Статья "Познаём и развиваемся с технологией Г. Домана"
консультация (подготовительная группа)

Ибрагимова Зарема Ибрагимовна

  МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020-13.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Познаём и развиваемся с технологией Г. Домана

Дети способны увидеть «необычное»- в обычном. Для них мир полон загадочных тайн и сюрпризов. Всё это делает мир детства волшебным и удивительным! Детские игры и фантазии позволяют ребенку ощущать окружающий мир стартом для своих возможностей. Игра – это дверь, которая откроет ребёнку возможность попасть из настоящего в возможное. Во время игры есть возможность учиться и творить. Для детей, это единственный способ быть разным, примерять на себя новые жизненные роли, найти себя настоящего, понять, что нравится и к чему есть способности. Она помогает ребёнку избавиться от негативных эмоций. Прожив их в игре, дети безопасно приобретают жизненный опыт.

Игра – это очень серьезно! Только в волшебном мире игры ребенок может быть, кем захочет и делать, что захочет. Задача взрослых, находящихся рядом, направлять игру так, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки и умения, был готов к учебе и взаимодействию с окружающими. Каждый взрослый, находящийся рядом с детьми обязан знать, путь к сердцу ребенка проходит через игру, выдумку и радость. Играя с детьми, взрослый получает возможность, быть вместе с детьми в их волшебной стране.

Именно поэтому в процессе обучения дошкольников применяю методику Глена Домана. Методика Г. Домана самая тихая и «мягкая», но при этом самая важная и прекрасная. Цель этой революции – снабдить взрослых знаниями и навыками обучения, которые позволят им воспитать детей высокоинтеллектуальными, чрезвычайно способными и яркими личностями. И тем самым создать гуманный и здоровый мир. Ребенку нужно помочь осознать себя, воспитать в нем убеждение «Я личность! Я все могу!», научить его строить отношения с другими детьми и взрослыми. Г. Доман разработал подробные методы обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию и другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки разного количества, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии. В течение дня, очень быстро, по нескольку раз, показывают карточки ребенку. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, в будущем добавляя все новые и новые факты.

Можно задуматься, зачем тратить такие титанические усилия, вкладывая в детские головки огромный объем энциклопедических знаний, умение читать и считать в трехлетнем возрасте? Вы должны это делать потому, что знания – это базис для интеллекта, а интеллект – врожденный дар, данный каждому.

Детей нужно до краев наполнить энциклопедическими знаниями, пусть он сам решит, кем он хочет стать. Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни».

Начинаем с введения единицы знания – «бит».Один «бит» информации – это изображение очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть дискретным (т.е. изображать только один объект) и отличаться новизной. «Биты» объединяются в категории. В категорию входит группа из 10 и более «битов» знания, логически связанных друг с другом.

Например, такие категории: «насекомые», «домашние животные», «планеты солнечной системы». Категории входят в области знаний. Области поделены на разделы: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, основные законы естествознания, языки.

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс обучения детей чтению, по технологии Г. Домана, самый интересный. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи.

Раннее обучение чтению по технологии Г. Домана, не противоречит методике дошкольного развития. Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться читать, чем в 7 – 8 лет. Объясняют это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. Нам взрослым остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

Обучение чтению по методики Г. Домана, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Методика Глена Домана позволяет нам с детьми усваивать достаточно большой объем знаний, при этом абсолютно неназойливо со стороны взрослого. Дети привыкает постоянно тянуться к чему-то новому, к более сложным «битам информации». Усвоение детьми«бит» и является прямым путем к развитию интеллекта. Дети все новое впитывают максимально легко и огромной скоростью. Поэтому не стоит засорять мозг ребенка путанной и неточной информацией. На этом и построены основные принципы методики развития детей Глена Домана.

В педагогической деятельности, охотно и с интересом, опираюсь на методику Глена Домана. Потому, что детская деятельность, на основе методики Г. Домана, построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала взрослым (то есть от простого к сложному). Организация обучения организуется так, что:

  • обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
  • даёт возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий,
  • предполагает применение индивидуального и дифференцированного подхода к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
  • Помогает организовать учебную деятельность в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек, ИКТ,
  • пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются, а позднее охотно и активно используются в самостоятельной деятельности, Дети не «работают», они увлечённо играют в дидактические игры с буквами, со словами; читают книжки, отгадывают кроссворды, схемы, решают ребусы,
  • учит детей слушать, позже читать стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
  • Учит сравнивать собственные результаты с заданным образцом и овладевать навыками самоконтроля и самооценки, готовить руку к письму.

В итоге можно сказать, что развивающая методика Г. Домана даёт возможность для всестороннего развития детей дошкольного возраста учит размышлять, приобретать новый опыт и самим находить ответы на свои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Как развивать речь шестилетнего ребенка дома

В буклете представлены игры разного характера: как развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, словарь, грамматический строй речи. Он будет полезен родителям, воспитателям, логопедам....

«РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ДОМА».

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии е...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка, играя дома»

Дорогие родители! Богатый словарный запас дошкольника, выразительная речь, речевая активность - это важные компоненты успешности ребёнка не только в дошкольном возрасте, но и в шко...

Развиваем музыкальную культуру детей дома

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; испол...

"Как развивать математические способности дошкольника дома, используя игровые приемы"

Советы для родителей о формировании элементарных математических представлений дома  с использованием игровых приемов...