Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

В ходе родительского собрания команды по очереди «Задувают свечи». Выигрывает та команда, которая задула больше свечей.

 5. Игра «Чистоговорки».

Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

Кто быстрее и с первого раза безошибочно произнесет чистоговорки:

Для команды «Знайки»:

Хомячку на ухо села муха.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Дятел-тятя и дятел-дитятя

Жили, минут понапрасну не тратя:

Дятел-тятя долбил кору,

А дятел-дитятя ловил мошкару. 

Для команды «Умейки»:

Три вороны на воротах.

Наш Полкан попал в капкан.

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уткнулся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

6. Кто назовет больше фамилий детских писателей.

7. «Скажи наоборот»

- мокрый – сухой.

- чистый – грязный.

- добрый – злой.

- теплый – холодный.

- широкий – узкий.

- сытый – голодный.

- твердый – мягкий.

- длинный - короткий.

8. Игра «Скажи сколько?»

Вопросы для команды «Знайки»:

- 1 помидор, 2 помидора; 5 помидоров.

- 1 носок; 3 носка; 5 носков.

Вопросы для команды «Умейки»:

- 1 пальто; 2 пальто; 6 пальто.

- 1 валенок; 2 валенка; 6 валенок.

 

Итог собрания.

Каждая команда подсчитывает количество заработанных смайликов. Определяется победитель.

Создаем весенний букет.

На столах лежат цветы разного цвета. Родителям предлагается выбрать цветок определенного цвета, в зависимости от настроения и поместить на листок с вазой.