Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика
    консультация

    Аксютина Татьяна Александровна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_artikulyatsionnaya_gimnastika_v_kartinkah.doc401.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ ДС № 37 «Мальвинка»                                             Аксютина Т.А.                                                                                                                        

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

    Упражнения рекомендуется выполнять сначала медленно, обязательно стоя перед зеркалом, со временем переходя к более быстрому темпу. Для пущей наглядности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком. Вскоре ребенок научится выполнять движение самостоятельно и без зеркала. Упражнения, которые ребенок выполняет без затруднений, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.

    Стихи и картинки к упражнениям из книги

    Репиной З.А.,  Буйко В.И. «Уроки логопедии»


    Упражнение «ЗАБОРЧИК»

    Родителям. Это задание дается для непроизвольного удержания улыбки.

    ☺ Улыбнись так, чтобы были видны верхние и нижние передние зубы.

    Зубы ровно мы смыкаем

    и заборчик получаем...

    А сейчас раздвинем губы —

    посчитаем наши зубы.

                    Упражнение «ТРУБОЧКА»

    ☺ Вытяни губы вперёд трубочкой и держи в таком положении, считая про себя до пяти.

    Мои губы — трубочка —

    Превратились в дудочку.

    Громко я дудеть могу:

    Ду-ду, ду-ду-ду,

    Ду-ду, ду-ду-ду!

                           Упражнение «ЛОПАТОЧКА»

    Родителям. Цель упражнения — выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

    ☺Улыбнись. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.

    Язык лопаткой положи.

    И спокойно подержи.

             Язык надо расслаблять

    И под счёт его держать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

                                                    Язык можно убирать.

                 

                                                       Упражнение «ИГОЛОЧКА»

    Родителям. Цель упражнения — выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

    ☺ Открой рот; язык высунь далеко вперёд; напрягай мышцы языка и делай его узким; удержи иголочку, считая от одного до пяти.

    Язык в иголку превращаю,

    Напрягаю и сужаю.

    Острый кончик потяну,

    До пяти считать начну.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Иголку я могу держать.

                             Упражнение «ЧАСИКИ»

    Родителям. Цель упражнения — выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон.

    ☺ Открой рот; высунь узкий язык; тяни его попеременно то вправо, то влево.

    Влево — вправо, влево — вправо

    Мой язык скользит лукаво:

    Словно маятник часов,

    Покачаться он готов.

                  Упражнение «КАЧЕЛИ»

    Родителям. Цель упражнения− выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Первоначально взрослый как бы дирижирует кистью руки, делая поясняющие движения вверх-вниз с постепенным ускорением. 

    ☺ Открой рот, высунь язычок и тянись им к носу и подбородку. Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

    На качелях я качаюсь:

    Вверх-вниз, вверх-вниз,

    Я до крыши поднимаюсь,

                                                          А потом спускаюсь вниз.

                                                       Упражнение «ЧИЩУ ЗУБЫ»

    Родителям. Цель упражнения — выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

    ☺ Улыбнись; приоткрой рот; почисти кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону, а затем снизу вверх.

    Чищу зубы,

    Чищу зубы

    И снаружи...

    И внутри...

    Не болели,

    Не темнели,

    Не желтели чтоб они.

                           

                                                                      Упражнение «ГОРКА»

    Родителям: Цель упражнения — выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

    ☺ Открой широко рот; широкий язык опусти за нижние зубы, упрись в них языком; плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам.

    Вот так горка, что за чудо!

    Выгнулся язык упруго:

    Кончик в зубы упирается,

    Бока кверху устремляются

                          Упражнение «МАЛЯР»

       Родителям. Цель упражнения — отработать подъем языка вверх и его подвижность. 

    ☺ Улыбнись; открой рот; подними язык к бугорочкам;

    води, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперёд-назад; следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

    Красить потолок пора,

    Пригласили маляра.

    Челюсть ниже опускаем,

    Язык к нёбу поднимаем,

    Поведём вперёд-назад —

    Наш маляр работе рад!

                        Упражнение «ЧАШЕЧКА»

    Родителям. Цель упражнения - выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

     ☺ Широко открой рот. Язык-лопатку положи на нижнюю губу. Приподними края языка, чтобы получилась чашечка.

    Язык широкий положи,

    Его края приподними —

    Чашку в ротик занеси

    И края к зубам прижми.

                                               Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

    Родителям. Цель упражнения — выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. 

    ☺ Слегка приоткрой рот; широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

    Ох и вкусное варенье!

    Жаль, осталось на губе.

    Язычок я подниму

    И остатки оближу.

                                                      Упражнение «ИНДЮШАТА»

    Родителям. Цель упражнения — выработать подъем языка и подвижность его передней части.

    ☺ Приоткрой рот; положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.

    Рот чуть-чуть приоткрываю,

    Язычок приподнимаю.

    На губу положу,

            По губе им повожу.

            Потом голос подключу:

            Бл-бл-бл — заболбочу.

                                                     Упражнение «ДЯТЕЛ»

    Родителям. Цель упражнения — укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

    ☺ Улыбнись; открой рот; постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук [д]; делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

    Слушай внимательно стишок про дятла и после каждой строчки стучи три раза кончиком языка по бугоркам [д-д-д]:

    Я по дереву стучу — д-д-д.

    Червячка добыть хочу — д-д-д.

    Хоть и скрылся под корой — д-д-д,

                                                              Всё равно он будет мой — д-д-д.

                   

                                                                      Упражнение «ЛОШАДКА»

    Родителям. Упражнение полезно для произнесения звуков [р], [р']. Оно укрепляет мышцы языка, отрабатывает подъем языка вверх. Щелканье должно быть четким, непохожим на чмоканье.

    ☺ Улыбнись; приоткрой рот; пощёлкай медленно кончиком языка; следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

    Я лошадка Серый Бок!

    Цок-цок-цок-цок.

    Я копытцем постучу,

    Цок-цок-цок-цок.

       Если хочешь — прокачу!

       Цок-цок-цок-цок.

                                                              Упражнение «ГРИБОК»

    Родителям. Цель упражнения — вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку

    ☺ Улыбнись; приоткрой рот; медленно пощёлкай языком; щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу; из языка получилась шляпка  грибка;

    открывай рот пошире, удерживая «пpиклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка грибка из подъязычной уздечки.

    На лесной опушке,

    Где жила кукушка,

    Вырос гриб волнушка —

       Шляпка на макушке.

                                                                 Упражнение «ГАРМОШКА»

    Родителям. Цель упражнения − укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка. К выполнению упражнения можно приступить, если ребенок овладел умением присасывать язык к небу и удерживать его.

    ☺ Улыбнись; приоткрой рот; медленно щёлкни языком и присоси его к нёбу; не опуская язык, закрывай и открывай рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки).

    К нёбу язычок прижми,

    Челюсть ниже опусти.

    Рот открой, потом прикрой,

    Гармонист ты неплохой.

             

            

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ

    НАПРАВЛЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

    ЗАГОНИ  МЯЧ В ВОРОТА

    Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками .

    Методические указания.

     1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

    2. Нельзя надувать щеки.

    3. Следить, чтобы ребенок  произносил звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    ФОКУС

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Методические указания.

     1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

    2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.


    КОМПЛЕКС ДЛЯ СВИСТЯЩИХ

    ЗАБОРЧИК

    ТРУБОЧКА

    ЗАБОРЧИК-ТРУБОЧКА

    ЛОПАТКА

    КАЧЕЛИ

    ЧИЩУ ЗУБЫ

    ГОРКА

    ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА

    КОМПЛЕКС ДЛЯ ШИПЯЩИХ

    ЗАБОРЧИК

    ТРУБОЧКА

    ЗАБОРЧИК-ТРУБОЧКА

    ЛОПАТКА

    КАЧЕЛИ

    МАЛЯР

    ЧАШЕЧКА

    ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

    ЛОШАДКА

    ГРИБОК

    ГАРМОШКА

    ФОКУС

    КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗВУКА Л

    ЗАБОРЧИК

    ТРУБОЧКА

    ЗАБОРЧИК-ТРУБОЧКА

    ЛОПАТКА

    ИГОЛОЧКА

    КАЧЕЛИ

    МАЛЯР

    ИНДЮШАТА

    КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗВУКА Р

    ЗАБОРЧИК

    ТРУБОЧКА

    ЗАБОРЧИК-ТРУБОЧКА

    ЛОПАТКА

    КАЧЕЛИ

    МАЛЯР

    ИНДЮШАТА

    ДЯТЕЛ

    ЛОШАДКА

    ГРИБОК

    ГАРМОШКА

    ФОКУС

    1.      

    ЗАБОРЧИК

    2.

    ТРУБОЧКА

    3.

    ЛОПАТОЧКА

    4.

    ИГОЛОЧКА

    5. 

    ЧАСИКИ

    6. 

    КАЧЕЛИ

    7. 

    ЧИЩУ ЗУБЫ

    8. 

    ГОРКА

    9. 

    МАЛЯР

    10. 

    ЧАШЕЧКА

    11. 

    ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

    12. 

    ИНДЮШАТА

    13. 

    ДЯТЕЛ

    14. 

    ЛОШАДКА

    15. 

    ГРИБОК

    16. 

    ГАРМОШКА

    Ребенок может делать артикуляционную гимнастику, глядя на приведенные ниже картинки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

    МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

    Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

    Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

    В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

    Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

    Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

    Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики...